5 мин.

Переполох в сборной

Блог «С миру по Нитке» возвращается к книге Рене Штауффера «В поисках совершенства». В новом выпуске – рассказ о том, как 19-летний Роджер Федерер впервые проявил качества лидера команды и практически в одиночку сместил с поста капитана сборной Швейцарии.

Рене Штауффер «В поисках совершенства. История Роджера Федерера».

Пролог

Предисловие. Никто его не ждал

Из Кемптон-парка в Базель

Мальчик познает теннис

Экубленс. Тоска по дому

Лучший из юниоров

Новичок карабкается на вершину

Новый тренер, новые дороги

Олимпийские впечатления

По труду и рыбка

Переполох в сборной

«Капитаны сборных в Кубке Дэвиса входят в число самых обсуждаемых персонажей в мире тенниса. В напряженные недели матчей они становятся чрезвычайно важными для игроков, у каждого из которых есть собственные ритуалы и привычки, людьми. А поскольку правила Кубка Дэвиса – вступившие в силу в 1900 году – позволяют капитанам оставаться на корте во время матчей, чтобы помогать своим подопечным советом, в этих зачастую драматичных и нервных играх их роль даже более важна, чем роль обычного тренера в туре. Но капитаном сборной страны может быть только ее гражданин, зачастую выбор ограничен, и из-за этого возникают различные трения, борьба влияний и даже отставки.

В истории швейцарского тенниса все это было. Когда в 1992 году Марк Россе единственный раз в истории вывел команду в финал Кубка Дэвиса, капитана Роланда Штадлера внезапно сняли с должности. К слову – австрийца Томаса Мустера однажды спросили, чем же должен заниматься капитан сборной в Кубке Дэвиса, чтобы удержать на своем посту. Он ответил: «Держать полотенце, воду и помалкивать».

После того, как Федерер почти в одиночку обыграл США, напряжение в швейцарской сборной на время исчезло, но проблемы все же остались. Дело в том, что в конце 1999 года федерация решила поменять всеми любимого капитана и начальника команды Клаудио Меззадри на бывшего игрока Топ-10 Якоба Хласека, и это вызвало волну недовольства. Теннисисты явно симпатизировали Меззадри и почувствовали себя оскорбленными, когда федерация навязала им своего фаворита Хласека. К тому же пятилетний контракт давал Хласеку очень широкие полномочия.

Федерация понимала, что с этим назначением могут возникнуть проблемы, но она недооценила его последствий. Швейцарские игроки во главе с Россе грозились бойкотировать встречу с Австралией в 2000-м, но в последний момент все же поменяли решение. В то время контракт с федерацией, по которому в обмен на выступления в Кубке Дэвиса Федереру предоставлялась финансовая поддержка, обязывал Роджера сохранять нейтралитет в этой борьбе. Но после того, как он отделился от федерации, он освободился от обязательств и сам мог решать – играть или не играть.

Накануне Олимпиады в Сиднее Рене Штамбах, глава комитета федерации тенниса Швейцарии по Кубку Дэвиса, уговорами вытянул из Федерера обещание сыграть в Кубке Дэвиса в 2001 году под руководством Хласека. В качестве уступки Федерер получил предложение ввести в команду Петера Лундгрена. Вдобавок Штамбах обещал вернуться к рассмотрению ситуации в конце года, и если конфликты Федерера с Хласеком не уладятся, учесть желания Роджера.

Но напряженные отношения между Федерером и Хласеком было крайне трудно улучшить. Они абсолютно не понимали друг друга. Хласек был суровым прагматичным руководителем, ценившим дисциплину и хотевшим по максимуму контролировать команду. А Федерер, напротив, был художником, любившим находиться в окружении людей веселых, пропитанных командным духом и способных на изменения. С Хласеком Федерер был всего этого лишен, тем более удивительным было то, что до какого-то момента он так хорошо играл под его руководством.

Ситуация резко обострилась в апреле 2001 года во время четвертьфинала против Франции, проходившего в швейцарском городке Нёвшатель. Встречу открывали Россе и Клеман, и они провели эпический пятисетовый матч, продливший почти шесть часов, из которых два с половиной шла только решающая партия. Несмотря на то, что Россе подавал на матч, француз выиграл со счетом 15:13 в пятом сете. Матч состоял из 72 геймов и на тот момент был самым продолжительным в Кубке Дэвиса со времен введения тай-брейков в 1989-м.

А после этой марафонской встречи случилось неожиданное. Федерер играл со второй ракеткой французов Николя Эскюде, который на тот момент находился ниже в рейтинге. Но француз сумел повторить успех Роттердама, обыграв швейцарца в четырех партиях. Франция повела 2-0. После матча – уже почти в полночь – Федерер общался с прессой с мрачной физиономией. И когда его спросили о причинах такого бледного выступления, он не стал отмалчиваться: «Все дело в том, что работа с Якобом Хласеком не идет. И это стало заметно на корте. У нас уже давно проблемы. И мне совсем не понравилось играть». Федерер сказал, что на тренерской скамейке ему нужен человек, с которым он сможет поговорить, с которым он будет ладить, и с которым ему будет интересно. «С Якобом все не так».

Этот эмоциональный всплеск открыл всем прежде невиданного бескомпромиссного Федерера – гордый лев бурно отреагировал на то, что все шло не по его сценарию. Но оставался вопрос – почему же матчи против Австралии, Белоруссии и США Федерер под руководством Хласека провел так удачно? Ходили разговоры, что он был недоволен улучшениями в отношениях Хласека и Россе и завидовал Марку, который теперь был в центре внимания. Матч Роджера проходил сразу после битвы Россе и Клемана, и большинство журналистов в тот момент не смотрели игру Федерера, а анализировали предыдущую встречу. Утомленные зрители тоже в большинстве ушли со стадиона – матча Россе им хватило.

Швейцарцы прежде никогда не отыгрывались с 0-2. Казалось, надежды не было, но Федерер неожиданно вцепился в этот матч. Они с Мантой одержали победу в паре – со счетом 9:7 в пятом сете были обыграны Фабрис Санторо и Седрик Пиолин. Потом в одиночном матче Роджер в четыре сета одолел Клемана и сравнял счет. В пятой решающей игре против Эскюде Жорж Бастль, заменивший утомленного Россе, имел матч-пойнт. Во время затяжной перестрелки с задней линии один из болельщиков закричал, потому что посчитал, что Эскюде попал в аут. Мяч на самом деле был в корте, но крик отвлек Бастля, который в итоге проиграл со счетом 6:8 в пятом сете. Швейцарцы уступили со счетом 2-3 – за 21 час чистого игрового времени состоялось 23 сета.

Вскоре после этого Федерер отправил в федерацию заявление, в котором отказывался играть под началом Хласека. Через несколько недель федерация расторгла контракт с Хласеком, срок которого должен был истечь только в 2005. Австралиец Питер Картер, раньше тренировавший Федерера, фактически возглавил команду, и было принято решение, что официально во время матчей роль капитана будет исполнять незадействованный игрок.

Хласеку пришлось уйти, даже несмотря на впечатляющие результаты команды. В матче с Австралией швейцарцы были в сете от победы, а в игре с французами им не хватило одного очка. Были одержаны громкие победы над Белоруссией и США. Но Хласек просто оказался не в том месте не в то время. А если посмотреть на это под другим углом, то становится ясно, что к 19 годам Роджер Федерер полностью контролировал профессиональный теннис в Швейцарии».