Белая ворона
Раздумывая об унылом поражении Энди Маррея в финале Открытого чемпионата Австралии, Питер Бодо (Tennis.com) видит в нем нового Илие Настасе, а посему призывает его быть самим собой и продолжать искать свой путь. Мысли Бодо о том, что дает шотландец нынешнему туру – в блоге «С миру по Нитке».
Вот правда, пусть будет таким, какой есть.
Питер Бодо
«Наверное, тяжело было «быть Энди Марреем» утром понедельника.
Правда, перед тем, как писать или говорить что-нибудь о финале Australian Open, надо отметить следующее – игра Новака Джоковича в эти две недели оставила такое впечатление, что впору задаться вопросом, смог бы хоть кто-нибудь, включая столпов тенниса, обыграть его на этом турнире.
Об этом с легкостью забывают – точно так же можно было спокойно написать о финале, да и о матчах, предшествовавших ему, не слишком много рассуждая о Джоковиче. Он стал олицетворением высказывания известного деятеля NFL Эла Дэвиса – «Просто выигрывай, детка».
Я не первый день в журналистике, так что поверьте мне: рассказ о человеке, который просто работает, не поднимая головы и не открывая рта – это не самый интересный рассказ. И пусть за эти две недели мы все же несколько раз видели появление Новака-Весельчака, третья ракетка мира и теперь двукратный чемпион Australian Open на этом турнире штамповал победы, а не газетные заголовки. Нет ничего лучше прекрасной тихой победы – правда, ирония судьбы такова, что ответом на прекрасную тихую победу чаще всего становится столь же прекрасная тишина.
Энди Маррей в этом финале тоже не поднимал головы – но в отрицательном смысле. И даже в лучшие дни у него были проблемы с тем, чтобы не раскрывать рот и держать язык за зубами. Теперь он проиграл три подряд финала «Шлемов» и не выиграл в них ни сета. Что ж, это не такая уж проблема. Горан Иванишевич и Андре Агасси тоже проиграли по три финала, прежде чем победить. А Иван Лендл вообще четырежды терпел поражение в финалах. Я думаю, Маррей не против того, чтобы его карьера в итоге оказалась сравнимой с их по достижениям.
Но в ближайшее время участь Энди Марреея будет незавидной, и не только из-за ощущения невесты, в предсвадебных хлопотах не заметившей, что жениха увели из-под носа. Его домашняя пресса склонна довольно резко говорить о своем лучшем за долгое время игроке. Я провел небольшое исследование, чтобы посмотреть, что там пишут в Британии. Было непросто, потому что сайты многих изданий стали платными. Но некоторые вкусняшки все еще в свободном доступе, как например статья Джоната Лью из The Telegraph.
«Жизнь полна вещей, которые обещают подарить нам радость, но приносят одно разочарование. Британское лето. Клешни краба. Жуткие приборы, которые рекламируют в 4 утра. Новый фильм Вуди Аллена. Свиные ребрышки под соусом, в которых мяса чайная ложка, а соуса хватит на то, чтобы изгадить всю одежду. Но только в случае с Энди Марреем можно перефразировать старую африканскую поговорку и сказать, что разочарование совершенно точно гарантировано».
А как вам вот это – от Дэна Джонса из London Evening Standard?
«После поражения от Джоковича Маррей не лил слезы. В прошлом году он плакал, и это были слезы отважного человека. В этом году это было бы позорно. Это был худший из трех финалов. Он не заслужил права реветь».
Хотелось верить, что соотечественники будут более снисходительны к шотландцу, и по крайней мере один из них оправдал надежды. Вот что написал Нил Маклеман из Scottish Daily Record.
«Это просто типичный случай ступора в ответственный момент. Совершенно ясно, что у Маррея много вопросов – но спрашивать бесполезно, если некому дать настоящий ответ».
Я мог бы продолжить (сообщение в Интернет-версии The Guardian говорит, что Маррей «двигался как ленивец», а пользующийся дурной славой таблоид The Sun заметил, что вместо ожидаемых всеми «американских горок» мы получили «полнейший провал для нашего парня и для миллионов телезрителей»…).
И что бы это значило...
Так или иначе, перед тем, как уехать из Мельбурна, Маррей сам сказал, что намерен устроить себе долгий отпуск – если читать между строк, то можно сказать, что ему надо перегруппироваться, и он этого хочет. Мне кажется, соотечественник Маррея Маклеман все правильно написал: у Маррея есть проблемы, и ему нужен наставник. И пока приятель детства Дэни Вальверду работает в качестве «тренера», а Алекс Корретха – единственный человек из команды Маррея, похожий на настоящего наставника – прохлаждается дома в Барселоне, проблемы вряд ли решатся.
По ходу финала я несколько раз ловил себя на мысли, что хочу увидеть в ложе Маррея кого-нибудь кроме его мамы Джуди, Дэни и фитнесс-тренеров. Кого-то, кто может найти струнку, на которой надо сыграть, кнопку, на которую надо нажать, чтобы завести Маррея. Вместо этого перед нами предстало нелепое зрелище, как Энди то брюзжал на людей в своей ложе, то успокаивал их (мне так показалось). Сравнимо с тем, как если бы капитан «Титаника» занимался тем, что переставлял стулья на палубе.
Примерно с середины третьего сета у меня почему-то появилось странное ощущение, что Маррей, высосав всю энергию из матча, найдет способ победить – ну, знаете, небрежность Джоковича, случайный виннерс Маррея, и вот сет уже ушел, и шотландец внезапно ожил, а в это время Джокович так удивился такому повороту событий, что перестал попадать в корт. Не надо смеяться. Такое уже было, и не раз.
По этому поводу интересную точку зрения высказал Матс Виландер. Я своими словами перескажу вам ее. Энди играет так, как будто его игра в абсолютной яме, и его цель, скорее, заставить соперника играть на этом уровне, утянуть его в эту яму, чем заиграть лучше и дать бой сопернику. Он играет не для того, чтобы победить, а для того, чтобы не проиграть.
Я не уверен, что Маррей на самом деле ставит себе цель «понизить» соперника, да и тактика «играть не для того, чтобы победить, а для того, чтобы не проиграть» кажется вполне жизнеспособной (спросите Каролин Возняцки). Так что тут все в порядке, конечно, если не смешивать фигурное катание и теннис. В любом случае, то, что Джоковичу удалось избежать падения в эту яму, которую ему вырыл Маррей, особенно учитывая негативный настрой британца в тот день – это еще одно его достижение.
Негатив, исходящий от Маррея, это не стратегическое ухищрение, и я уверен, что этого не было в его плане на игру. Это черта его характера, и как любая оригинальная и необычная черта, она может доставить сопернику проблемы. Маррея сравнивали со многими игроками, в том числе и с Джоном Макинроем, который чуть ли не первым попытался навязать британцу свои услуги. Но в отличие от Маррея он умел направлять свой гнев и неудовлетворенный перфекционизм в нужное русло. Маррей больше похож на бывшую первую ракетку мира Илие Настасе, который выиграл 2 финала ТБШ из пяти, хотя таланта ему было дано на 8 или даже 10 побед.
Но когда Настасе впадал в дурное настроение, он играл отвратительно – прямо как Маррей. И как Маррей, он без раздумий сваливал вину за отвратительное выступление на любой подвернувшийся под руку фактор. The Guardian на следующий день так описала шотландца: «Он был недоволен своей мамой, кричащими чайками, болл-боями, прохладным вечером, ни в чем не виноватой побелкой и в конце концов тем демоном, который сидит внутри него и разрушает его хрупкое равновесие».
Забавно то, что в последнее время игроки такого типа перевелись, по крайней мере, на вершине или рядом с ней. Но они всегда существовали и зачастую играли на высоком уровне. Бесполезно просить этих ребят измениться или ждать того, что какой-нибудь новый тренер перевернет их игру или сущность. С этой точки зрения Маррей все делает правильно. Он не пытается быть кем-то другим и выглядеть не тем, что есть на самом деле. Этому парню просто надо найти свой собственный путь – пусть он покажется многим из нас непонятным – и шотландцу совершенно точно хватит мозгов его найти. Просто нужно время.
Самым вопиющим преступлением Маррея в этом финале была его неспособность навязать борьбу, ну или хотя бы выглядеть убедительно. Он казался опустошенным, вялым и неуклюжим. Умные наблюдатели поняли, что основная причина этого в нервах. В последнее время мы редко сталкивались с такой проблемой, потому что Роджер и Рафа царили на «Шлемах». Ключевым элементом в этом матче стало банально то, что Джокович играл свободно, а Маррей был связан по рукам и ногам давлением. Джокович был настроен позитивно, а Маррей – пессимист от рождения – негативно. Мы уже привыкли к тому, что в финалах ТБШ все решает качество игры, а не такая темная материя, как психология – но не стоит списывать ее со счетов.
Подводя итог, можно сказать, что Маррей еще будет испытывать трудности из-за негативного отношения к жизни. Иногда оно будет помогать ему (ведь оно может бесить соперника – Виландер не учел этого), но в большинстве случаев оно будет мешать ему, даже несмотря на то, что шотландец уже показал, что все же способен с ним управляться. Нельзя стать пятой ракеткой мира, постоянно наступая на горло собственной песне. Настасе, хоть и доводил своих болельщиков до белого каления, тоже работал над своими самыми вопиющими недостатками. И Маррей, как и Нэсти (Nasty – злюка – прозвище Настасе), уже стал постоянным претендентом на победу на любом турнире. Включая «Шлемы». Если ничего не случится, он наверняка выиграет парочку, но точно сказать нельзя.
Теннис во многом стал, как бы это сказать, «однородным». Но Маррей напоминает нам, что в нем есть место и для человека, который отличается от остальных. Для немного другого, немного неправильного. Для белой вороны. Я безусловно хочу наблюдать захватывающие финалы, но еще я хочу видеть ярких людей, необычные игровые стили и сложные драматические сюжеты. Маррей предоставляет нам некоторые из вышеозначенных вещей, он делает игру более интересной в самой ее сути – даже несмотря на то, что это порой достается ему дорогой ценой».
Вот одна из веселушек :)
If Tim Henman had achieved half what Murray has done in the world of tennis, his statue would have ousted Horatio Nelson from the top of that column in Trafalgar Square and the English would have a national holiday to honour his birthday.
Read more: http://www.pressandjournal.co.uk/Article.aspx/2121464?UserKey=#ixzz1D6GgscqR
А журналисты просто пишут, это их работа, на самом деле им все-равно. Надеюсь, Марри не читает газет, в конце-концов он никому ничего не должен.
Ребенку надо взрослеть, а то получится упущенное время и не более. Более потухшего Энди не видела...
Согласна, что он играет не на победу, а как бы не проиграть. «Что скажет княгиня Марья Алексевна»- то бишь его мама, для него важнее.
А по-другому он играть и не может: мама, играя в теннис, использовала такую же тактику - заставить соперницу ошибиться. В теперешнее время - это пустое занятие. Тем более, в мужском туре.
Царем Маррею не быть, и принцем - тоже вряд ли... На эти роли уже есть претенденты...
Итог: мамы хороши в детстве и в юности - для становления личности. А чтобы стать героем БШ - надо иметь хороших наставников.
Прямо какой-то астрологический прогноз...))
Спасибо за перевод.