8 мин.

Джокович был сверхчеловеком, но упал. Нужно снова стать киллером

До возвращения лучшего теннисиста последних лет – неделя.

За последние полтора года Новак Джокович утратил ореол непобедимости: с лета-2016 он выиграл только два мелких титула, а с лета-2017 не играл вообще. Из шести последних турниров «Большого шлема» Джокович не взял ни одного – такого не случалось семь лет, с 2010-го.

2010-й – поворотный год в карьере Джоковича. Именно тогда началась его трансформация из сильного игрока, которому постоянно чего-то не хватает, в убийцу, чье имя соперники вписывают в графу «чемпион» еще до начала турнира. Превращение серба в, возможно, лучшего спортсмена мира шло сразу по нескольким направлениям и сделало его образцом современной сознательности: профессионалом, использующим все возможные средства для реализации и расширения своего потенциала.

Джокович-слабак

Ранний Джокович был подвержен физическим проблемам и так часто снимался с матчей, что даже образец корректности Роджер Федерер не раз из-за этого бросал на него тень (знаменитое «Он со своими травмами просто смешон»). Энди Роддик так вообще однажды предположил, что у серба «сибирская язва, атипичная пневмония и птичий грипп» одновременно. 

Чтобы избавиться от проблем с дыханием, Джокович перенес операцию на носе, занялся йогой и медитацией. Это помогло ему выиграть первый «Шлем» на Australian Open-08, но глобально ничего не изменило. Через два года, когда Джокович в том же Мельбурне играл с Жо-Вильфредом Тсонга за полуфинал, его организм снова капитулировал: стало трудно дышать, в перерыве стошнило. В двух последних сетах Новак взял четыре гейма и позднее называл этот матч своим профессиональным дном.

К счастью для Джоковича, матч с Тсонга смотрел его соотечественник Игор Четоевич – врач-диетолог и специалист по альтернативной медицине. Четоевич не интересовался теннисом и попал на трансляцию из Австралии случайно. «Это не астма», – сказал он, по легенде, в ответ на предположение комментаторов о недомогании теннисиста. В симптомах Джоковича Четоевич увидел диетический дисбаланс, провоцировавший образование токсинов в его организме.

Полгода спустя Четоевич и Джокович встретились. Первоначальные предположения доктора подтвердил очень странный тест, якобы выявивший у теннисиста непереносимость глютена (клейковины) – белка, содержащегося в злаках. Вытянутой правой рукой Джокович должен был сопротивляться давлению, оказываемому Четоевичем. При этом в первом случае его левая рука была свободна, а во втором – прижимала к груди кусок хлеба. Во втором сопротивление Джоковича было гораздо слабее. Последовавшие анализы крови выявили у теннисиста также непереносимость к молочным продуктам и помидорам.

Из рациона Джоковича полностью исключили эти продукты и практически полностью – сахар. Две недели он питался овощами, бобами, белым мясом, рыбой, орехами, нутом, чечевицей (все приготовлено на здоровых маслах) и чувствовал себя отлично, а потом наступил момент истины: Четоевич велел ему съесть бейгл. По словам теннисиста, ему сразу стало так дурно, будто он проснулся с похмельем. После этого Джокович окончательно перешел на безглютеновую диету и с тех пор соблюдает ее религиозно.

Джокович-супермен

За первый год без глютена Джокович потерял пять килограммов и наконец чувствовал себя сильнее, свежее и энергичнее. Но главное – следующий сезон стал лучшим в его карьере и одним из лучших – в истории тенниса. На старте Джокович выиграл невообразимые 43 матча подряд, а всего за год – десять титулов, включая «Уимблдон» и US Open. Летом Новак дебютировал в статусе первой ракетки мира и из пяти следующих сезонов четыре закончил в этом качестве (+десять побед на «Шлемах»).

Примерно в середине этого феноменального отрезка Джокович выпустил книгу Serve To Win, в которой рассказал, как отказ от глютена позволил ему покорить мир. В более широком смысле это книга о том, как важно слушать свой организм. Именно по этой методике Джокович постепенно отказался от мяса, а потом и ото всех продуктов животного происхождения. Первое время он якобы даже готовил преимущественно сам, останавливаясь только в тех гостиницах, где ему позволяли пользоваться кухней. Со временем, как говорят, он стал возить с собой повара, а на некоторых крупных турнирах угощал репортеров «энергетическими шариками».

Безглютеновая диета – не изобретение Джоковича. Некоторые теннисисты, включая братьев Брайанов, перешли на нее гораздо раньше, а предисловие к книге Новака написал кардиолог Уильям Дэвис (чья дочь Лорин – 48-я ракетка мира), к тому времени уже несколько лет изучавший вредные свойства «современной пшеницы». Но именно серб превратил диету в культ. Дотошность Джоковича в том, что касается питания, иногда граничит с обсессией: например, он пьет только теплую воду, после тренировок – лакричный чай, а по утрам съедает по две ложки дорогого новозеландского меда, известного антибактериальными свойствами.

Джокович-ментальный гигант

Феноменальный прорыв Джоковича в общественном сознании наделил безглютеновую диету практически магическими свойствами. Сам Новак, однако, всегда настаивал на том, что она дала результат только в сочетании с различными ментальными и физическими практиками.

Тот же Четоевич сразу рекомендовал Джоковичу обратить внимание на сон (спать не меньше семи часов в сутки, всегда ложиться в одно время), а также обучил его дыхательным техникам, способствующим концентрации на текущем моменте.

Все это в сочетании с ежедневными занятиями йогой, медитацией и китайской гимнастикой тайчи подарило Джоковичу ясность мысли. Эта новая осознанность, в свою очередь, позволила ему определить свои слабые места и разобраться, как их усилить.

Именно так в 2013 году в команду Джоковича пришел Борис Беккер:

«Чувствую, что за последние пару лет я упустил два-три титула, которые мог выиграть, – объяснял тогда Джокович. – Мне не хватало внутренней закалки, уверенности. Это одна из главных причин приглашения Бориса: я хочу перенять у него опыт важных матчей на больших турнирах».

Союз Джоковича с Беккером удивил более-менее всех – у немца не было никакого тренерского опыта. Но, как и в случае с диетой, расчет оказался точным: за три года с Беккером Джокович выиграл половину своих «Шлемов», собрал карьерный Шлем и, казалось, разучился проигрывать.

Джокович-дитя технологий

Еще один интересный  элемент спортивной подготовки, ставший популярным благодаря Джоковичу, – яйцевидная капсула CVAC Pod. Сидя внутри нее, человек благодаря модуляциям давления, температуры и плотности воздуха испытывает воздействие, аналогичное интенсивной тренировке, но не вызывающее усталости. В результате организм может больше работать и быстрее восстанавливаться.

Создатели технологии и вовсе утверждали, что благодаря ей мышцы получают вдвое больше кислорода, чем при запрещенном «кровяном допинге» (переливании крови). Это сразу вызвало сомнения в этичности использования аппарата за 100 тысяч долларов, увеличивающего производительность и дающего преимущество, которое доступно далеко не всем. Дошло до того, что Джокович, сначала говоривший, что капсула «очень помогает», позднее заявил, что пользовался ею «всего пару раз» и что она «не имеет никакого отношения к успехам».

Нью-эйдж-Джокович

По мере того как Джокович бил рекорды и укреплялся в статусе великого, его фокус незаметно сместился с профессиональной жизни на духовную. Пока он побеждал, никто не обращал внимания на объятия с деревьями и энергетический обмен с Землей («А вы пробовали расслабляться за счет энергии Земли? Это моя любимая предматчевая подготовк!»), но когда в игре Новака наступил спад, стало очевидно, как сильно изменилась его риторика.

«Сейчас я стараюсь смотреть на вещи с новой стороны – скорее человеческой, чем профессиональной», – говорил Джокович в октябре 2016-го. Когда через несколько недель он уступил вершину рейтинга Энди Маррею, его консультант Пепе Имаз заявил, что №1 Новака не интересует и «он сознательно решил вести внутреннюю работу». 

Именно Имаз, с его сомнительной философией мира и объятий, в прошлом году стал лицом очередной трансформации Новака – из серийного убийцы всех теннисистов планеты в человека, рассуждающего о божественном свете. Последний год этот новый Джокович провел в поисках себя, здоровья, игры и новой команды – и вроде даже снова стал есть мясо, а однажды между делом признал, что причины спада были глубже, чем больной локоть. 

***

Первый за пять месяцев матч Джокович проведет на следующей неделе в Абу-Даби, а вскоре после этого возобновит и официальные выступления. В книге о первом восхождении на вершину Новак не раз говорил, что самое важное – это быть открытым новому. Теперь ему нужно показать, как с помощью открытого сознания туда вернуться.

Фото: Gettyimages.ru/Gareth Copley, Vivek Prakash/Pool; facebook.com/DrIgorCetojevic; instagram.com/djokernole (4,7); facebook.com/djokovic.official; cvacsystems.com