Андрей Рублев – впервые в третьем круге «Шлема». Красавец!
Кризис привел его в чемпионы.
Шесть недель назад в хорватском Умаге Андрей Рублев выиграл свой первый одиночный титул ATP, в финале уверенно обыграв более рейтингового и опытного Паоло Лоренци (6:4, 6:2). Неделя для 19-летнего россиянина получилась сверхнасыщенной: в понедельник он проиграл в финале квалификации, позднее попал в основу после отказа Борны Чорича, через пару дней в четвертьфинале на решающем тай-брейке обыграл действующего чемпиона Фабио Фоньини и впервые вышел в полуфинал ATP, а два последних матча выиграл у ветеранов Додига и Лоренци в двух сетах.
После такого интенсивного турнира реакция Рублева на победу могла показаться несколько вялой – особенно тем, кто знает, на какие представления на корте он способен.
Позднее Рублев рассказал, что причина такого чемпионского спокойствия, конечно, не в том, что он не переживал за результат, а в том, что переживал слишком сильно:
«Я на этой неделе все делал одинаково: в машине всегда садился вперед, никого туда не пускал. Мой тренер три последних дня ходил в одной и той же моей футболке. С турнира всю неделю сразу возвращался к себе в номер. Последние три дня были очень напряженными. Я не мог спать, не мог даже разговаривать нормально. Очень волновался. Так что сейчас я очень рад, что это закончилось, и я выиграл».
В таком эмоциональном напряжении узнать Рублева гораздо проще: это и есть тот парень, который в 16 лет после проигранного полуфинала юношеской Олимпиады от расстройства даже не стал настраиваться на бронзовый матч; в 17 рассердил (и так раздражительного) Фернандо Вердаско своей экспрессивностью на корте (на фото) и хватил лишнего про Томми Робредо (потом пришлось извиняться); а в 18 сетовал на «дурацкие моменты», мешающие выйти на новый уровень.
Рублев, в 2014-м выигравший юниорский «Ролан Гаррос» и закончивший год чемпионом мира ITF, на виду уже давно. Его первые взрослые успехи последовали практически сразу за юниорскими: на четырех из пяти своих первых турниров ATP он прошел по кругу, что до него последний раз удавалось десятью годами ранее Энди Маррею.
В тот период в глаза бросался не только яркий талант Рублева, но и его «детство», по справедливому замечанию мэтра Собкина, «сквозившее изо всех щелей»: на корте он бывал импульсивен и подвержен драматичным перепадам настроения, так что в амплуа enfant terrible даже удостоился сравнений с Ником Кириосом. Очень показателен в этом смысле был Кубок Кремля-2015, который 18-летний Рублев выиграл в паре с 32-летним Дмитрием Турсуновым: наблюдать за их матчами на той неделе было страшно занимательно как раз за счет контраста юношеского пыла одного и невозмутимости опыта другого.
«Когда он сам себя не бьет ушами по щекам, не ругает почем зря, тогда он реально очень опасный игрок, – анализировал Турсунов позднее. – Так зарядит справа, что соперникам сложно что-то сделать».
Чтобы перестать бить себя ушами и найти ментальность профессионала, Рублев весной-2016 пошел на ключевой карьерный шаг – переехал в академию Гало Бланко в Барселоне, где уже тренировался его друг Карен Хачанов (совсем как в свое время Энди Маррей – по примеру Рафаэля Надаля). Тогда же он выиграл свой первый «Челленджер», обыграв четырех более рейтинговых соперников. Дальнейший прогресс, однако, совсем не был стремительным: в основных сетках уровня ATP Рублев не побеждал с первой недели года до конца сентября, хотя и утверждал, что застой у него только в результатах, но не в игре:
«Пока складывается не так, как мне бы хотелось. Но не в плане игры, а просто не хватает того, чтобы зацепиться и выиграть пару матчей, и чтобы тогда пошло в мою сторону. Если сравнить мою игру в феврале и сейчас, то я стал лучше в три раза», – говорил Рублев в середине лета. Девять месяцев сезона в рейтинге его практически не подняли, зато подарили более осмысленный взгляд на то, куда и как он движется:
«У меня была достаточно удачная карьера для игрока до 18 лет, которая дала мне чересчур уверенности в себе. Может, не было большой игры, чтобы побеждать топ-игроков, но за счет уверенности выигрывал у хороших теннисистов. Были матчи хорошие, но хорошего целого турнира не было. Потом в начале этого сезона был немного не в своей колее, а сейчас, когда тренируюсь с другой командой, чувствую, что играю лучше. Но после спада в результатах сложно поймать волну, уверенность, чтобы выходить и показывать свой теннис».
Прошлый сезон Рублев закончил – как и начал – за пределами Топ-150, в то время как его ровесники Саша Зверев и Тэйлор Фриц на двоих сыграли в четырех финалах ATP. Несмотря на выигранный «Челленджер», назвать год успешным – учитывая потенциал Рублева – было трудно: в ATP было выиграно всего два матча, ни на одном «Шлеме» не была пройдена квалификация.
Реальную значимость того переходного сезона можно оценить только сейчас: чуть более полугода спустя совершенно очевидно, что Рублев нашел себя: ранее этим летом он побывал самым молодым игроком Топ-50 и первым за восемь лет лаки лузером-чемпионом турнира. Очень интересна динамика его выступлений на «Шлемах»: на Australian Open он впервые прошел квалификацию и во втором круге уступил №1 Энди Маррею, на «Ролан Гаррос» впервые провел пятисетовик, проиграв решающий сет 7:9, а через месяц на «Уимблдоне» пятисетовик уже выиграл (7:5 в решающем), а сегодня на US Open, куда впервые попал напрямую, одержал свою первую победу над соперником из десятки – чемпионом Цинциннати Григором Димитровым – и теперь сыграет в третьем круге.
Но главное – на корте Рублев больше не капризный ребенок. Он по-прежнему играет со страстью, но в его действиях и всей манере держаться гораздо больше от профессионала, чем от вундеркинда:
«Раньше я играл от балды – просто бил по мячу. А сейчас понемногу начинаю понимать, откуда и как нужно бить, как выигрывать позицию. Это в теннисе очень важно.
Я просто делаю свою работу, каждый день выкладываюсь по максимуму, стараюсь добиться стабильности, прибавлять там, где мне нужно прибавлять. Я не оцениваю свой сезон как хороший или плохой – один только турнир в Умаге показал, что это не имеет смысла: я проиграл в квалификации – по идее, это плохой результат. Но вот неделю спустя я чемпион, и все идеально. Все меняется очень быстро. Можно выиграть сегодня, а на следующий день проиграть. Единственное, что зависит от меня, – это каждый день делать все, что в моих силах».
В свои 19 Андрей Рублев еще не осуществил ни чьи-то прогнозы, ни, конечно, собственные мечты. Но то, как он повзрослел, когда ему перестало все даваться легко, уже о чем-то говорит.
Фото: globallookpress.com/Slavko Midzor; facebook.com/barcelonaopenbancsabadell; РИА Новости/Алексей Филиппов, Владимир Песня; Gettyimages.ru/Julian Finney, Elsa.
А вы что хотели, чтобы он первым титулом сразу шлем взял??
Вы хоть погуглите, какие титулы были первыми у Федерера, у Надаля, Джоковича и Маррея! Ууу. Зла не хватает.
Порадоваться искренне за нашу молодёжь не судьба вам?
Просто порадуйтесь за нашего человека или Вы из-за бугра ?
И вы, судя по всему, видели очень мало матчей Рублева после 2014 года, раз такую чушь пишете про его игру. Рублев не разучился играть долгие розыгрыши. Он не мог их разучиться играть, т.к. начиная с его перехода во взрослый тур, он в принципе не умел их вести на уровне взрослых дядек. И как раз первый год он нифига не умел игать долгие розыгрыши. Не знаю уж, как он по юниорам играл, но это совершенно другой уровень и другая игра, тут его выносить начали. И он просто лупил. А вот года полтора назад он раз за разом все лучше и лучше стал играть затяжные розыгрыши. Он наоборот НАУЧИЛСЯ их играть, лучше, чем раньше. Но при этом он, естественно, их почти не играет, не ввязывается, потому что это не его игра. Его игра - размазать соперника за 2-3 удара. Это все равно что сказать "Федерер совершенно разучился просто перекидывать мяч через сетку без каких-либо обострений, играя ралли из 48 ударов". Он может начать просто перекидывать, только он не дурак же, чтобы это делать, если он за 1-4 удара просто выносит соперника и это его игра. Или "Иво Карлоич совершенно разучился подавать крученую уходящую подачу в первый квадрат со скоростью 175 км/ч". Ага, ну может и разучился. А может и нет. Он, конечно, сможет подать такую подачу. Но он даже пытаться показать это не будет, потому что зачем ему нужна эта подача?