Маргарет Корт – борец с ЛГБТ и одна из главных теннисисток истории. Ее чествовали на Australian Open
От редакции: текст впервые опубликован в 2017-м, но обновлен и актуализирован.
В понедельник на Australian Open чествовали Маргарет Корт – 24-кратную чемпионку одиночных «Шлемов» (до и после начала Открытой эры), которая 50 лет назад собрала календарный Шлем – выиграла все четыре главных турнира в одном сезоне. Церемония прошла на Арене ее имени – втором по значимости корте Открытого чемпионата Австралии, – но вообще-то их: как арены, так и церемонии, – могло и не быть.
Возможно, лучшая теннисистка в истории
Маргарет Корт родилась в 1942 году в сельской Австралии в семье сотрудника фабрики по производству сыра Лоренса Смита. Теннисом она занялась стихийно – по соседству с домом Смитов был теннисный клуб, куда Маргарет начиная с восьми лет пробиралась вечерами, когда корты уже пустовали. Так ее заметил сотрудник клуба Уэлли Руттер, который стал ее первым тренером.
Параллельно Смит занималась бегом и была кандидатом в олимпийскую сборную, пока не выбрала теннис. 13-летнюю Смит увидел многократный чемпион «Шлемов» Фрэнк Седжмен и, по легенде, сказал ей, что она может стать первой австралийской чемпионкой «Уимблдона».
В 16 лет Смит переехала в Мельбурн, чтобы продолжить теннисное образование, через год выиграла свой первый «Шлем» на Australian Open, а потом – еще 23 одиночных, 19 парных и 21 – в миксте. Через десять лет после победы в Мельбурне Смит стала первой женщиной Открытой эры, выигравшей календарный Большой шлем, а к окончанию карьеры в 1977-м – единственным игроком в истории, побеждавшим во всех разрядах всех «Шлемов» минимум дважды.
В 1967-м выйдя замуж за Барри Корта из политической династии Западной Австралии, Корт позднее трижды возвращалась в теннис после рождения детей. Финал «Уимблдона»-1971 стал единственным шлемовым финалом Отрытой эры, который Корт проиграла, – тот турнир она проводила, будучи беременной впервые. Всего, уже в будучи матерью, Корт выиграла три одиночных «Шлема», что после нее удавалось только Ким Клийстерс.
Корт стала одной из первых теннисисток, целенаправленно занимавшихся физической подготовкой и тренировавших выносливость, – за это ее прозвали Австралийской амазонкой. За непробиваемость у сетки соперница Билли Джин Кинг называла ее Рука (The Arm) – прямо как пару десятилетий спустя ее соотечественницу супермодель Эль Макферсон назовут Телом (The Body). В 2010 году мельбурнская Herald Sun провозгласила Корт – с ее рекордными 24 одиночными «Шлемами» – величайшей теннисисткой всех времен.
В конце 60-х Корт была награждена орденом Британской империи, в конце 70-х – введена в Международный зал теннисной славы, в 2003-м в честь нее был назван один из кортов Australian Open, и вместе с Родом Лэйвером она появилась на почтовой марке, а в 2006-м ITF вручила ей награду за «продолжительное и выдающееся служение игре». В профиле Корт на сайте Зала теннисной славы говорится, что, пожалуй, ни один человек в истории всего мирового спорта не доминировал в своем виде так, как она.
Хоть в лучшие годы и проиграла пенсионеру
Деталь биографии Корт, о которой говорят редко, – ее поражение в оригинальной Битве полов – выставочном матче 1973 года против глорихантера Бобби Риггса. 30-летняя Корт тогда взяла у 55-летнего Риггса три гейма, объяснив потом, что не была готова к фестивальной атмосфере матча («Я привыкла играть на «Уимблдоне», где слышно, как падает иголка»).
Еще важнее, что четыре месяца спустя соперница и ровесница Корт Билли Джин Кинг Риггса обыграла, и именно тот матч вошел в историю как главная Битва полов и почти 40 лет оставался самым массовым теннисным матчем в истории (пока в 2010-м Серена Уильямс не играла в Бельгии с Ким Клийстерс, а в 2019-м – Роджер Федерер с Сашей Зверевым в Мехико. В 2017-м об этой истории вышел фильм с Эммой Стоун и Стивом Кареллом.
Потом ударилась в (немного странную) религию
Корт, воспитанная в католичестве, всегда была религиозной. Еще по ходу теннисной карьеры, однако, она пережила кризис веры, который привел ее в позднепротестантское течение пятидесятничества.
Считается, что пятидесятничество возникло в начале XX века в Лос-Анджелесе на базе одной из религиозных общин, где практиковалось так называемое «говорение на языках», или глоссолалия – произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков. В доктрине пятидесятничества глоссолалия закрепилась как проявление единения верующего со Святым Духом, тождественное тому, что апостолы пережили на 50-й день после воскресения Христа (когда на них сошел Святой Дух). Как следствие – пятидесятнические службы могут выглядеть очень своеобразно.
В конце 70-х Корт, уже закончившая с теннисом, оказалась в глубокой депрессии и пыталась избавиться от нее специальной пятидесятнической практикой, которая искала «демонические влияния» в прошлом верующего. В случае Корт демоном оказалась ее профессиональная гордыня. Прежде чем пойти на поправку, в 1979-м Корт страдала от бессонницы и была госпитализирована по целому ряду причин вплоть до повреждения сердечного клапана. Выйдя из больницы, она по-настоящему нашла себя в одном из течений внутри пятидесятничества при обстоятельствах, имеющих отношение к язве желудка ее мужа.
В начале 80-х Корт получила теологическую степень образовательного центра в Перте, в начале 90-х стала «преподобной Маргарет Корт», после чего основала собственный приход (Margaret Court Ministries), специализировавшийся на исцелениях путем веры. Затем Корт пошла дальше и основала собственную церковь, название которой можно перевести как «Центр победы жизни». На ютуб-канале церкви – проповеди самой Корт, молитвы против артрита и головных болей от ее дочери Марики, а также музыкальные номера вроде «Я желаю Иисуса». В 2010-м церковь Корт стала международной, и сейчас у нее есть собственный телеканал, библиография и мерч, а еще она принимает онлайн-заявки на молитвы. Сколько в церкви прихожан, сказать трудно (посещений в фейсбуке – 5 500), но, по словам Корт, среди них представители целых 35 «культур».
А потом – в антигей-пропаганду
Общественная деятельность Корт всегда была очевидно социально-политической. Еще в 1994 году, выступая в австралийском парламенте, она назвала гомосексуализм и аборты богопротивными вещами и с тех пор никогда свою позицию по этим вопросам не смягчала. Она выступает против любых законодательных инициатив по расширению прав сексуальных меньшинств в Австралии и называет легализацию однополых браков «совершенно неприемлемой», а однажды объявила бойкот авиакомпании, такие браки поддержавшей.
Важно понимать, 77-летняя Корт не воинствующий гомофоб, – она не клеймит ЛГБТ-сообщество позором и не грозит ему ни преследованием, ни даже муками ада. Свои выступления она вообще фокусирует не на них (будто специально стараясь не наделять их человеческими чертами), а на собственной приверженности традиционным ценностям. Она как бы говорит: у меня нет проблемы с геями и лесбиянками, пока они знают свое место и не пытаются интегрироваться в нормальное общество. Но поскольку современное общество зациклено на толерантности, они это делать пытаются, а это недопустимо. Взгляд дискриминационный и не в духе времени, но и не такой дремучий и хейтерский, каким его пытаются представить некоторые активисты.
«Ты отстаиваешь семейные ценности, а тебя за это преследуют, – сказала Корт в 2017-м. – Ты не пропагандируешь ненависть. Наоборот, ты любишь людей, но все выставляют по-другому. Да, я считаю, что брак – это между мужчиной и женщиной.
Я знаю, что есть места, где законы на этот счет изменились. Но суть осталась. Я ничего не имею против самих людей, просто я отстаиваю семью в ее библейском смысле».
А теннис такое очень не любит
Но как бы «просто» Корт ни отстаивала традиционную семью, в теннисном сообществе поддержки ей не видать. И дело даже не в том, что много теннисисток прошлого и настоящего предпочитают женщин, а в том, что теннисисты – патологические индивидуалисты, а значит, всегда выступят за свободу самовыражения, будь то право спать с кем угодно или набивать мяч перед подачей по 138 раз. Вот и получается, что даже большой консерватор Джон Изнер авиабойкот Корт прокомментировал словами «может, не стоило так размахивать своими убеждениями», Светлану Кузнецову, как это часто с ней бывает, эмоции увели немного в сторону, а Мартина Навратилова (однажды сделавшая своей девушке предложение прямо на US Open) так вообще обвинила Корт еще и в расизме.
Сама Корт своему делу тоже помогает далеко не всегда. Так, однажды она в австралийской прессе в качестве негативного примера использовала семью соотечественницы Кейси Деллакуа – семикратной финалистки «Шлемов», воспитывающей троих детей со своей партнершей.
На волне скандала с авиакомпанией Деллакуа в твиттере запостила ту заметку – и игроки обоих полов мгновенно встали на ее защиту. Не прибавила Корт сторонников и ее отсылка к Гитлеру и коммунистам, у которых якобы агрессивные сексуальные меньшинства якобы переняли техники промывания детских мозгов, – равно как и совершенно неуместное напоминание о 24 ее «Шлемах».
На фоне разбушевавшейся медиабури появились призывы убрать имя Маргарет Корт с арены Australian Open (носит его с 2003-го). Ассоциация тенниса Австралии традиционно дистанцируется от Корт, но это просто потому, что стадион (и право называть его) принадлежит не им, а правительству штата Виктория. Образцом великодушия в этой ситуации выступила та же Билли Джин Кинг: она сказала, что считает слова Корт обидными и несправедливыми, но ее теннисных заслуг они не умаляют, а значит, нужно оставить арену в покое. (Еще более любопытно, что арена вообще получила имя Корт во многом по инициативе Кинг.)
Маргарет Корт на Margaret Court Arena в 2003 году
Гораздо более странным выглядит молчание Женской теннисной ассоциации (WTA), особенно если вспомнить, какой отпор она несколько лет назад дала Сергею Стаховскому, – а ведь он никого с Гитлером не сравнивал. Впрочем, нынешнее руководство WTA не отличается решительностью и, наверное, не захотело делать проблему там, где ее можно сделать вид, что ее нет.
Фото: Gettyimages.ru/Marianna Massey, Mike Lawn/Fox Photos, Mark Kolbe; facebook.com/Victory.Life.Online (3,4); instagram.com/caseydellacqua; Gettyimages.ru/Stuart Hannagan
А если по существу - геям я доверяю больше, чем ревностным верующим-пропагандистам "праведной и правильной жизни".
2. Где именно я ей тычу? Я никогда никому не скажу: Я DarkBeat, гетеросексуал, приятно познакомиться. Мне не хочется проходить по городу маршем с плакатом о том, с кем я предпочитаю заниматься сексом в компании единомышленников, я вообще считаю, что мои сексуальные и религиозные предпочтения это лично мои интимные темы. И не дело общества в эти темы соваться. Равно как и не моё дело лезть с этими вещами к кому бы то ни было.
Корт не побоялась выступить против всей этой воинствующей гей-пропаганды, что сейчас, с учетом политики, проводимой на Западе, можно назвать поистине героическим поступком.
Бесит не столько сама культура толерантности, сколько то, что нихера это никакая не толерантность, ибо работает только в одну сторону.