Рубрика «Спорт и песни»: Выпуск 53
Автор: Мария (Marie France)
СПОРТ И ПЕСНИ. Выпуск 53
ТРАГЕДИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Толчком к созданию этого выпуска послужила смерть Леонарда Коэна. Точней, тот факт, что о ней писали французские теннисные сайты. Например, пройдя по этой ссылке, вы увидите заголовок "Леонард Коэн, "духовный" теннис":
http://tennisactu.net/news-culture-tennis-leonard-cohen-et-le-tennis-spirituel-63148.html
Я стала думать о Леонарде Коэне, его притянутой за уши связи с теннисом, его популярности во Франции, а потом о Канаде, Северной Америке и т.д. А потом я решила изложить это на бумаге, т.е. на ее виртуальном заменителе.
Если Леонард Коэн, который писал песни и иногда посещал какой-то любительский теннисный клуб, играл, по мысли авторов приведенного выше заголовка, в "духовный" теннис, то почему бы и мне не сравнить трагедии Северной Америки, как я их вижу, с пятисетовым теннисным матчем между, условно говоря, "глобализмом" и "традиционностью" и итоговым поражением традиционности в трех сетах? Сразу оговорюсь, что это не политический текст и, тем более, не историческое исследование. Это ламентация болельщика традиционности, вызванная поражением его команды и печальными последствиями этого поражения. Примечание: не стоит искать в последовательности "сетов" моего матча точной исторической хронологии.
СЕТ 1. "Зачистка" среды.
Преступления белых колонизаторов против коренного населения обеих Америк не требуют комментариев. Но обращает на себя внимание тот факт, что в Латинской Америке на данный момент (т.е. после всего, что было) коренные этносы представлены во всех сферах жизнедеятельности, включая высшие административные и государственные посты, а в США или Канаде индейское лицо можно увидеть только в заповедных зонах или в кинофильмах с соответствующим сюжетом. В США в 19 в. имело место массовое истребление бизонов. В 1800 году численность бизонов составляла 30-40 миллионов, а к концу века их осталось менее одной тысячи. Это привело не только к лишению индейских племен прерий их среды обитания, но и к глобальному нарушению природного баланса, сравнимому с тектоническим сдвигом. Окончательным "наступлением на природу" стала золотодобыча и безумный промышленно-технологический бум в США в последней трети 19 в., когда магнаты и монополисты чудовищно эксплуатировали природу (и людей), не считаясь ни с какими нормами. Итог: поражение классических форм существования среды.
СЕТ 2. Смерть Юга.
До войны между Севером и Югом (1861-1865 г.г.) федеральное правительство контролировалось Югом. С избранием Линкольна и введением "протекционистских" тарифов в пользу Северных Штатов сложившаяся схема затрещала по швам. Итогом поражения Конфедерации Южных Штатов в войне стало уничтожение плантаторской (традиционной) цивилизации и культуры и безальтернативная "магнатизация" США, имевшая революционные последствия. Сами Южные Штаты, подвергнутые насильственной "реконструкции", навсегда лишились своей идентичности и возможности прожить собственную историю.
Как всегда бывает с проигравшими, их трагедия погребена под бетонной дорогой генеральной линии победителей. О трагедии американского Юга глазами самих южан мир знает только из сентиментального романа (и фильма) "Унесенные ветром". А еще миру известно о неких тайных мечтах белых южан о "реставрации", за неимением легального поля принимающих подчас уродливые формы вроде организации ку-клукс-клана (ККК). Общий итог: смерть традиционных форм землевладения с последующим превращением всей страны в некий финансово-промышленный "кластер".
СЕТ 3. Гибель Новой Франции.
"Новая Франция" - название части североамериканского континента, занятого французскими колонистами. Новая Франция включала в себя: Канаду (современные канадские провинции Квебек, Онтарио и часть берегов Великих Озёр (в частности, основанный Кадиллаком форт Детруа — сегодняшний Детройт), Луизиану (название происходит от имени короля Людовика - Луи; долина реки Миссисипи с современными американскими штатами Луизиана, Миссисиппи, Арканзас, Северная и Южная Дакота, Айова, Канзас, Миссури, Монтана, Небраска и Оклахома), Акадию (Acadie) (современные канадские провинции Нью-Брансуик, Новая Шотландия и остров Св. Иоанна (Saint-Jean) — сегодняшний Остров Принца Эдуарда), Новую Землю (Terre-Neuve) (современный Ньюфаундленд).
Французская колониальная стратегия в Северной Америке имела целью создание в Новом Свете подобия католической, классической Франции. Еще кардинал де Ришелье позволял отправляться на новые земли только католикам, а гугенотам (протестантам) оставалось либо принимать католицизм, либо уходить на британские территории. Король Людовик XIV отправил для французских поселенцев несколько тысяч девушек под именем "королевских дев", которые были воспитаны в католическом духе и по всем правилам этикета и имели миссию вступать в брак с поселенцами для создания семей с традиционной культурой. "Девам" было также разрешено вступать в брак с индейцами при условии их готовности принять крещение и "окультуриться". Метисы - характерное явление для провинций Новой Франции.
Другое характерное явление - подобные европейским города, культура, церковь и т.д. (Вспоминаю удивление одного моего друга-одессита, проживающего в Торонто, когда он впервые увидел Монреаль и окрестности: "Во всей Канаде нет такого места! Это же настоящая Европа!" :))
Надо сказать, что сами французы при всей своей обширной франкофонии плохо знают трагедию Новой Франции. Эта тема похоронена под обломками монархии. В детстве все мы читали Фенимора Купера и знакомы с индейской темой в его специфически британской подаче, для которой характерно тотальное демонизирование всего французского, включая индейцев. Апачи, выступавшие на стороне англичан - герои; гуроны, выступавшие на стороне французов - исчадия ада и злые демоны.
Постоянная британская экспансия, уступки Францией территорий и, наконец, падение французской монархии привели к гибели Новой Франции. Дальнейшая судьба французских поселенцев незавидна. В США их присутствие было практически полностью ликвидировано. В Канаде они подвергались бесконечным притеснениям и с тех пор до настоящей минуты ни одного дня не жили без ощущения давления со стороны англоязычного окружения и властей. Итог: практически полное искоренение самого высокого из латинских культурных стандартов (французского).
Сказанное хочется проиллюстрировать конкретным примером из жизни "осколков" Новой Франции. К их числу относится известный франко-канадский певец-автор-композитор-музыкант Даниэль Лавуа. Он родился в канадской Манитобе, посреди прерий, где сейчас проживает и англо- и франкоговорящее население. Мальчиком Лавуа привык к тому, что французский язык - только для семейного общения. Во всех "официальных" случаях, включая уличные детские игры, использовался только английский язык. По семейной традиции получив образование у отцов-иезуитов, он от них же усвоил французскую культуру - классический язык, литературу, историю.
Впервые попав в Монреаль, юный Лавуа испытал своего рода "эйфорийный шок", когда услышал, как дети на улице перекликались по-французски. Это простая, заурядная сцена стала настоящей сенсацией для застенчивого юноши, привыкшего чувствовать свою "второсортность" и воспринимавшего свою французскую идентичность и язык как некий запретный плод и тайное сокровище.
Так он открыл для себя существование более или менее полноценного франкоговорящего анклава в Северной Америке. Там же, в Монреале, Лавуа открывает для себя волшебный мир шансон франсэз - французской песни с ее неповторимым шармом, темпераментом, высокой культурой и текстовой мощью. Так начинался путь к Олимпу франкофонной песни для Даниэля Лавуа...
Как я уже говорила, современные французы, хоть и лучше, чем остальные, но все же не очень хорошо знают историю французских поселенцев Северной Америки и, слушая такой рассказ, широко открывают глаза. Особенно, когда читают комментарии в ютьюбе от квебекских патриотов о пафосе многовековой борьбы за сохранение идентичности и "французского артистического гения"...
1. UN CАNАDIEN ERRANT. Название этой песни можно перевести как "блуждающий канадец" или "скитающийся канадец". Историки песни называют СКИТАЮЩЕГОСЯ КАНАДЦА едва ли не лучшей патриотической песней Канады. Песню написал в 1842 г. Антуан Жерен-Лажуа после восстания франкоговорящего населения Акадии против британских колонизаторов. Восстание было подавлено, его участники частью казнены, частью депортированы в США и Австралию, а их культурная среда уничтожена.
Эта песня - страдальческая жалоба канадского изгнанника, умирающего в чужой стране от ностальгии по родине и друзьям. Стоит заметить, что в тогдашней Франции североамериканских собратьев называли то "французскими канадцами", то "французскими акадцами". Поэтому есть версии текста этой песни под названием UN ACADIEN ERRANT. Кто-то даже утверждает, что оригинальное название было именно таким. Но это лишь гипотезы.
2. СКИТАЮЩИЙСЯ КАНАДЕЦ. Версия Леонарда Коэна
3. ДНИ РАВНИНЫ. Даниэль Лавуа.
Эта песня - эмоциональное и поэтичное признание автора в любви к малой родине - Манитобе: он - человек "равнины", в его крови - ветер прерий, в стонах ветра ему слышится голос матери и отголоски далеких войн, его корни - на этой равнине, но и во Франции, с которой его связывают "прекрасный и гордый язык", "тысячи братьев и сестер сквозь времена и эпохи", эти корни "протяженные, как земля" и "мощные, как море" и т.д.
Другие выпуски этой рубрики Вы можете найти здесь:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dennytenn/579528.html
>
Но выставил его от уважения к Вам, к Вашим идеям, к Вашей серии постов, к всему что Вы сделали для читателей этого блога и для меня лично.
И музыка нравится. Кстати я слышал UN CАNАDIEN ERRANT и раньше, но только из-за музыки, ничего не знал о смысле словах, только благодаря Вас узнал значение этой песни.
https://www.youtube.com/watch?v=Duw2vdxNNrQ
Поезд ушел, а мы дискутируем...
:):):)
Кто-то всю жизнь ходит с постной миной и ненавидит беспорядок и отсутствие субординации, а у кого-то душа поет и ходить насупленным ему скучно. Для кого-то жизнь - работа, а для кого-то жизнь - поэма. Кулинария - это поэма. Сначала народная. Там народная душа и темперамент отражены. Потом уже это превращается в науку и высокое искусство.
Если брать французов, у них все проходило такие этапы, т.е. пуризм, отделка, совершенствование и т.д. Кухня классно шла, все любили поесть и попить и кайф на этом ловили. Потом король кодифицирует норму своим указом. С этого момента начинается официальная наука - гастрономическая, сервировочная, нормы правильной подачи, порядок приемов пищи и следования блюд, основные правила кулинарной гармонии и т.д. Тот же путь развития, что в любом искусстве.
Но менталитет - не убиваемая вещь, это да. Вон, в прериях даже прорастает, если взять опять того же Лавуа :)
Это даже не умение, это именно искусство жить. Ар-де-вивр - это прежде всего дух, художественное восприятие жизни. Когда природа, ее плоды (продукты) и все, что тебя окружает, вызывает восхищение и острое желание создать из всего этого праздник. Для глаз, для слуха, для нюха, для вкуса, для желудка, для всего. Но прежде всего - для души и сердца.
Если твое восприятие жизни такое, ар-де-вивр - это твое и для тебя. Потому что жизнь становится искусством.
Ар-де-вир - тонкая наука, но без врожденной склонности к ней эту науку не освоить :)