Не допингом единым: как профессиональные теннисисты раздвигают границы возможного?
Профессиональные теннисисты являются одними из самых выносливых спортсменов в мире (наряду с гонщиками формулы 1 и представителями некоторых других видов спорта), так как в год участвуют в десятках турниров с большим количеством матчей в каждом из них, причем матчи могут быть очень продолжительными (в том числе и в жару). Учитывая то, что теннис – одиночный спорт, на игроков выпадает огромная нагрузка, как физическая, так и психологическая – игрока нельзя заменить другим, при этом нужно находить время на тренировки, перелеты, общение с прессой, посещение обязательных промо-мероприятий, рекламную деятельность. Очевидно, что в таких условиях вопросы подготовки к играм и восстановления могут играть ключевую роль в карьере спортсмена, так как на высочайшем уровне небольшая разница готовности, мастерстве может дать решающее преимущество.
Несколько дней назад вопрос о допинге в теннисе вновь стал актуальным, когда в сеть хакерами были слиты данные об атлетах, которые принимали допинг с разрешения WADA, в списке, к примеру, значится Бетани Маттек-Сэндс - чемпионка US Open в паре и Олимпиады – в миксте, при этом вызывает вопросы квалификация врача, который дал ей добро на прием препаратов, в обычное время считающихся запрещенными для спортсменов. Пока журналисты и любители тенниса обсуждают всплывший факт, интересно рассмотреть как вопрос допинга в игре, так и другие методы, в том числе разрешенные, которые теннисисты используют для получения спортивного преимущества: барокамеры, специальные линзы, диеты и даже легкие наркотики, вроде марихуаны, которая вряд ли дает игровое преимущество, но помогает получить психоэмоциональное расслабление (в принципе, марихуану нельзя считать разрешенным способом, но на ее употреблении практически никого не ловили). Хочется верить, что информация будет полезна и российским теннисистам, которые увидят данную статью.
Начнем с основного пункта – допинг. В большом теннисе достаточно редки случаи дисквалификации звезд первой величины из-за допинга, если оставить за скобками ситуацию с Марией Шараповой, то достаточно сложно вспомнить, когда в последний раз игрок такого уровня был отстранен от выступлений. Возможным объяснением может быть то, что теннис является коммерчески успешным видом спорта, а потеря звезд, даже из-за допинга, может негативно сказаться на доходах (о чем говорит один из теннисистов ITF, отмечающий, что организации, занимающиеся проверкой спортсменов на наличие допинга, в значительной степени создают видимость активной работы). Но периодически проблемы с допингом имеют теннисисты высокого уровня, например, известны дела Марина Чилича, Виктора Троицки и Ришара Гаске. Игорь Ивицкий в своей теннисной энциклопедии утверждает, что с 1995 по 2014 годы в теннисе было зафиксировано 76 случаев применения запрещённых препаратов. О допинге в спорте написано много, поэтому больший акцент сделаем на случаях применения тех приемов и средств, которые не являются запрещенными.
Рассмотрим другие методы, которые не считаются допингом, но могут использоваться и давать преимущество игрокам.
Начнем с достаточно необычного метода, но эффективность которого может превосходить многие препараты, считающиеся допингом – использование барокамер. Не секрет, что лучший теннисист последних нескольких лет Новак Джокович использует барокамеру. Я обратился к знакомому кандидату медицинских наук с вопросом о том, насколько этот метод может быть эффективен, на что получил следующий ответ: “это помогает быстро восстанавливаться и насыщать мышцы кислородом и выводить молочную кислоту”, таким образом, есть все основания полагать, что барокамеры могут быть полезны для теннисистов, которые проводят множество турниров в год, причем матчи могут быть очень продолжительными и играть на жаре, а время для отдыха перед следующей игрой очень ограничено. Сам Джокович заявлял, что “это очень помогает; не мышцам, а в целом, общему восстановлению после тяжелых матчей”. Также существует мнение, что эта технология позволяет организму поглощать кислород вдвое эффективнее, чем переливание крови (которое запрещено). Что интересно, барокамеры запрещены в Норвегии, что часто вызывает возмущение норвежских биатлонистов.
Интересным и достаточно дискуссионным аспектом является использование игроками различных линз, которые могут изменить даже идеальное зрение под цели, необходимые конкретному игроку. Например, считается, что прием подачи в теннисе является одним из самых сложных приемов в профессиональном спорте, а линзы могут помочь видеть подачу лучше, либо дать больше фокуса на мяч. Для прояснения ситуацию я пообщался с известным специалистом по вопросам зрения в спорте, американским специалистом Доктором Джеффри Палком. Он подтвердил, что в таком виде спорта, где такие высокие скорости полета мяча (также он выделил бейсбол), любое улучшение качества зрения может улучшить результаты, при этом он считает, что современные линзы могут решить эту задачу (например, можно увести показатели зрения в плюс и лучше видеть подачу, движение плеч и рук соперника). Или же наоборот сделать зрение более “минусовым”, в любом случае эти методики доступны даже для игроков с идеальным зрением. Также он предложил метод тренировки глаз для теннисистов с использованием перфорационных очков.
Различные диеты могут быть важным фактором для успеха теннисиста, например, можно отметить, что после перехода на безглютеновую диету физическая форма Новака Джоковича значительно улучшилась, что несомненно помогло ему добиться лучших результатов.
Курение марихуаны, как бы это не звучало странно, может помогать теннисистам выдерживать тот запредельный уровень нагрузки, который есть у ведущих теннисистов.
Специалисты говорят о том, что это может дать психоэмоциональную разгрузку (что подтверждает и врач). Например, можно вспомнить книгу Ларса Старке (близкого к Бьорну Боргу человека), из которой мы узнаем, что Борг не знает теннисистов, кроме Лендла, кто бы не делал затяжки. Известно, что в 2013 году Исполком WADA фактически легализовал курение марихуаны (по крайней мере за день до соревнований можно курить без опасений за последствия).
Очевидно, что те приемы, которые указаны выше, могут давать гораздо большую пользу, чем мельдоний, из-за которого была наказана Мария Шарапова (особенно большой потенциал, судя по всему, у использования барокамер), с другой стороны, несмотря на некоторую абсурдность ситуации, с точки зрения буквы закона использование незапрещенных методов не может повлечь наказание, тогда как мельдоний все же был запрещен.
На уровне лучших теннисистов мира получение преимущества за счет любых доступных и разрешенных средств может быть конвертированы в титулы, однако не стоит забывать, что все же основными факторами, определяющими уровень игры, являются талант, трудолюбие, дисциплина, психологическая устойчивость, а также правильно выбранный тренер (не будем забывать и о факторе удачи). Можно восхищаться дисциплиной и преданностью спорту таких игроков, как Роджер Федерер, Рафаэль Надаль, Новак Джокович, которые в то же время обладают большим талантом. При этом роль психологии и тренера нельзя преуменьшать, например, всем известно, что Федерер на уровне юниоров характером и буйным нравом разительно отличался от того Роджера, что мы знаем сейчас, причем влияние тренера во многом стало причиной изменения характера швейцарца, которое позволило ему стать одним из лучших игроков в истории.
Роль тренера можно увидеть на основе примера Энди Маррея, чьи результаты во время работы с Иваном Лендлом значительно превосходят достижения британца во время работы с другим тренером. Возможно, что начинающим теннисистам можно посоветовать работать с психологами, так как нерешенные проблемы с характером могут стоить карьеры (возможно, тот же Марат Сафин мог выиграть гораздо больше крупных турниров, если бы работал с хорошим психологом, так как сложно назвать тех игроков, кому он явно бы уступал по уровню таланта). В любом случае, игроку можно и нужно пользоваться всеми разрешенными способами, которые позволяют улучшить игру, особенно если это делают конкуренты.