5 мин.

Почему Стэн Вавринка – великий

Чему стоит поучиться у трехкратного победителя турниров «Большого шлема».

alt

Успехи Стэна Вавринки – это воплощение триумфа терпения и пошагового подхода. Швейцарец проделал огромный путь не только по ходу своей карьеры (свой первый «Шлем» он выиграл в 28 лет), но и проделывает его на каждом победном турнире. На трех выигранных «Шлемах» путь был особенно тяжелым, но Вавринка терпел.

Все мы знаем, насколько блестящую игру умеет показывать швейцарец. Временами он попросту лучший (или даже Лучший – с большой буквы). Вполне уверенно можно говорить, что самый высокий уровень Вавринки выше, чем у всех остальных в туре. Проблема только в том, что добираться до этих вершин ему очень тяжело.

Описывая свою карьеру, Стэн сам прекрасно все сказал: «Я всегда иду пошагово. Сперва я хотел стать профессионалом, жить своей страстью, своим спортом. Потом хотел войти в Топ-100, потом в Топ-50. И так было всегда. Я всегда так решаю свои задачи. Я никогда не начинаю с того, что хочу стать первым в мире или выиграть «Большой шлема». Нет. Я иду постепенно.

Единственное, что я хочу – это постоянно доводить себя до предела. И тогда у меня не будет сожалений, когда я закончу карьеру. Я не буду думать: «Почему я не тренировался больше? Почему не сделал то или это?» Нет, я просто хочу доводить себя до предела и смотреть, где окажусь».

Тренер Вавринки Магнус Норман тоже указывает на кумулятивный эффект, когда отвечает на вопрос, почему тот стал побеждать на «Шлемах» именно с ним: «Самый серьезный прогресс я заметил в психологическом аспекте. Мне кажется, Стэн был в том возрасте, в котором он был близок к тому, чтобы сделать шаг вперед. Он уже проделал всю подготовительную работу с предыдущими тренерами, и я пришел в тот момент, когда он был готов сделать следующий шаг».

В детстве Стэн часто бывал на ферме своих родителей, где они занимаются реабилитацией инвалидов, и понял, что в жизни главное – не сдаваться. Поэтому он долгое время спокойно жил в тени Федерера, поэтому он несколько лет преследовал Нормана, поэтому своих главных успехов он добился уже в зрелости. Он знает, что количество вложенного в какое-то дело времени обязательно выльется в результат.

alt

И сейчас для Стэна на каждом турнире самое сложное – это первые шаги. Он долго втягивается, но когда набирает обороты, то от него можно ждать чего-то выдающегося. В этом году на US Open он приехал, не имея ни одной победы над игроками из Топ-10, и проводимый им сезон ничем особо не впечатлял. В Нью-Йорке швейцарец был в очке от поражения в третьем круге с Дэном Эвансом и, начиная с того матча, проигрывал минимум по сету в каждой встрече. Норман прекрасно осознает проблему: «Он очень уязвим на ранних этапах турниров. Мы пока еще не нашли ключ к тому, чтобы добиться стабильности».

Но уже три года Вавринка всегда выигрывает, если доходит до финала. Норман объясняет это не каким-то особым настроем, а просто тем, что к решающим этапам Стэн набирает уверенность, прибивается к корту, к мячам. Все это позволяет ему включать режим зверя и показывать ту игру, которую он показал на решающих этапах US Open.

Конечно, нельзя забывать, что игра Вавринки – это не только терпение и труд, а еще и невероятный талант. Это лучший одноручный бэкхенд в современном теннисе, неожиданно быстрые ноги, пушечный форхенд, постоянный настрой на атаку. И это прекрасная физическая форма, которая на US Open позволила ему провести на корте почти 19 часов и не умереть в самый важный момент.

Но главное – это опыт и погружение в раньше неосвоенные глубины собственного сознания. После финала Вавринка рассказал, что перед матчем на него накатила важность момента, и он начал трястись и плакать. Как он справился с этим? Просто сказал себе – соберись, тряпка. Еще одно интересное высказывание: они с тренером решили, что он не будет показывать, как ему тяжело. И он просто взял и не показывал. Это, конечно, великолепно.

alt

Несмотря на все внешние различия, Вавринка и Энди Маррей похожи не только количеством выигранных «Шлемов». Карьеры обоих – это урок для каждого. Если Маррей показывает, как надо пахать, чтобы сделать последний шаг к успеху, то Вавринка демонстрирует, что самое сложное иногда – это преодолеть первые препятствия. Но это можно сделать, если, как он сам сказал, «упорно тренироваться миллион лет», то можно добиться величия. А Вавринка – игрок великий. Если не по количеству титулов, то по качеству той игры, которую он показывает на пути к ним.

***

После четвертьфинала US Open против дель Потро у Вавринки спросили, что его мотивирует – он выиграл два «Шлема», у него куча денег, но Федерера, Надаля, Джоковича он уже не догонит, величайшим не станет, и еще одна победа на «Шлеме» особой разницы не сделает. Вавринка ответил очень хорошо:

«И что мне теперь делать? Мне 31 год. Что мне делать? На пляже валяться? Не заниматься ничем? Вы Рафе с Новаком и Энди тоже такие вопросы задаете? Я люблю теннис. Это моя страсть. Просто посмотрите сегодняшний матч, и вы получите ответ. Находиться на корте – великолепно».

Знаете, что еще великолепно? Вавринка на пике своих возможностей. Хорошо, что он в туре есть.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Goodlett; REUTERS/Michael Kooren; Gettyimages.ru/Chris Trotman/USTA