Сергей Скорович: «В Суперлиге нужны суперклубы»
Российская Суперлига по мини-футболу добралась в плей-офф сезона 2021/2022 до стадии полуфиналов. Заслуженный тренер России Сергей Скорович оценил шансы клубов-участников на выход в финал.
- Сергей Леонидович, плей-офф российской Суперлиги добрался до полуфиналов.
- Четверка полуфиналистов – все одинаковые команды с маленькими нюансами. Думаю, интерес к матчам будет большой, раз результат непредсказуемый.
В ¼ была только одна команда, которая несколько выпадала из общего ряда, «Новая генерация», поэтому «Синара» прошла ее без проблем в трёх матчах. А остальные семь все могли бороться и боролись, чтобы пройти дальше. В четвертьфинале три пары сыграли четыре раза, а у «Никеля» и «КПРФ» могли быть и пятые матчи, там всё качалось.
Сейчас же соперники в ½ будут равные. Пары определились как «Синара»-«Газпром» и «Норильский никель» -«КПРФ», но и в других сочетаниях всё было бы также.
Кто пройдёт дальше во многом зависит от того, как сложатся первые матчи. Может всё быстро закончиться, а могут быть серии и по четыре, и по пять матчей. За финал будут биться всерьёз и все имеют равные шансы на выход, все.
- В КХЛ в серии плей-офф серии играются до четырёх побед, и в этом сезоне было очень много противостояний, когда всё решалось в седьмом матче. Смотрелось великолепно. Может, в мини-футболе тоже стоит увеличить количество игр в сериях? Тем более, что команд в Суперлиге очень мало и количество игр в регулярном чемпионате заметно сократилось.
- В хоккейной команде 25 хоккеистов. Конечно, их матчи в плей-офф идут через день, время на подготовку сокращается, но и состав больше, тренеры задействуют всех игроков. В мини-футболе всего 12 полевых в заявке, а двигательная активность очень высокая. При этом хоккей играется матч 60 минут «чистого» времени, а в Суперлиге – 50 минут. Если в мини-футбол играть в таком же формате, через день и до четырёх побед в серии, мало кто выживёт.
- Жалеет футболистов?
- Конечно. В регулярном чемпионате ставят спаренные игры, в день и на следующий день, но это сделано для экономии бюджетов, и паузы между турами позволяют восстанавливаться. А серии в плей-офф до трёх побед это физически достаточно затратно. Плей-офф в мини-футболе идёт чуть больше месяца, это интенсивная нагрузка, если играется не три серии из трёх проходных игр. Если всё посчитать, основное время, дополнительное время, серии пенальти, это и физически, и эмоционально непросто, повышается травматизм, плюс переезды – футболистам хватает.
- В Вашей тренерской практике, насколько я помню, серия плей-офф в чемпионате России была только одна, когда «ВИЗ-Синара» уступил в финале «Динамо» в сезоне 2010/2011. А до этого Вы дважды становились чемпионами в другом формате, без плей-офф. Какие особенности Вы бы отметили в разных схемах розыгрыша титула национального чемпиона?
- Везде есть свои плюсы и минусы. Лично мне нравится гладкий чемпионат. Условно, мы играли 40 матчей за год, и по окончанию сезона подводился общий итог, определялся чемпион. Ответственность у клубов-лидеров при такой схеме очень высокая в любом матче, для тех, борется за первое место в турнирной таблице, для них нет проходных игр. И с мотивацией всё понятно, всегда надо побеждать, нельзя нигде терять очки. Интерес именно в этом, кто сможет выдержать и ровно пройти весь сезон.
С другой стороны, у середняков, которые понимают, что им ничего не светит, гладкий чемпионат уже на экваторе сезона не вызывает эмоций, они понимают, что уже застряли, никуда не поднимутся, никуда не провалятся. У аутсайдеров тоже особого интереса нет, по большому счету, им вообще всё без разницы, если они не находятся в зоне вылета из лиги.
А вот при сочетании регулярного чемпионата и плей-офф середняки и аутсайдеры могут при определенных раскладах зацепить свой шанс.
- Это речь идёт о формате, когда в Суперлиге играет не восемь команд, а больше, и надо ещё побороться за попадание в плей-офф?
- Да. Тут распределение мест в таблице регулярного чемпионате имеет значение в плане будущего соперника, но все понимают, что медали вручать не будут и главным действом будет плей-офф. Тут зрительский интерес более концентрированный, он не растянут на год, а сведён к этому последнему месяцу игрового сезона.
- То есть и поэтому матчи регулярки не очень посещаются, а плей-офф собирает аншлаги? Да и цифры просмотров трансляций отличаются.
- Да, весомость матчей, их значимость разная совсем. В плей-офф клубы-лидеры тоже имеют определенное преимущество на начальных стадиях. Кто лучше готов, у кого длиннее скамейка, сильный состав, кто хорошо распределяет нагрузку, те сначала тратят меньше сил, легче и быстрее проходят в следующую стадию.
Когда мы, «ВИЗ-Синара» с «Динамо» играли серию за золотые медали, это было прекрасно видно. Первую игру мы откровенно завалили. У нас было человек восемь полевых, кто был в строю, а у «Динамо» был полный состав, звёздный состав. И до этого у нас была пятиматчевая упорная серия с «Тюменью», которая была очень хороша. Мы затратились очень сильно, чтобы выйти в финал, и к первому матчу с «Динамо» мы просто физически не восстановились. Из-за этого двигательная активность у нас была снижена и в первом матче «Динамо» нас просто переехало.
- Да, лучше не скажешь, счёт был 9:2.
- Потом пошло восстановление, и мы смогли играть почти на равных. Второй матч был 3:3 в основное время, но мы уступили по пенальти, а в третьей игре проиграли 5:6. Вроде бы всё близко, но у «Динамо» состав на тот момент был гораздо мощнее по сравнению с нашим, шансы зацепиться в серии были ничтожны.
Поэтому, чтобы биться за что-то серьезное в плей-офф, надо иметь конкурентоспособную команду с сильным составом, чтобы она на протяжении всей серии, каждого матча могла влиять на результат.
- Трансфертное окно перед плей-офф многим бы помогло.
- Окно открыто в январе. Если ты хочешь усилить свою команду для второго круга и плей-офф, то возможность есть. Создавать такую возможность ещё непосредственно перед плей-офф, чтобы подобрать исполнителей, я считаю, что это неправильно, потому что в такой схеме получится, что команду можно содержать один месяц за сезон.
Конечно, сейчас непростые времена. И, конечно, хочется, чтобы ещё несколько команд добавилось в Суперлигу, чтобы они развивались, играли, прогрессировали. Чтобы борьба была и за попадание в восьмерку сильнейших. Чтобы было хотя бы 12 команд, а, в идеале, вообще 16.
- Насколько я помню, даже в лучшие времена в Суперлиге было максимум 14 команд.
- Да, когда-то было 14, но хотелось бы когда-нибудь прийти и к 16-ти. Чем больше команд, тем выше конкуренция.
- Про важность состава и комплектации команд в плей-офф понятно. А что с психологией?
- В плей-офф на психологию влияет, в том числе, физическая, функциональная подготовка. Если команда хорошо подготовлена и находится в оптимальном состоянии, то она знает, что может играть на протяжении длительного времени. Поэтому даже одно или два поражения не выбьют команду из колеи, они дожмут соперника в пяти матчах. А если с кондициями не очень, и состав не очень, если восстанавливаться не успевают между играми, то перестают успевать за соперниками. И команда может сыграть сначала хорошо, а потом провалить всю серии по итогу.
Психологически и так футболисты должны быть готовы к плей-офф, они год к нему шли. Если сравнивать серию и игры на вылет, то когда команда играет один матч, ответственность, конечно, выше. В серии, даже если есть проигранные матчи, команда понимает, что есть ещё возможность всё исправить. В серии право на ошибку есть. А когда доходит дело до решающих игр, до четвертых или пятых матчей, или до седьмых, как в хоккее, когда кто-то должен стать чемпионом, то тут уже надо подходить с других позиций, потому что пан или пропал. Поэтому и напряжение такое у команд, и интерес у болельщиков.
- Сергей Леонидович, Вам бы кого хотелось увидеть в финале Суперлиги?
- Вообще без разницы. Кто выиграет в полуфиналах, то и будет в финале. Невозможно сейчас сказать что-то определенное, указать на финалистов. Вся четверка - равные команды.
- В паре «Синара»-«Газпром» равенство без оговорок?
- Как будет играть «Газпром»? Как будет играть «Синара»? Кто будет в строю, кто будет здоров? У «Синары» есть вратарь, который постоянно подключается к атакам. Как «Газпром» будет противостоять этому, что они смогут противопоставить? Будет ли у «Синары» Абрамов, который много значит для команды? По большому счету у «Синары» одно ударное звено, первое. В ¼ Абрамова не было, но у них и в соперниках была «Новая генерация», поэтому с таким соперником они справились и без него. Остальные футболисты уступают первой четверке , и поэтому многое будет зависеть от того, кто у «Газпрома» будет в обойме. У них, к примеру, последние игры не выходил Шистеров, что с ним? Что с Лысковым, готовится он к плей-офф, будет играть? По всем срокам ему уже давно было пора начинать работать после травмы. Так что вопросов много, ответы даст игра.
- А вторая пара? «КПРФ» по четвертьфиналу выглядел предпочтительнее «Норильского никеля», нет?
- У «Никеля» хороший, равный состав и длинная скамейка. И надо учесть, что у них ещё не играл Кудзиев. Я не знаю, что с ним, будет ли он в полуфинале, сейчас я уже перестал следить персонально, плей-офф смотрю как простой болельщик. Но даже без Кудзиева все играют, все задействованы, и никто не выпадает. Поэтому я бы не списывал со счетов «Никель» и не отдавал бы предпочтение «КПРФ».
- В четвертьфинале у «коммунистов» бросилась в глаза не самая уверенная игра вратарей, что в плей-офф может иметь печальные последствия.
- Надо сказать, что для Путилова «КПРФ» - новая команда. Поэтому понятно, что есть шероховатости в оборонительных действиях. Когда вратарь долго играет с командой, с коллективом, он понимает, какие действия будет совершать конкретный игрок или пара защитников, что от них ожидать, какие есть возможности, надо ли подстраховать и вообще, что делать. Поэтому сейчас есть проблемы адаптации. Вратарю надо привыкнуть к команде, команде надо привыкнуть к вратарю. Они друг для друга новые, они еще не считывают действия – вратарь футболистов и футболисты – вратаря. Играя в «Синаре» Путилов был гораздо эффективнее и в подключениях пятым, и, конечно, в воротах. Он там знал очень хорошо каждого игрока, понимал их действия на площадке, многое предугадывал. Сейчас же он ещё в стадии сбора информации, поэтому какие-то нестыковки есть. Пройдёт время, все притрутся, появится взаимопонимание. Цайдер, может быть, и не совсем в форме пока, но дальнейшая игра покажет. А так у «КПРФ» два квалифицированных, хороших вратаря.
- Как болельщик болельщика спрошу ещё – как Вам разница в качестве футбола четвертьфиналов Суперлиги и «Финала четырёх» Лиги чемпионов УЕФА? Мне на этом контрасте российские игры показались откровенно скучными, футбол был некачественным, бессодержательным.
- Футбол определяется уровнем игроков. Представьте, когда играют национальные сборные, где собраны лучшие, тогда футбол смотрится, он живой, интенсивность совершенно другая, много взаимодействий, много эпизодов, много моментов. В Лиге чемпионов тоже играли лучшие клубы в Европе, сильные «Барселона», «Бенфика» и «Спортинг». Что касается наших клубов, там тоже есть хорошие игроки, но основная масса – исполнительское мастерство средненькое. И когда идёт комплектация составов на среднем уровне, то и уровень игры падает. Когда на поле лидеры и у них идёт игра – следует всплеск, выходят вторые-третьи четверки – следует спад. Первые одного клуба против первых второго клуба – игра смотрится, вторые-третьи друг против друга – смотреть особо не на что, игра меняется не в лучшую сторону.
- В четвертьфинале единственная серия, которая была смотрибельна, это «КПРФ»-«Тюмень». Равные, одинаковые, хоть какая-то интрига. Остальные – локальная скука.
- Возьмите пару «Ухта» -«Норильский никель», тоже приблизительно одинаковые. Они так и играли.
- Они по-плохому одинаковые. Надо, чтобы они были одинаковые по-хорошему, тогда получается полуфинал Лиги чемпионов «Барселона»-«Бенфика».
- Чтобы российские клубы росли, в Суперлиге нужны коллективы, которые по силам будут гораздо мощнее их. Представьте, насколько бы изменился наш плей-офф, если бы к четверке полуфиналистов плюс «Тюмень» добавились такие вот гранды по уровню, как «Барса», «Спортинг» и «Бенфика», и вот эти восемь команд разыгрывали бы медали. Так было раньше, когда было сильное «Динамо», когда был сильный «Газпром». Тогда бы все понимали, что они не дотягивают и надо работать, чтобы приблизиться, а потом и сравняться с суперклубами. Вот такие ориентиры, раздражители мотивируют, стимулируют улучшение качества игры и самих футболистов, которые себя сравнивают в наглядном противостоянии с лучшими. Все бы видели, к чему стоит стремиться и с чего, с кого брать пример.
Так «ВИЗ-Синара» училась в своё время побеждать и российские сильнейшие клубы, и европейские. Со временем спрогрессировали, научились и побеждали, стали одним из лучших клубов у нас в стране и на континенте в очень достойной компании. А сейчас такой конкуренции нет.
- То есть Вы сейчас сказали, что в полуфиналах тоже будет скучная игра?
- Может быть, в чём-то игра будет поинтереснее, но посмотрим. Мы видели полуфинал Лиги чемпионов «Барселона»-«Бенфика», и это был хороший матч, хорошая игра, насыщенная возможностями. И одни, и другие проявили своё мастерство, дух, характер. «Бенфика» сыграла хорошо, д а и «Спортинг» в финале против «Барсы» сыграл хорошо, просто ничего не реализовал. В финале счёт был не по игре, но такие матчи случаются.
Если в нашем чемпионате буду появляться игроки высокого уровня, высокого мирового и европейского уровня, это пойдёт на пользу всему нашему российскому мини-футболу. И это будет лучше для всех, клубов, футболистов и болельщиков. Мастерство – это двигатель. И у нас должны быть большие клубы, гранды. Сейчас этого нет, как не было и в прошлом сезоне, и в позапрошлом.
- Сейчас только остаётся вспоминать, какие надежды Вы возлагали на «КПРФ» несколько лет назад, прочили им блестящее будущее.
- Я делал такие прогнозы, потому что тогда «КПРФ» были очень сильной командой, они были очень хороши и по подбору игроков, и по игре. И когда они стали чемпионами России, им надо было развиваться дальше. Но они не воспользовались доминирующим положением, не смогли распорядиться своим преимуществом.
Что там произошло? Во-первых, по факту они сами, клуб, не справился с ситуацией, поэтому и не стали флагманом. Во-вторых, они стали привлекать в команду каких-то перспективных, на их взгляд, игроков. Я не против молодых, но в суперклубе они не должны присутствовать только потому, что они были в «КПРФ»-2, прошли какие-то этапы подготовки в их системе, или что они из Подмосковья. Футболисты должны сначала доказать свою силу, должны конкурировать и по праву занять своё место в составе, а не потому, что они «свои». Но этого не было, и у «КПРФ» начались перекосы в составе и, как прямое следствие, команда начала буксовать.
У любой команды всегда есть какие-то проблемные позиции, даже когда она становится чемпионом. И надо работать над тем, чтобы эти позиции улучшить. А когда эти проблемы остаются и не только не решаются, а к ним добавляются и новые проблемы, на других позициях, то с приходом слабых футболистов лидеры команды перестают куда-то стремиться. А зачем? Они же всё видят и понимают, что как бы они не тренировались, они всё равно лучше тех слабых, кто пришёл в команду. И мотивация падает, не надо улучшаться и конкурировать за место в составе. И в целом команда проседает по общему уровню игры.
А так, «КПРФ» могли на многое замахнуться. Уж, как минимум, застолбить за собой звание чемпионов страны года на три минимум, именно этого я и ожидал. Но они не смогли, а именно клуб, когда были созданы условия, не подходящие для дальнейшего прогресса главной команды. Не знаю, с чем были связаны такие решения, но результат виден всем. Но возможность, перспективы просматривались, стать ориентиром для всех в России, идти ещё выше, прогрессировать и заставлять другие клубы сравнивать себя с «коммунистами» и тянуться за ними.
- Соглашусь, «КПРФ» образца своего чемпионства - наше сияющее светлое будущее, которое так и не воплотилось в настоящее.
- Тут можно вспомнить и «Газпром». Сначала они отпустили Робиньо с Лимой, потом ушел Чишкала, потом Марсенио, который сегодня играет в «Барселоне» и является одним из ключевых игроков. Это реальная сила, которая покинула «Газпром». И другие имена можно вспомнить. А на их замену кто пришел? Поэтому мы видим такой «Газпром», какой он есть сейчас.
«Газпром» играет, как может. «КПРФ» тоже играли ни шатко, ни валко весь чемпионат, подбирают и подбирают новый состав. Обе команды с трудом, но сегодня в полуфинале. Возьмите «Норильский никель», который вроде всё строит, строит, строит, который год, но никак не могут выйти в топ.
- Есть же такое понятие в строительстве – «долгострой».
- Да, «долгострой». Или взять «Тюмень», какой футбол она демонстрировала в первом круге, и как не похожи сами на себя они были весной и в плей-офф. Понятно, что не было Антошкина, это большая потеря для них, но все остальные-то остались, люди играли те же. В четвертьфинале они были практически равны с «КПРФ», а был бы Антошкин, который минимум один забивает и делает минимум одну голевую передачу за матч, то чаша могла склониться в другую сторону. И на этом фоне «Синара» в рабочем состоянии со стабильным составом, которого и в прошлом сезоне, и в этом хватает для результата.
Поэтому команда должна быть хорошо сложена, всё в ней должно быть сбалансированно и мы в полуфиналах увидим, как тренерские штабы смогли подойти и подготовиться, у кого какие возможности будут при действительно равных исходниках.
- И, напоследок. ФИФА рассматривает возможность введения чистого времени в футболе и сокращение времени матча до 60 минут. Пойдут ли футболу на пользу такие изменения правил игры?
- На мой взгляд, если ФИФА провели серьезную аналитику «грязного» времени разных матчей и нахождения мяча в игре на самом деле так сильно колеблется – от 40 до 65 минут из 90 - то 60 минут «чистого времени» будет достаточно.
Лежание на траве, разговоры, оказание медицинской помощи, VAR – это всё никуда не денется, но будет вне игрового времени. Футбол изменится, и со временем изменится и психология игроков, тренеров, всем надо будет действовать по-другому.
Если в футболе введут «чистое» время, мне кажется это логичным решением, это пойдёт на пользу игры, высветит её суть. Будет два тайма по чистых тридцать минут. Так играют в хоккей три по двадцать, гандбол два по тридцать, «чистое» время есть в баскетболе, в мини-футболе. На длительность нахождения футбольных болельщиков на стадионе это никак не повлияет, продолжительность матчей если и сократится в общей цифре, то не намного.
Если время игры в футболе уменьшат, фактически эти минус 30 минут – это постоянные остановки, задержки, симуляции, которые сбивали темп, снижали динамику игры, убивали время. В лыжах, когда появился спринт, как новая дисциплина, было много голосов против, что это отход от классических форматов и канонов. А сейчас индивидуальный и командный спринт - самые популярные и зрелищные гонки. Поэтому, на мой взгляд, надо пробовать.
Валерия Зык, СА «PRa-техника»