8 мин.

Звиад Купатадзе: «Я всю карьеру шёл к этому, главному турниру своей жизни, но остался без финала»

Звиад, Вы как никто другой, знакомы с грузинским футзалом. Какая сейчас ситуация с этим видом спорта в стране?

- До прихода на пост президента Федерации футбола Грузии Левана Кобиашвили, футзал в стране был развален. Леван приостановил членство многих деятелей ассоциации мини-футбола и сам начал развивать мини-футбол. Первым делом был сделан акцент на бизнес-лигу, в которой участвует около 60 команд. Прошедшим летом меня пригласили на финал турнира, и тогда я понял, что в Грузии любят футзал. Спорткомплекс был забит до отказа. Помимо внутреннего чемпионата Кобиашвили стал уделять внимание и национальной команде.    

Поэтому Вы и ответили согласием на приглашение выступать за сборную?

- Да. Мне тоже пошли навстречу. Сделали гражданство Грузии, т.к. я в своё время принимал российское гражданство и отказывался от грузинского паспорта. Предложение от руководства сборной Грузии я принял в целях популяризации и развития футзала в стране. Пользуясь своим именем и регалиями, я хочу привлечь внимание к футзалу.  Уверен, у Грузии большое футзальное будущее.

Вы единственный «легионер» в сборной Грузии?

- Из легионеров чемпионата России в команде я и Георгий Нишнианидзе. В Белоруссии играет три человека. Есть один бразилец Рониньо, который выступает в киприотском чемпионате. Представляете, он женился на грузинке. Рониньо хорошо говорит на грузинском и русском языках. Остальные футболисты выступают в Грузии. 

Какой сегодня уровень у сборной?

- Ну, смотрите сами, мы в двух товарищеских матчах один раз словаков победили, один раз они отскочили. А Словакия недавно обыгрывала чемпионов Европы итальянцев. Сейчас мы не та команда, которую можно запросто обыграть. Мы со всеми можем бороться. Сейчас в рамках отборочных игр на чемпионат Европы у нас серьёзные соперники по туру в Минске – Голландия, Италия и Беларусь. Я настроен очень серьёзно, у меня самые максимальные цели и мечта попасть на чемпионат Европы. Команда у нас очень дружная, и мы верим в свои силы. 

     

Уже можно отметить позитивные изменения в грузинском футзале – федерация футбола в конце года подвела итоги работы и наградила лучших спортсменов, отметив и лучшего футзалиста страны. 

- Я стал первым футзалистом, который удостоился такой чести. Раньше такой номинации в Грузии не было. Да и в России такой номинации нет, если проводить параллели с РФС. По-моему, только Сергею Сергееву один раз вручали приз лучшего игрока сезона по мини-футболу. Федерация футбола Грузии тем самым проявила свой интерес к нашему виду спорта. Главная заслуга в этом Левана Кобиашвили и Давида Муджири.

То есть перспективы развития футзала в Грузии хорошие?

- Для его развития всё готово, теперь важно, чтобы в него вложили денежные средства, не только федерация футбола, министерство спорта страны, но и спонсоры. СМИ Грузии заинтересованы футзалом, особенно после игр сборной при пятитысячной поддержке болельщиков, общая картинка была очень красивой.   

Вам и забитым голом отличиться удалось на домашнем паркете.

- Я два гола забил – Израилю и Швейцарии. Присутствующие на матчах зрители раньше не видели, как забивают вратари, а потому были очень рады. Журналисты после матча тоже недоумевали, как мне это удалось. Я сказал им, что они меня плохо знают, ничего в этом необычного нет, нормальное явление. В указанных играх я забил свой 23 и 24 голы в карьере соответственно.

Насколько приятно получать личные награды?

- Очень приятно, но в том случае, если моей командой достигнута поставленная цель. 

А номинация на звание лучшего голкипера мира, насколько это почётно?

- Для меня очень почётно, т.к. мои соперники в номинации регулярно выступают за свои национальные сборные и их игра соответственно шире освещается. По большому счёту при выборе моей кандидатуры учитывалась только игра за «Газпром-Югру». О своей номинации я узнал от тренера вратарей нашего клуба Гуаибы.

Гуаиба очень серьёзный специалист. Что он даёт вратарям «Газпром-Югры»?

- Что-то новое мне дать в мои 37 лет трудно, но тренировочный процесс проходит на высшем уровне. Молодым вратарям Гуаиба более интересен, он известен во всём мире. Но кого он вырастит, покажет время. Можно быть отличным специалистом, но не суметь найти подход к конкретному человеку. Вратарь – очень сложная профессия, чтобы он заиграл на высшем уровне должно совпасть очень много факторов. Например, в Бразилии тысячи вратарей, которые обладают отличной техникой, но пока у Тиаго в сборной нет конкурентов. Можно проводить шикарные тренировки, улучшить уровень игры голкипера, но чтобы вырос большой вратарь – он должен быть им на клеточном уровне.    

Кого Вы считаете лучшим вратарём в мире?

- Звиада Купатадзе (смеётся). Я к этому стремлюсь. Я не могу выделить какого-либо голкипера, который сегодня на голову сильнее остальных. Раньше в Испании, например, выделялся Луис Амадо и он доказывал свой высочайший уровень на международной арене, когда испанцы были недосягаемы. Сейчас в мире порядка 15 сильнейших вратарей, но у всех у них бывают спады на том или определённом этапе сезона. Твёрдого номера один сегодня в мире нет.   

А в самом начале занятий мини-футболом на площадку не тянуло?

- С шести лет я играл в поле, как все. Мой шестилетний сын тоже сначала бегал в поле, но недавно встал в ворота, ему там нравится. Сын занимается в футбольной школе «Торпедо». Я пришёл к тренеру и сказал, что не надо сына ставить в ворота. Свою позицию я ему объяснил, рассказал, кто я. Я сам играл в большой футбол, и очень хорошо играл. Выступал за сборную Грузии до 16 лет. Помню, провёл на стадионе «Торпедо» в Москве две товарищеские игры против сборной России в качестве капитана команды. Но перестал профессионально играть из-за низкого роста. И я знаю, что мой сын не вырастет, не будет у него рост 1,90 м. Я не хочу, чтобы ребёнок терял своё время. В поле – пожалуйста, но не в ворота. 

Старт чемпионата у «Газпром-Югры» не задался, но сейчас команда набрала крейсерскую скорость и вернулась на лидирующие позиции. Клуб покинули молодые перспективные ребята, которые сейчас блистают в «Дине». Тем не менее, перед «Газпром-Югрой» всё равно стоят максимальные задачи. В этом году их достижение будет более проблематичным?

- Тяжелее ли будет этот сезон – покажет время. Кроме молодых ребят нас покинул и Робиньо, соответственно глубина скамейки уменьшилась. Кроме нагрузки в клубе, у нас многие игроки задействованы в сборных. Это приятно, но нагрузка на футболистов ложится очень большая, и нашему тренеру в связи с этим не позавидуешь. Понятно, что «Газпром-Югра» не стал сильнее с уходом ряда игроков, но всё равно у нас есть свой ресурс. Будем работать для достижения поставленных задач.

Югорский клуб является действующим обладателем кубка УЕФА и своих соперников по финалу четырёх уже успел как следует изучить. С кем бы хотелось сыграть в полуфинале? 

- Состав участников в этом году сильнее прошлогоднего. С любым из клубов будет очень тяжело. Год назад мы были дебютантами, сейчас имеем опыт выступления в решающей стадии турнира. Оба полуфинала будут непредсказуемыми!   

У Купатадзе получится сыграть больше, чем в прошлом году? (прим. – голкипер «Газпром-Югры» был удалён в полуфинальном матче против «Бенфики» и место в воротах российского чемпиона занял Сергей Слемзин).

- Никому не пожелаю оказаться на моём месте. Я всю карьеру шёл к этому, главному турниру своей жизни, но остался без финала. Тогда я сказал, что ещё сыграю в финале кубка УЕФА. Надеюсь осуществить свои планы в этом году. 

До какого возраста планируете играть на самом высоком уровне?

- Лет пять ещё точно хочу играть. Недавно я нашёл свою игру и получаю от этого удовольствие. Силы выступать ещё есть. Возьмите того же Формина в «Сибиряке», ему 42 и он в хорошей форме, а мне всего 37.  Мотивации у меня хоть отбавляй, хотя кто-то и в 28 лет уже не имеет мотивации. Я люблю футзал и хочу им заниматься и дальше.   

В последние годы разборки «Динамо» и «Газпром-Югры» являются украшением нашего чемпионата. В прошлом году пятый матч финальной серии показывали по федеральному каналу Матч-ТВ и трансляция имела много положительных откликов. Почему сегодня существует проблема с трансляциями матчей ФОНБЕТ-Суперлига?

- Этот вопрос надо задать Эмилю Гуметовичу Алиеву. Все футболисты отмечают, что необходимо транслировать матчи чемпионата, т.к. уровень турнира очень высок. Освещение и реклама нашего чемпионата идёт не на должном уровне, я считаю.

Не обидно, что российские футбольные клубы ежегодно разочаровывают своих болельщиков в еврокубках, но внимание к ним со стороны СМИ и болельщиков в разы выше по сравнению с футзалом? Мы смотрим по телевидению матчи уровня, например, «Амкар» - «Терек», но игры «Дина» - «Газпром-Югра» не транслируются… 

- Очень обидно, но надо понимать, что футбол – игра № 1 в мире. Соответственно, и внимание к нему будет самое высокое. Тем не менее, хотя бы один матч тура чемпионата России по мини-футболу, считаю, заслуживает внимания телевидения. Мы не знаем детали переговоров руководителей АМФР и телеканала Матч-ТВ, но видимо, это не так легко. Всё-таки главный федеральный канал о спорте один, а видов спорта очень много.