9 мин.

Российский мини-футбол в разрезе маркетинга, дизайна и PR. Vol. 1

Обсуждая с некоторыми блоггерами вопрос непопулярности мини-футбола в России, да и изучая данную проблему самостоятельно, пришел к выводу, что он носит системный характер. Нет особого развития ни со стороны АМФР, ни со стороны большинства клубов. Понятно, что мини-футболу далеко до «старшего брата» футбола, до хоккея, баскетбола, волейбола, но ведь и в нашем виде спорта выигрывались международные титулы как на клубном уровне, так и на уровне сборных. А внимание к «игре пять на пять» и со стороны зрителей/болельщиков, и со стороны СМИ соответствуют приставке к слову «футбол» в названии рассматриваемого вида спорта.

Поэтому хочется начать серию публикаций на данную тему, возможно, это поможет продвижению мини-футбола в массы, или хотя бы послужит толчком к каким-либо подвижкам среди руководства ассоциации и клубов.

Для затравки публикую «переписку Энгельса с Каутским» опрос трех участников мини-футбольной блогосферы: ­вашего покорного слуги (М), Артура Самди (А. С.) и Кирилла Riquelme Земскова ( R ). Были заданы три вопроса, на которые каждый ответил достаточно развернуто и основательно.

1) Какие недостатки в российском мини-футболе в плане его раскрутки, пиара и прочего?

А. С.: — Я не буду оригинальничать и выдумывать что-то космическое. Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что мини-футбол не показывают по телевизору. А когда показывают — делают это в недостаточном объеме. Скажем, в прошлом году у нас была возможность смотреть мини-футбол по центральному каналу, принадлежащему ВГТРК. Но аудитория, которую привлекли трансляции, — это болельщики нашего вида со стажем. Новой аудитории в сколько-нибудь значительном объеме не появилось. И это печально. Потому что именно аудитория определяет вектор развития того или иного вида спорта. Мы часто говорим о нехватке денег в мини-футболе. Но они и не появятся, если на трибуны не придет зритель. А он придет только в том случае, если дать ему попробовать «продукт». Ни одна пиар-акция не будет успешной, если она не подкреплена никакой презентацией. В нашем случае — это показы.

Другой вопрос, что показы пропали не просто так. Понятно, что канал трансформировался, что есть интересы бизнеса, и они учитываются в первую очередь. Но мне кажется, для такой огромной страны как наша — отсутствие в сетке вещание трансляций вида спорта, где есть результаты (и хорошие) — недопустимо. Другими словами, если мы можем из 10 раз выиграть у Испании хотя бы 4 — люди должны это увидеть. Хотя бы на паркете, если уж не на газоне.

R: — Недостатков целое море. Даже не море, а, скорее, океан:) В СМИ мини-футболу уделяется крайне мало времени и места. К примеру, на ТВ я давно ничего не слышал о мини-футболе. ТК «Россия 2» прекратил освещение Суперлиги и показывает теперь только крупные международные турниры сборных. И на том спасибо. О каких-либо тематических передачах речи не ведется вовсе. А ведь наша Суперлига в разы сильнее своего футбольного аналога — РФПЛ.

Создается ощущение, что даже те СМИ, которые принялись за некое (другим словом не назовешь) освещение дел в российском мини-футболе, делают это нехотя, без всякого энтузиазма. В общем, как получится, так и делают.

Что касается клубов, то им легче купить горстку бразильцев, нежели выделить хоть какие-то средства на пиар, раскрутку своего бренда. Большинство из них ограничиваются изготовлением программок к матчам и выступлением группы поддержки. Чем-то оригинальным удивлять и привлекать новых болельщиков на трибуны руководители клубов, видимо, не собираются.

Наконец, никакой критики не выдерживает сайт АМФР. Сравните его с сайтом Бразильской Конфедерации Футзала или Испанской Лиги, тогда почувствуете разницу.

M: — Поддержу коллег по поводу телевидения. Ситуация в этом плане складывается крайне плачевная. Большинство телеканалов просто отказывается даже рассматривать вопрос телетрансляций мини-футбольных матчей. А те, кто показывают, например «Спорт/Россия-2» в прошлом сезоне, сталкиваются с рядом технических проблем, независящих от телеканала: залы, в которых проводятся матчи, не подходят для размещения телевизионного оборудования и проведения прямых трансляций с места событий. А в некоторых даже с размещением зрителей возникают трудности. И из-за вышеперечисленных причин в основном показывали домашние матчи «ВИЗ-Синары», «Тюмени» и ЦСКА.

В наступившем сезоне велись переговоры между АМФР и телеканалом «НТВ+ Спорт», но, к сожалению, успехом они не увенчались. Из каких-то подвижек в этом плане можно отметить только заключение договора между МФК ЦСКА и «НТВ+ Онлайн» о цикле передач, посвященных команде в целом, игрокам, тренерам, работе клуба. Но это капля в море.

Также вызывает настороженность то, что уже несколько лет сборная России по мини-футболу не проводила официальных матчей на территории родной страны. А ведь широко известно, что именно матчи сборной (по любому виду спорта) вызывают повышенный зрительский интерес, тем более, если главная команда страны является одним из мировых лидеров.

Вызывает сожаление, что ведущие клубы ограничиваются только спортивными успехами, не ведя практически никакую PR-, медиа- и маркетинговую деятельность. Из-за этого возникает локальность их успехов, и даже победы в еврокубках не становятся достоянием широкой публики.

2) Работа каких клубов и в каких именно направлениях пиара, дизайна, маркетинга тебе нравится?

А. С. : — Сложный вопрос. Потому что я имел дело только с полиграфической продукцией клуба ЦСКА. И уже не раз говорил о ней только хорошие слова. Возможно, другие клубы делают что-то не хуже, но у меня на руках никаких журналов или программок нет — так что я скорее могу сказать о сайтах. Из них отмечу сайт клуба «Сибиряк» — там мне кажется, достаточно большой объем работы проделывается. Также сайт «Тюмени». Ну, и сайт ЦСКА, куда без него? Особенно нравятся мне картинки Михаила Сербина. Ну и в целом то, как функционирует сайт. Интерфейс, как модно говорить, дружественный.

R: — Мне трудно ответить на этот вопрос, ибо работу многих клубов я попросту не могу оценить. К сожалению, на какой-либо мини-футбольный выезд еще не ездил (если не считать Троицк), поэтому сказать что-то конкретное про, к примеру, «Тюмень» или ВИЗ не могу.

Среди московских клубов выделяется на общем фоне ЦСКА. Пресс-служба клуба выпускает информативные и стильные программки к матчам. Знаю, что «армейцы» ведут работу с собственными болельщиками, стараясь собрать как можно большую аудиторию на матчах. В московских реалиях сделать это, мягко говоря, непросто, но определенная работа красно-синими проводится.

В прошлом сезоне, что я отмечал в своем блоге, понравились определенные моменты у «Динамо-2». Клубом был открыт экипировочный центр в недрах ДС «Динамо» на улице Лавочкина, на матчах выступал Владимир Левкин. Были и другие интересные акции. Увы, теперь «Динамо-2» не существует.

А вот «Дина» и в особенности «Динамо» практически не работают в этом направлении. Динамовцы вообще за годы своих побед в Суперлиге могли привлекать на трибуны огромное количество людей. Уверен, что даже не совсем удобное расположение дворца в Крылатском не помешало. Но клуб, похоже, не собирается менять картину происходящего. У «Дины», будете смеяться, нравится талисман — Трезор. Вот он неплохо зажигает. Остальное надо улучшать и улучшать.

М: — К сожалению, ввиду географической отдаленности от центров развития мини-футбола в нашей стране, не имею возможности в полной мере оценить работу клубов в данном направлении. Думаю, что определенный минимум атрибутов работы в данном направлении ведут многие клубы. И в целом, в провинциальных городах гораздо проще работать с болельщиками из-за отсутствия «соблазнов столицы». Но, как я уже упоминал выше, существует ограниченность в виде локальности этих спортивных проектов. И из-за этого нет какой-то конкуренции в сфере развития маркетинговой составляющей, к сожалению. Награды, распределяемые ассоциацией по итогам сезона по работе пресс-служб клубов, чаще всего носят субъективный/номинальный характер и не отражают действительно положения вещей.

3) Что должна предпринимать АМФР, чтобы популяризировать мини-футбол?

А. С.: — В принципе, АМФР и так делает достаточно много. Взять хотя бы проекты «Мини-футбол в ВУЗы» и «Мини-футбол в школы». Ассоциация, как мне кажется, не «лекарство ото всех болезней». Клубы должны больше работать с публикой. Например, отличным ходом было бы создание афиш. Потому что это как раз та графа бюджета, которая принесет отдачу. В этом году в Петербурге постоянно можно видеть афиши игр «Зенита». Естественно, это больше имиджевый ход — недостатка болельщиков у «первой команды Петербурга» нет. Но люди в клубе понимают, что работать нужно на перспективу — и покупают размещение на достаточно больших площадях. Если бы даже в пять раз меньше афиш получил «Политех» — уверен, очень скоро появился бы и зал с хорошей вместимостью.

Я, естественно, понимаю, что все упирается в деньги и спонсоров, а администрации клубов очень ограничены в бюджетах. Но хотелось бы видеть привлечение новых болельщиков в залы. Это ключ ко всему.

А что касается АМФР — я думаю, нужно больше работы с телевидением, прессой, онлайн-изданиями. Здесь достаточно сложно открыть Америку. Больше информационного наполнения. Аудио-трансляции, онлайн-видео-трансляции. Возможно, выпуск ежегодных мощных каталогов о прошедшем сезоне. С хорошей полиграфией, с распространением по подписке, или по спонсорским каналам. Это можно делать и в содружестве с какими-то действующими спортивными изданиями, обладающими готовой сетью распространения. В общем, как говорится, работа есть — были бы люди. Я знаю, что сотрудники Ассоциации и так проделывают титанический объем работы — и спасибо им за это, кстати.

R: — Перестать называть его мини-футболом — это раз :) А дальше можно называть кучу пунктов.

Нужно обязательно улучшать сайт АМФР. Делать так, чтобы видео матчей появлялись в хорошем качестве, быстро, без длительной задержки. Обзавестись статистической информацией разного рода, которое поможет болельщику.

Просто необходимо вести переговоры с телевизионными каналами о показе Суперлиги. Причем, не просто вести переговоры, а убеждать в том, что наш отечественный ФУТЗАЛ (именно так) — продукт высокого качества.

Конкурсы для болельщиков тоже должны появляться как можно чаще. Пускай любители нашего вида спорта борются в интеллектуальных схватках за различные призы. Пускай первоначально это будут официальные мячи чемпионата, майки определенных клубов-игроков. Далее можно будет вручать более существенные призы.

Проекты «Мини-футбол в вузы» и «Мини-футбол в школу» конечно хороши, но нужно осваивать новые площадки для

роста, популяризировать вид спорта по всем направлениям. В общем, перечислять можно долго. Напоследок я бы посоветовал взять пример с испанской лиги (LNFS), где ведется бурная и чуть ли не ежеминутная работа в данном направлении.

И еще. Не только я, но и многие любители футзала (мини-футбола) заждались международных турниров и матчей национальной сборной дома. Почему АМФР не борется за проведение отборочных мини-турниров к ЕВРО и ЧМ — это для меня загадка? О какой популяризации тут можно говорить, если сборная в родных стенах последний раз играла ой как давно?..

M: — Во многом согласен с перечисленным Артуром и Кириллом. Но есть и еще одна идея. Возможно, стоит задуматься о создании лиги наподобие развивающихся в последнее время КХЛ в хоккее и Единой лиге ВТБ в баскетболе. Например, пригласить несколько команд из республики Беларусь, Украины, Азербайджана и др. Из-за этого увеличится количество команд, принимающих участие в турнире. А ведь малое количество команд-участниц — одна из главных бед российского мини-футбола. Ведь даже команды Высшей лиги, занявшие пьедестал почета не рвутся к переходу на более высокий уровень команд Суперлиги.

Думаю, подобная лига поможет выйти российскому мини-футболу на новый уровень как в плане спортивных результатов (все-таки чемпионами мира наша сборная еще не становилась), так и в плане маркетинга, PR и увеличения популярности вида спорта, в котором у нас успехов не меньше, чем в большом футболе.