Сергей Скорович: «Дети выбирают себе вид спорта душой»
- Сергей Леонидович, как понять, расположен ребёнок к большому футболу или футзалу?
- Ни антропометрия, ни визуальная оценка, ни какие-то другие данные не дадут нам ответа. Можно сделать генетические анализы, чтобы определить предрасположенность к видам спорта. Но обычно дети просто выбирают то, что им по душе. Тогда надо тренироваться и работать. Во многих странах дети занимаются футзалом, причём в Испании и Бразилии - до 13-14 лет, а потом идёт разделение. Большинство мечтает проявить себя в футболе. Но кто-то остаётся в футзале. И достигает успехов.
- Дети (скорее даже их родители) хотят попасть в школы при профессиональных клубах. А в чём тогда смысл работы частных секций, которым трудновато с ними конкурировать?
- Они дают шанс юным футболистам вырасти в больших игроков. Им, конечно, тяжело соперничать со школами ведущих клубов. Хотя есть примеры, когда они функционируют параллельно, и вполне успешно. Более того, некоторые ребята из частных школ - которые не имеют верхушки подготовки, а доводят игроков лишь до определённого возраста - как раз и переходят в дальнейшем в сильные клубы. Это закономерно: им надо куда-то двигаться. Но только лет в 16-17, когда они более-менее сформировались как игроки. Со временем таких школ, думаю, появится ещё больше. Они полезны.
Вопрос: как парни воспользуются шансом? Тут есть масса нюансов. Например, игрок прогрессирует и растёт, у него появляется всё больше соблазнов - и он переключается на них. Бывает, возникает клуб, который переманивает и забирает игрока. Или чисто бытовой пример: родители переезжают, а с ними - и ребёнок. Можно назвать уйму факторов, мешающих тренеру вести игрока "от и до". Он прекрасно знает: у него есть "звёздочка". Но не может доработать с игроком до логической точки...
- Как относитесь к тому, что детские тренеры непредко спрашивают со своих подопечных сугубо турнирные результаты, хотя должны в первую очередь всесторонне развивать их?
- Зависит от человека. Как они развивают? На чём делают акцент в подготовке юных футболистов? Наверное, всё должно работать в совокупности. Конечно, над тренерами детских команд не должен довлеть результат. Зарплаты у них нельзя привязывать к турнирным достижениям ребят. Основная задача - обучение. Футболист должен быть: образованный, понимающий игру, технически умелый, тактически грамотный, физически крепкий, мыслящий и готовый принимать решения на площадке.
- Вы сейчас озвучили столько необходимых для гармоничного развития игрока качеств... Раьотать над ними желательно одновременно или всё же в разные возрастные периоды?
- Понятно, что тактикой с детьми сразу никто не занимается. Есть деление на возрастные периоды. Это написано в книгах. Детские тренеры всё знают без меня. Надо лишь эту специфику учитывать.
- Не испытывает ли российский футзал дефицита умных, во всех смыслах, исполнителей?
- Давайте так: есть некий материал. Его заготовили, а далее он проходит разные этапы обработки. Или по-другому: человеку с детства закладывают определённые качества или навыки. Потом он их оттачивает, совершенствуется, расширяет возможности, проходит этапы становления. Если человек по каким-то причинам не получил достойного образования, тогда шансов на продвижение по жизни у него намного меньше. Когда мы говорим о футболисте и спортсмене вообще, ко всему этому надо добавлять ещё и характер, дух. Чтобы постоянно заставлять себя двигаться, а где-то переламывать и идти через небывалые трудности. Плюс - никто не отменял футбольную хитрость! Уйму факторов приходится учитывать, чтобы достичь в жизни, спорте и конкретно в футболе значительных высот.
- Сергей Леонидович, совет молодым напоследок. Как лучше: пытаться сразу пробиться в мини-футбольную суперлигу или пообтесаться во втором дивизионе в большом футболе?
- Трудно судить. У каждого свои пути-дорожки. Если взять спортсменов - похожей судьбы нет почти ни у кого. Можно найти примеры, когда футзальные игроки уходят в большой футбол и добиваются хороших результатов. И наоборот. Мы все, первое поколение российских мини-футболистов, вышли из большого футбола. Не было такого вида спорта - футзал. Никто не тренировал, не учил нас и не знал, как это должно быть. А сегодня уже в России очень много школ, где ребята целенаправленно занимаются именно футзалом. И меня как старшего тренера сборных команд страны всё это радует.