15 мин.

Сергей Чуйков: «Чтобы стать гражданином Азербайджана требовалось только моё согласие и всё»

alt

Сергей, расскажи, где ты начинал свою профессиональную карьеру?

- Я начинал в первой лиге зоны «А» в военной команде «Олимп-ВВУТ». Вместе с Колей Канивцом мы поступили в военное училище и играли в этой команде, начинали можно сказать вместе. После смены начальника училища команда прекратила свои выступления, а мы перешли в «Саратов» играть в Высшей лиге. Уже оттуда нас двоих в московский «Спартак» пригласил Евгений Ловчев.   

Преподаватели в училище помогали с оценками?

- Главное было посещение. Помогали только на зачётах. В случае получения неудовлетворительных оценок в течение недели оставляли в расположении училища на все выходные. Запускать учёбу преподаватели нам не давали. По окончании училища я получил военную профессию – начальник продовольственной службы.

Во время службы случались весёлые истории?

- Историй были, но много чего уже забылось. Помню, когда Коля Канивец поступал в училище, он был крупный такой, с лишним весом, и тяжеловато бегал. Но потом набрал отличную форму! Мы вышли на стадион, и он с кем-то поспорил, что пробежит километр в кирзовых сапогах за 3 минуты. Я его отозвал и говорю: «Коля, я в кедах за 3 минуты бегаю. Может ты что-то неправильно посчитал?» Он мне доказывал, что всё правильно. Когда Коля пробежал первый круг и узнал своё время, то остановился и понял, что в 3 минуты точно не уложится. Спор был вчистую проигран. 

Как считаешь, почему Николай Канивец за всё время своих удачных выступлений в Суперлиге не засветился в национальной команде?

- Он провёл пару матчей за сборную России. Почему у него не получилось, не знаю. Наверное, тренера что-то в нём не разглядели.        

 Пошёл бы с ним в разведку?

- На 100 % да.

alt

Чтобы не отрывать молодых футболистов от своей деятельности в клубах руководители команд помогают им со службой в армии. Как в настоящее время с этим обстоят дела?

- Раньше клубы помогали деньгами, можно сказать покупали военный билет. Сейчас если есть соответствующие связи, думаю, вопросы тоже решаются положительно.

Твоё мнение, служба в армии молодым игрокам, находящимся под влиянием социальных сетей и ночных клубов, была бы полезна?

- Тут всё индивидуально. Кто-то попадёт в хорошую часть и служба для него будет полезной. А кто-то может получить по голове в первый же день службы и вернуться домой с последствиями.

***

Ты в российской Суперлиге далеко не новичок. Какое время было самым счастливым в твоей карьере?

- Мне понравился первый сезон в «Спартаке», когда там были Горин, Искусных, Ионов, Сержао, Эду. Было очень интересно тренироваться. Как раз в то время главным тренером был Евгений Ловчев. Сначала футболисты воспринимали его как очень большого человека, но со временем стали считать своим хорошим другом. У нас в «Спартаке» тогда сложилась очень хорошая четвёрка – я, Канивец, Казаков, Капков. Я получал настоящее удовольствие от игры. Неплохой сезон был у меня в «Мытищах», где я играл в аренде и познакомился с Ришатом Котляровым, Володей Правским. Сезон в ЦСКА мне не особо понравился. В Сыктывкаре запомнился сезон, когда в «Новой Генерации» выступали Алексей Степанов, Андрей Бастриков. Мы тогда не вышли в плей-офф, «Дина» обошла нас по дополнительным показателям, но у нас был интересный, дружный коллектив.  

Чем запомнился тебе Ловчев?

- Он на теоритических занятиях, например, вставлял в видеомагнитофон кассету с играми чемпионата Испании, а потом спрашивал у бразильцев, почему футболист на видео при игре в зону начал играть индивидуально. На это уходило много времени. Если честно, просмотры были очень нудные и неинтересные.

Какое твоё самое большое клубное достижение?

- Наверное, когда в составе «Новой Генерации» мы обыграли «Динамо» и заняли по итогам  чемпионата 4 место (сезон 2013/2014).

В «Новой Генерации» ты провёл пять сезонов. Можешь сказать, что возвращаясь в Сыктывкар, ты возвращаешься домой?

- Могу. Я так и считаю. Мне очень нравится город, его жители и климат.

alt

В таком случае, какие перспективы у родной для тебя «Новой Генерации» в сезоне 2016/2017 с учётом заметного омоложения состава?

- Я думаю, команда будет вести борьбу за 8 место регулярного чемпионата с прямыми конкурентами: «Норильским Никелем», «Ухтой» и «Прогрессом». Новичков команды я видел на уровне дублирующего состава. Как они проявят себя в дебютном для них сезоне, покажет время. Кто-то может проявить себя за месяц, а кто-то проведёт сезон и сделает лишь маленький шаг вперёд в своём футбольном развитии. Тут от психологии многое будет зависеть.

Прошедший сезон Суперлиги показал, что у нас в каждом из клубов растут большие таланты. Кого из молодых футзалистов прошедшего сезона в России ты бы выделил?

- Мне очень нравится игра Артёма Антошкина. Из других молодых игроков отметил бы Никиту Анисимова, который перешёл в «Норильский Никель» из «Спартака», хотя прошедший сезон у него, как и у всей команды, не очень получился. Также в некоторых играх выделялся Юлиан Шамсутдинов. У «Синары» понравился Максим Герасимов.

Со знаком минус кто тебя разочаровал в прошлом году?

- Обидно, наверное, за «Дину», так как, имея отличный подбор исполнителей и финансовые возможности, клуб финишировал лишь на 7 месте, в результате чего в плей-офф сразу попал на «Газпром-Югру» и закончил сезон. Думаю, в этом году они приложат все усилия, чтобы реабилитироваться в глазах болельщиков.

alt

В сезоне 2016/2017 в элитном дивизионе страны не примет участие питерский «Политех», подтвердив нехорошую тенденцию. С карты Суперлиги в последнее время исчезли такие клубы, как «Мытищи», «Ямал», ЦСКА. Армейцы, например, в своё время могли похвастаться приглашением Рикардиньо, Кардинала, Диванея. Как ты относишься к потере мини-футбольных клубов, брендов?

- Что такое бренды ЦСКА и «Спартак» я ощутил, когда мы играли в УСК «Дружба». Половину зала занимали болельщики армейцев, другую половину спартаковцы. В такой обстановке был совсем другой мини-футбол. Несмотря на то, что команды находились в середине турнирной таблицы, дерби всегда удавалось. Эти матчи запомнились и отложились в памяти. Неучастие любого из клубов в Суперлиге это всегда ощутимая потеря для мини-футбола в нашей стране. Потеря ЦСКА так и вовсе видится невосполнимой. Возможно, затраченные средства не оправдывали ожиданий, но Кардинал и Рикардиньо были украшением нашего чемпионата. В том сезоне, когда в команде выступали именитые португальцы, ЦСКА банально не хватило везения в серии плей-офф, где они в равной борьбе уступили сопернику.  

***

Давай подведём итоги сезона 2015/2016 для «Прогресса» и лично для тебя. Каким он оказался?

- Клубу была поставлена задача попадания в плей-офф, но для её выполнения у клуба, считаю, нет необходимых условий. Если рассматривать клубы, которые попадают в плей-офф, то у них всё в порядке с залами для тренировок и проведения официальных матчей. У «Прогресса» нормального зала для тренировок нет. Размещённый на льду паркет,  также как и в Норильске, является одним из худших в Суперлиге. После прихода в команду квалифицированных футболистов поставленная на сезон задача выглядела реальной, но после Нового года об этой задаче уже никто не думал. Все думали, будут ли платить зарплату. Раньше «Прогресс» неизменно занимал последнее место в Суперлиге, но в этом сезоне, обыграв в последнем туре регулярного чемпионата «Дину», занял 11 место. Наверное, можно сказать, что сделан маленький шаг вперёд. Что касается меня, то год у меня получился пропащий. После последнего сезона в «Новой Генерации», где я почти не получал игровой практики, хотелось в первую очередь играть, тренироваться, работать и расти вместе с командой, но в Ижевске кроме как играть, ничего более не получилось. В спортивном зале, в котором мы тренировались, откровенно не было желания заниматься.   

alt

А что за ситуация в Ижевске с залом?

- Там на паркет положено три-четыре слоя краски, которая постоянно облезает. Также в зале расположена стена для скалолазания. Мы тренировались как раз после скалолазов. Убирали маты, а под ними оставались мел и пыль, в результате чего зал всегда был скользким. Условия для тренировок команды были не очень хорошие.  

«Прогресс» в Суперлиге уже не новичок, но извини за тавтологию, очевидного прогресса в результатах команды не видно. С чем это может быть связано?

- В команду в последнее время приезжают сильные футболисты, но они попадают в среду, в которой варятся. У них меняется психология. Они приезжают за результатом, кому-то что-то доказать, например, своим бывших клубам, которые их чем-то обидели. Футболисты приезжают со своими целями, но попадают к новому тренеру, сталкиваются с финансовыми проблемами и вот уже вся команда не в полной мере работает на выполнение поставленной задачи. Тренеру в такой ситуации очень трудно управлять командой. Если в больших клубах существуют штрафные санкции, то в «Прогрессе» невозможно применить никакие штрафные санкции, потому что игрокам просто не платят деньги. С чего штрафовать футболистов, если у них нет денег? Соответственно, падает игровая дисциплина, футболисты позволяют себе нарушать спортивный режим, меняют отношение к тренировкам и официальным матчам чемпионата.       

Можно сказать, что за неудачи «Прогресса» в прошлом сезоне ответственен Александр Соколов?

- Трудно винить одного человека. Ведь во второй половине сезона фактически командой управлял не он, а Ренат Касимов. Александр Соколов тренировки команды не проводил, но так как был заявлен в АМФР в качестве главного тренера «Прогресса», то ездил с командой на выездные матчи, выполняя больше представительские функции. Тайм-ауты, например, брал, так как по регламенту такое право предоставлено только главному тренеру.

Финансовые проблемы клуба напрямую повлияли на спортивные показатели команды?

- Сначала они не влияли на результаты. Финансовые задолженности мы воспринимали нормально. Нам говорили, что у клуба каждый год такая ситуация и что она всегда решалась положительно. Мы надеялись, играли и старались, но после Нового года ситуация стала очень тяжёлой. Перед новогодними каникулами нам обещали денежные переводы, но их не было. В конце января с нами рассчитались за январь, а потом до конца регулярного чемпионата денег мы больше не видели. Руководство «Прогресса» находится в Глазове, а команда расположена в Ижевске, поэтому достучаться «до небес» было непросто. Из-за финансовых проблем, естественно, упали и результаты команды.     

Сегодня существует такая ситуация, когда рядовому любителю футзала в нашей стране невозможно купить игровую футболку клубов Суперлиги…

- Многие болельщики хотели бы видеть у себя коллекцию сувенирной продукции клубов Суперлиги, но, действительно, не имеют такой возможности. Наверное, АМФР стоит обратить на это внимание, чтобы у каждого клуба была в обязательном порядке сувенирная атрибутика и интернет-магазин хотя бы с самой минимальной продукцией. Сегодня в полной мере этим может похвастаться только «Дина».   

В «Прогрессе» такая же ситуация?

- В Ижевске совсем с экипировкой была беда, я уж не говорю про футболки для болельщиков. В конце сезона многие футболисты ходили уже в том, что у кого было. И требовать в связи с этим соблюдения клубного дресс-кода было невозможно, так как единая форма была не у всех.

***

Расскажи, как ты стал гражданином Азербайджана?

- Паспорт я получил ещё во времена выступления за ЦСКА. С клубом я договорился расторгнуть контракт по обоюдному согласию в 2009 году. Мне предложили поехать в Азербайджан. Я сначала сомневался, но потом решил попробовать себя в другом чемпионате. В итоге уехал в Киев, где в то время тренировался «Нефтчи». На сборах я провёл десять дней, а после этого уже принял участие в первом туре чемпионата Азербайджана. В то время в стране была одна команда уровня чемпионата России – «Араз». Руководители «Нефтчи» уверяли, что смогут составить «Аразу» конкуренцию в борьбе за первое место, что в команде будут сильные легионеры. Но уже в первом туре мы встретились с «Аразом», а из легионеров у нас в составе были только я и парень из Украины. Мы проиграли 2:3. После матча ко мне подошёл президент «Араза» и предложил участвовать в составе его клуба в кубке УЕФА. Меня это, конечно, очень удивило, но так как  в Азербайджане нет контрактных обязательств, мне было разрешено выступать за «Араз».      

То есть у тебя с «Нефтчи» не было контракта?

- Трудовой договор какой-то был, но он был на азербайджанском языке. Деньги платили, можно сказать, на доверии. Все команды, участвующие в чемпионате Азербайджана, были из Баку или из его пригорода. Все матчи чемпионата страны проходили по выходным в одном зале и игроки любой из команд всегда были на виду.  

Чем запомнился тебе город?

- Баку очень красив. Строительством в городе занимаются турки, делают всё в арабском стиле, как в Дубаи. Рядом с городом расположено Каспийское море. Люди, познакомившиеся с тобой, первые две недели - месяц очень обходительны, дружны, но потом словно забывают о твоём присутствии. На автомобильных дорогах Баку складывается ощущение, что правил не существует вообще. Город очень колоритный, особенно мне запомнилась местная кухня.

Тебе удалось принять участие в составе «Араза» в кубке УЕФА?

- Да, я выступал в составе «Араза» в Хорватии. Мы заняли первое место в группе, и следующий раунд принимали в Баку. Мы обыграли, в том числе, казахстанский «Кайрат» и вышли в финал четырёх. На эту стадию в «Араз» приехали выступать уже ребята из России – Петров, Султанов и Душкевич. Команда по итогам финальных матчей заняла 3 место, но на этой стадии турнира меня в «Араз» уже не вызывали. Зато в этом же сезоне предложили получить азербайджанский паспорт и выступать за сборную.

И какие условия надо было выполнить, что бы стать гражданином Азербайджана?

- Оказалось никаких. Требовалось моё согласие и всё. В итоге за сборную Азербайджана я провёл порядка шести игр.

Паспорт до сих пор у тебя на руках?

- Нет. Я видел его только в аэропорту при прохождении паспортно-визового контроля. Сейчас он хранится в федерации футбола Азербайджана.

alt

Какая атмосфера царила в сборной Азербайджана?

- При главном тренере Алесио в 2010 году, когда в сборной был Сержао, я больше общался с бразильцами и Виталиком Борисовым, который играл в «Дине». Также хорошие отношения у меня остались с голкипером Андреем Тверянкиным. Была очень хорошая, дружественная атмосфера. В нынешней сборной я был знаком с Рафаэлем, который раньше выступал за «Сибиряк». Жил в одном номере с Финео. Он немного говорил по-русски, я немного по-португальски – так и общались. Дискомфорта никогда не возникало. 

Ты застал Кака в качестве игрока в сборной?

- Нет, он как раз пришёл в 2010 году, когда у меня был перерыв с вызовами в сборную.

Тогда как оцениваешь его работу на мостике главного тренера «Газпром-Югры»? 

- По игре и по своим тренерским решениям для меня Кака – лучший тренер в чемпионате России.

У тебя нет планов, пойти по тому же пути? Что-то уже планируешь на будущее?

- Планировать я планирую, но детально этим вопросом хочу заняться, когда окончательно повешу бутсы на гвоздь. Конечно, если поступит интересное предложение тренировать, я буду рассматривать данный вариант, но опять же, не со всеми тренерами хотелось бы работать. Ведь начинать в любом случае придётся помощником главного тренера. Если честно, хотелось бы идти помогать фанатам нашего дела, тем, кто по-настоящему любит мини-футбол, чему-то у них учиться, а не просто получать зарплату.   

Твоё мнение, насколько игра сборных Азербайджана и России зависит от бразильцев?

- В Азербайджане она полностью зависит от бразильцев. В сборной тренер иностранец и он больше доверяет бразильцам. Играя без бразильцев, сборной Азербайджана было бы сложно выступать на высоком уровне. В России ситуация другая. Считаю, что и без бразильцев сборная могла бы успешно выступать. Я не сторонник привлечения натурализованных бразильцев в сборную России.  

Практика массового привлечения бразильцев в различные национальные сборные это утопия для развития футзала?  

- Натурализация натурализации рознь. Если в Италии, например, игрок может получить паспорт при наличии родственных связей, наличия корней, то в России один критерий – 5 лет выступления в стране. Если вы даёте бразильцам российский паспорт, то заставьте отказаться от бразильского. Если кто-то согласится на такие условия – есть все основания приглашать его в сборную России, значит для него это действительно важный и искренний шаг.

alt

 

Из-за лимита на легионеров в российском чемпионате у тебя были игровые проблемы в «Новой Генерации», так как очень сильно выступали португальцы. Не жалеешь, что в своё время получил азербайджанский паспорт?

- Когда я получал второй паспорт, лимита на легионеров не существовало. А о сложившейся ситуации не жалею. Всё-таки я съездил на чемпионат Европы, посмотрел на другие сборные, их отношение к данному турниру. Малое количество игровой практики в Сыктывкаре было связано с отсутствием у команды результатов и принятым решением играть тремя португальцами в одной смене.

Какие перспективы у сборной Азербайджана на чемпионате мира в Колумбии? Есть ли шанс увидеть тебя на этом событии?

- Сыграть на нём у меня перспектив, наверное, нет. На Евро я попал скорее благодаря Тино Пересу, так как он работал с «Динамо» и помнил мою игру по чемпионату России. Специфика работы со сборной подразумевает, что тренер получает футболистов на необходимое ему время. У меня же была возможность приезжать только на неделю, в то время как остальные ребята могли готовиться в расположении сборной целый месяц, тем более все они играют в одном клубе. Тино мне прямо говорил, что ему не хватает того времени, на которое я прибываю в расположение национальной команды. Сейчас пришёл новый тренер Милтиньо, который в своё время работал в «Газпром-Югре», но кардинально в сборной ничего не изменилось. Возможно, перед чемпионатом мира сборная натурализует ещё кого-нибудь из бразильцев. Сборной Азербайджана будет очень трудно на турнире, так как в группу к ним попали Испания и Иран.   

Возвращаясь к вопросу о лимите на легионеров. У нас в сборной страны стали появляться натурализованные игроки, как раз таки по причине лимита. Клубы обходили лимит, выдавая бразильцам российский паспорт. Если бы лимит отменили совсем, какая ситуация сложилась бы в нашем футзале?

- Я бы отменил лимит вообще. Может быть, это пошло бы на пользу нашей сборной, может быть, мы увидели в чемпионате ещё каких-то звёздных легионеров. То же «Динамо» могло бы привезти четвёрку бразильцев, а «Газпром-Югра», например, четвёрку испанцев. Чемпионат от этого только выиграл бы. Но с другой стороны, могло получиться сильное расслоение в клубах – появились бы явные гранды и аутсайдеры.