11 мин.

Нуртуг: история семьи. Глава VII. На празднике Амура

                                     Глава VII. На празднике Амура

 

1

 

Есть старая и избитая фраза: «Жизнь полна случайностей, и не в последнюю очередь чудесных».

Итак: Если бы шведы не потерпели поражение во время Carolinerløpet в Тюдалсфьелле в теплые летние выходные 1982 г., не было бы и сельской субботней вечеринки с продолжением для участников кросса, и тогда, возможно, нам не пришлось бы наблюдать спортивный феномен, зарегистрированный с товарным знаком Нуртуг. Но участники из  спортивной команды Мусвика явно торопились поскорее закончить забег по пересеченной местности и перейти к празднику, как значилось в их первоначальном плане, поэтому они сели в свои машины и поехали туда, где «шел пир горой», а именно в местечко Соллья, на тогдашней границе коммунальных земель Мусвика и Лешвика во внутренней части Тронхеймсфьорда. Среди них был 25-летний агроном и фермер Йон Нуртуг, уже успевший отдохнуть после 13-километрового забега, который он пробежал в этот же день. На этой местной вечеринке он встретил Мэй Ирэн Фредлю, родившуюся в 1966 г., она была на 9 лет младше него. Они были знакомы раньше, также, как и другие молодые люди в сельской местности, но в этот  вечер бог любви Амур прихватил на праздник лук и стрелы. Йон и Мэй были пронзены его стрелами, и с тех пор не расставались.

Позже Йон сочинит для шведов историю о роковой любви и о том событии, что косвенно способствовало их встрече в тот вечер и тому, что позже они стали семьей, повествование трагикомическое.

Иными словами, трагический несчастный случай, со временем ставший анекдотом:

-«Какая страшная жара», сказал швед и прыгнул на меня. Он не знал, что ему будет совсем нехорошо, если он обгонит Нуртуга. И точно: немного подальше он свалился с холма дохлым на камни.

Тремя годами позже, в 1985 г., Мэй переедет жить в Селли. Она закончит последний год обучения в выпускных классах школы в Лешвике, где она три года прожила в однокомнатной квартирке. В Селли она приедет, уже будучи беременной Петтером, который появится на свет 6 января следующего, 1986 г.

Люди, живущие в Селли, во всех поколениях занимались тяжелой физической работой, и ее семья не была исключением. Она родилась в Северной Норвегии, и, когда ей было два года, ее отец забрал свою семью и вернулся в Фрамверран, на родную ферму, намного меньшую, чем Селли. Она была старшей сестрой из троих детей, кроме родителей недалеко жили бабушка и дедушка. Отец был садовником и разбил оранжерею на примыкающем к дому небольшом участке земли. Позже он стал сотрудником нефтяной компании States Vegvesen  и проводил там все время. На ферме трудилась вся семья, и дети тоже, как только подрастали, помогали сушить сено, возделывать и собирать клубнику.

-Да, много работы, но это было для нас совершенно естественно. У нас не было отпуска летом, и папа вынужден был заниматься чем-то вне фермы, чтобы семья могла выжить. Я вспоминаю об этом с позитивом, но не хотела бы снова жить так. За границу я ездила дважды, оба раза в Швецию, с нашим оркестром. Я играла на саксофоне-баритон в нашем школьном оркестре. Сейчас в Мусвике нет музыкального оркестра. Но, может быть, появится возможность для этого. Я надеюсь.

Она также ходила в начальную школу в Фрамверране, но уже в подростковом возрасте перевелась в школу в Иннерёй, и из-за этого пришлось снимать квартиру. Вот так она стала взрослой и зажила собственной жизнью. Поскольку мост Скарнсюнне был еще только в проекте, Иннерёй был для школьников из Фрамверрана terra incognita (неизвестная земля). И школьники из Иннерёй не были иностранцами, они стояли друг напротив друга.

-Мы должны были познакомиться, и это был хороший опыт.

Мэй и Йон поженились в 1988 г., через два года после рождения их старшего сына, и с тех пор она носит фамилию Нуртуг.

-Стать матерью в 19 лет было не так уж необычно в то время, но я помню, что я чувствовала себя связанной, думала, что не получила должного образования, я нуждалась тогда в ясном формировании представлений о том, чем буду заниматься в будущем. Я ориентировалась на направление ухода за больными и проходила практику в больнице Мусвика в течение семи месяцев. Позже я стала ассистентом, как раз в тот год, 1991, когда родился Томас, я начала получать образование в области сестринского ухода. Наш регион в то время нуждался в кадрах для ухода за больными. В то же время все учебные места, где готовили сиделок и медсестер, находились в больших городах. Поэтому в Левангере открылся образовательный центр медицинского ухода, готовивший сиделок и медсестер, предлагавший четырехлетнюю программу обучения. Предназначался он специально для вновь набранных стажеров из района между Мерокером и Лешвиком. Неделю мы ходили на занятия в училище, а две недели занимались практикой. Я закончила обучение как раз перед рождением Эвена в 1995 г.

Параллельно с получением теоретических и практических знаний в училище Мэй вела дом и вносила также свой вклад в работу на ферме, когда время позволяло. Готовила еду для остальных членов семьи и доила коров в хлеву.

Дойка была целиком на ней, и хотя совсем немного метров было от кухни до гостиной, но там все было в упадке, она туда не ходила. Нетрудно было попросить бабушку или дедушку побыть нянькой, пока она выдаивала коровье вымя. Мэй  чувствовала себя в Селли как дома с первого дня, чувствовала, что ее радушно приняли, она никогда не слышала упреков, культура семьи оказала на нее сильное влияние и значительное социальное воздействие.

-Их было много в семье, мы часто встречались с родителями, братьями и сестрами. Лив, мать Йона, выросла среди двенадцати братьев и сестер. Петер, отец Йона, мог показаться тяжелым человеком, но я всегда была уверена, что в конце он улыбнется. Он был не то, что высокомерным, но упрямым, практичным, приоритетом для него был простой путь, он никогда не хитрил, он не зарывался в мелкие проблемы. Быть упрямым и иметь собственную позицию – вот отличительные черты всех Нуртугов.

Мэй утверждает, что работа на ферме формирует человека, но сейчас она рада, что ее брат Фруде арендовал Селли и ведет там хозяйство. Она подчеркивает, что ей трудно увидеть ферму снова, землю без бродящих по ней животных и сравнивать с тем ведущимся надлежащим образом и приносящим доход хозяйством, каким была ферма во времена хозяйствования ее и Йона. Но она также вспоминает свой первый год в Селли как тяжелый.

-Йона никогда не было дома, он постоянно работал. Это была ежедневная заготовка леса для постройки новых коровников, его работа в сельскохозяйственной конторе и обязанности в муниципалитете. Я постоянно была одна, хотя  родители Йона могли мне помочь, кроме того, мои родители, брат и сестра тоже были недалеко. Другими словами, можно сказать и так: я не чувствовала себя одинокой, когда была вместе со всеми, но когда я вспоминаю прошлое, то понимаю, какой была ситуация.

Три сына родились у Йона и Мэй: Петтер, Томас и Эвен. Никогда раньше у норвежцев не бывало ни на уровне международных гонок, ни в норвежском спорте в целом, чтобы три брата обладали таким потенциалом для выступлений такого уровня.  Два брата или брат и сестра встречаются довольно часто в лыжных гонках – например, братья Колонья в Швейцарии или братья Аукланн в Норвегии, но троих не было никогда.

Петтер, родился в 1986 г. Никогда ни один норвежский спортсмен в лыжных гонках не побеждал так много на чемпионатах  Норвегии, мира и Олимпийских Играх в таком юном возрасте. Национальным королем лыж он стал уже в возрасте 20 лет, в международном масштабе – в 21 год. Представляет спортивный клуб Strindheim в Тронхейме.

Томас, родился в 1990 г. Единственный, чье имя отличается от традиции поколений давать имена сыновьям в Селли, и это было решение мамы Мэй. Чемпион Норвегии, чемпион мира среди юниоров, вошел в состав элиты на взрослом уровне как профессиональный лыжник, представляет Норвегию на международной арене. Закончил средний уровень спортивного факультета филиала Высшей школы Северного Трёнделага в Мерокере, работает над развитием специфической мышечной структуры спринтера. Также, как старший брат, представляет спортивный клуб Strindheim.

Эвен, родился в 1995 г. Учится на лыжной специализации в гимназии Мерокера, полноправный член норвежской лыжной элиты, представляет Норвегию на международном уровне среди юниоров. Принимал участие в спринте на юниорском ЧМ в 2014 г. в Валь-ди-Фьемме, дошел до полуфинала и занял девятое место. Оба его старших брата завоевывали в прошлом золото на юниорских ЧМ, но никогда не добивались победы с первого раза. Им везло со второго раза, поэтому великие планы молодого человека на сезон 2014-2015 гг. ясны. Он также представляет клуб Strindheim.

Три брата, девять лет разницы между старшим и младшим. Первый уже вписал свое имя в историю норвежских и международных лыжных гонок, как сильнейший лыжник в мире, двое других следуют за ним с амбициями того же уровня, но они нуждаются в большем времени для достижения вершины, и сейчас они стремятся к этому. Спорт высоких достижений – это не развлечение и не игра с перспективой на славу и высокие доходы, но сложная, полная труда и усилий, часто одинокая жизнь, постоянно балансирующая на лезвии ножа. Серьезная травма или тяжелая физическая или психическая  нагрузка  за пределами разумного может внезапно прервать кажущуюся лучезарной карьеру. Примеров тому много.

Совершенно точно, что спорт высоких достижений – это рискованный спорт.

И какова была возможность того, что три брата с глухой фермы в Фрамверране в Мусвике, в том уголке северо-трёнделагской коммуны Иннерёй, где на 1 января 2012 года насчитывалось 7000 жителей, пойдут так далеко, такие юные и такие проворные? Одного ответа тут нет, проблема комплексная и имеет много вариантов.

Генетические и физические предпосылки играют свою роль, в этом нет никакого сомнения. Но разве только они? Воспитание, само собой, в сочетании с особенностями рождения и становления, тоже имеет значение,  нельзя сказать, что преобладают биологические или социальные факторы, как и у многих людей. И, само собой, есть много особенностей, помогающих на пути.

Естественно, что старший из братьев Петтер представляет собой предмет для анализа, особенно для спортивных журналистов и для ученых, занимающихся проблемами спорта. Журналисты легко объясняют особенности Петтера с помощью метафор, заимствуя понятия из мира биологии, говоря, что он будит в себе «зверя» или даже «дикого зверя», который вот-вот нападет, исследователи спрашивают о его ментальной силе победителя и каким образом она функционирует. В более романтической и, возможно, ностальгической по замыслу автора, награжденной премией книге Шверкера Сёрлина «Тела гениев – Марит, Петтер и страсть к катанию на лыжах» любовно описываются лыжники со всеми, даже самыми мелкими черточками характера, которые, если оглянуться назад, традиционны как для Петтера, так и для Марит. Они оба пришли в спорт с ферм, расположенных в глуши, вдали от города, оба должны были зимой пробиваться сквозь лес на лыжах в школу. В заголовке книги норвежский переводчик по понятной причине  заменил на слово lidenskap (страсть) слово lidelse (мучение, страсть), имеющее в шведском двойное значение, так как невозможно  так называть национальный спорт. Обе царственные особы лыжного мира родились в 80-е гг., она на 6 лет раньше, чем он, и коммуникационные средства цивилизации уже распространились и на ту часть Норвегии, в которой они выросли. Однако Петтер мог пройти на лыжах два километра до школы не потому, что в этом была необходимость, а потому, что ему так хотелось.

Итак, какое же объяснение главное?

Биологические данные, полученные по наследству, должны дополняться обязательно решающим социальным фактором. Может быть, слова о решающем факторе звучат достаточно просто и банально; семья закладывает основу надежностью, близостью, самопожертвованием, но также дает мотивацию, помогает в приобретении знаний и ставит серьезные цели в достижениях?

Короче говоря: настоящая, но требовательная любовь, забота обо всех, компетентность в спорте, сильная семейная культура, умение понимать последствия своих действий: «Если ты хочешь, ты сделаешь все так хорошо, как только сможешь». Всегда! Увиливание неприемлемо: таково влияние протестантской обязательности на практике, но в этом убеждении присутствуют и нерелигиозные нотки.

Что же говорят братья Томас и Эвен о своем выборе будущего, о том, почему они стали профессиональными лыжниками, вслед за своим старшим братом? Что толкнуло их на такую элитарную карьерную дорогу? У них разные дополнения к объяснениям, и мы приведем немного сжатые слова Томаса:

-Достаточно сказать, что я всегда ходил за Петтером по пятам, пока я рос. Мы много вместе играли и соперничали на ферме. Продолжению во многом содействовали мама и папа. Они мотивировали нас и возили на тренировки и соревнования. Мы выросли в семье, где спортом интересовались мама, папа, бабушка и дедушка. Этого было бы достаточно, но возможно, соревновательный инстинкт был важнее. Я, собственно, хочу увидеть, насколько хорош я могу быть.

Более сжато и менее четко сформулировал свои мысли Эвен, который, как все говорят, очень похож на старшего брата Петтера:

-Я выбрал лыжные гонки потому, что считаю, что этот вид спорта для меня хорош, и я чувствую, что сделал правильный выбор. Мне нравятся лыжные соревнования, он  дают мне чувство, что я не зря стараюсь суметь достичь большего».

Эвен изумил остальную семью намереньем стать лыжником, ведь до десяти лет это был пухленький милый мальчик, который любил полежать дома на диване, как говорят родители. Они были законченными эгоистами, этих двух юных лыжников в семье было вполне достаточно, но  «выбор абсолютно свободен, и Эвен туда же», как говорят на местном диалекте с огоньком в глазах, поэтому родители согласились. И внушили мальчику то же самое, что и его старшим братьям: если ты сделал выбор, ты принимаешь все последствия: должна быть полная отдача.

Феномен Нуртуга и истории его семьи еще и в том, что они продвигаются вперед все вместе, впитав родительский дух коллективизма, в убеждении, что и массовый спорт и узко профилированный профессиональный спорт зависят от уровня результатов, но также благодаря  силе и упертости своего крестьянского менталитета, быстро вступающего в конфликт с установленными властным структурами. Их сила – в нетрадиционных поступках, неприятии застоя, авторитарных организационных форм, особенно когда эти формы препятствуют их собственному пути, способность изгонять страх перед войной, когда это соответствует их собственным интересам. Знание своих способностей, умение осознать собственную ограниченность и обнаружить высочайшую компетенцию, когда это необходимо, все время видеть перед собой поставленную цель, вносить максимальный вклад, когда закладывается основа, касается ли это спорта или любой другой деятельности уверенность в том, что непропадающий талант означает, в сущности, одну вещь: воля к упорному труду.

Очевидно, что в этом процессе один человек был впереди остальных – Йон Нуртуг.