6 мин.

Перекресток семи дорог

Судьба тренировочной группы Легкова-Черноусова – один из главных и самых многогранных постолимпийских вопросов. В активе спортсменов – личные золото и бронза, плюс командное серебро, вывезенное практически усилиями Легкова. Такой результат является лучшим показателем среди всех тренировочных подходов.

Но, как и всегда в сборной России, ничто не вечно, и даже подобное выступление не может обеспечить мини-группе сохранность. Елена Вяльбе, главный антагонист отщепенцев и лично Изабель Кнауте, высказала свой вердикт задолго до начала Олимпийских Игр и даже до начала олимпийского сезона.

«То, что после Олимпийских игр они [Рето Бургермайстер и Изабель Кнауте] не будут работать с нами – это точно», - такую фразу нельзя прочесть двусмысленно или придать ей другое значение.

Предвзятое отношение со стороны президента федерации присутствует – и не согласиться с этим сможет только очень упрямый человек. Многим по-прежнему кажется абсурдным пропуск одним из лучших дистанционщиков олимпийской «разделки» - а то, что Легков якобы сам решил её не бежать, может ничего не значить. Вылегжанин сказал совершенно другое - то, что и он сам, и Легков всё же хотели принять участие в гонке.

1

Отношение к Илье Черноусову и вовсе выходит за грани разумного. Для эстафеты он не рассматривался вообще, и решение было принято ещё в октябре. Не из-за того, что не имел шанса пройти по результатам или плохо тренировался. Из-за того, что три года назад сказал кое-что, не устроившее Елену Вяльбе – а именно то, что перед марафоном решил не тратить силы, чтобы бороться в эстафете за далёкое от подиума место. Увы, для нашей действительности это неудивительно. Ведь однажды Елене Валерьевне не понравилось, как Панжинский садился на стул.

При выборе состава на эстафету Черноусова будто бы не существовало – а Вяльбе подчёркивала, что от Максима Вылегжанина на четвёртом этапе ждать чудес не нужно - дескать, он классист. Вылегжанин соглашался, говоря, что на классике чувствует себя лучше – а о существовании Черноусова было удобнее не вспоминать.

Нельзя стопроцентно утверждать, что с Ильёй эстафета у шведов была бы выиграна – Хелльнер в тот день, казалось, парил над трассой. Да и в Сочи побеждали команды: команды не в смысле «четыре расставленных по этапам лыжника». Но решение Вяльбе выглядит нелогично со всех сторон – выстави она Черноусова, у неё была бы абсолютно беспроигрышная ситуация. Даже уступи он на финише, обеспечив команде то же самое серебро, вопросы были бы направлены к нему. Но по действующим итогам вопросы указывают исключительно в сторону Елены Валерьевны. Всё же, что лучше, выиграть серебро или проиграть золото?

И какая же судьба ожидает тренировочную группу Александра Легкова и Ильи Черноусова?

 

1. Всё остаётся по-прежнему. Альтернативная группа продолжает существовать в том же составе

Самый бескровный и рациональный вариант, в спортивном плане выгодный всем. Невыгоден он может быть в плане финансовом, ведь наверняка после Сочи финансирование зимних видов спорта будет урезано. Елена Вяльбе сказала прямо: у неё, то есть, у ФЛГР, денег на содержание этой группы нет.

Для сохранения мини-тим Легкову и Черноусову, вероятно, вновь придётся наведаться к Мутко – и Саша надеется, что министр спорта даст им зелёный свет. Такой исход вполне вероятен – Мутко отзывается об Александре тепло, и тот импонирует ему явно больше, чем все остальные российские сборники – но после отгремевшей Олимпиады Виталий Леонтьевич может и не занять сторону лыжников. В этом вопросе он, скорее, нейтрален.

2. Альтернативная группа продолжает существовать при поддержке сторонних спонсоров

Технически данный вариант возможен, а в мировых лыжных гонках уже имеются прецеденты. Точнее, один прецедент – Петтер Нортуг, тренирующийся на деньги торговой сети СООР. Но то, что так делает только Нортуг, говорит о многом. В России таких прецедентов не сыщешь днём с огнём.

В российском спорте спонсорская система не развита. Теоретически можно представить, как тренируется на деньги какой-нибудь компании условный Антон Шипулин, но популярность лыжных гонок в нашей стране развита слабо. Вряд ли найдётся спонсор, который захочет выложить за подготовку лыжников немалую сумму денег. Пусть даже речь идёт о лучшем лыжнике России.

3. Рето Бургермайстер становится старшим тренером мужской сборной России

Вариант из серии невозможностей, однако имеющий право на жизнь. Если мыслить сравнениями, то исходя из медального результата Сочи министерство может сделать вывод в том числе и о том, что кандидатура Бургермайстера на посту тренера будет смотреться ощутимо выгоднее. Другое дело, что не поддержать это условное назначение может федерация.

Не слишком довольны могут быть не только преданные Перевозчикову лыжники, но и сами Легков с Черноусовым. С другой стороны, выполнять собственные планы им не помешают, а конкуренция всегда порождает результат. Не первоочерёдно и то, что ранее Бургермайстер не имел опыта работы с такой единицей, как национальная сборная. До знакомства с Александром и Ильёй он вообще не тренировал лыжников мирового уровня.

1

4. Финансирование альтернативной группы прекращается, Легков и Черноусов возвращаются в основную группу

Тот вариант, которого сами лыжники всеми силами постараются не допустить. Если старшим тренером мужской дистанционной команды останется Олег Перевозчиков, можно утверждать с полнейшей уверенностью, что Легков обобьёт пороги всех кабинетов, но добьётся своего – или же пойдёт на крайние меры, которые ещё будут описаны. Мало того, что тренерские методики Перевозчикова не подходят ни одному, ни другому – они вовсе себя не оправдывают: второй год подряд подавляющее большинство тренирующихся под его руководством спортсменов не может выйти на пик формы к главному старту.

Подобие альтернативы может возникнуть, если старшим тренером назначат другого российского специалиста, который будет устраивать Легкова и Черноусова больше, чем Перевозчиков. Но это – тёмный путь, а главное – совершенно новый. Чемпионат мира в Фалуне – через год. Приглядываться и прирабатываться – некогда.

5. Российское руководство не одобряет дальнейшее существование альтернативной группы. Легков и Черноусов принимают спортивное гражданство другой страны

Работник ИТАР-ТАСС, проинтервьюировавший Елену Вяльбе, упомянул, что слухи о принятии Ильёй Черноусовым швейцарского гражданства активно распространяются в журналистских кругах. Елена Валерьевна, отвечая на вопрос, повела себя, как стереотипная женщина: сама придумала, сама обиделась – только в обратном порядке. Словом, был получен вброс, и об информации мы можем не только догадываться – мы имеем право её обсуждать.

Получить швейцарское гражданство трудно – что встречающемуся с гражданкой Швейцарии Черноусову, что Легкову. Но есть и другие страны, да и вся швейцарская подноготная всё же неизвестна. С одной стороны, подобный шаг можно назвать предательством, но Александр Легков – тот спортсмен, болея за которого, думаешь в первую очередь не о стране, а о личности. Подобное развитие событий маловероятно, но порой, в моменты самых «жарких» высказываний представителей тренерского штаба, хочется посмотреть, как бы справлялась бравая сборная Вяльбе-Перевозчикова, состоящая из классистов, с командой Колонья-Колонья-Легков-Черноусов.

 

Шестой и седьмой пункты будут освещены лишь чуть-чуть – или же оставлены читателям. Шестой путь – любой другой безальтернативный, вроде выступления за частную команду в марафонском кубке. Седьмой – разрыв дуэта и выбор разных путей.

Остаётся подождать – все решения будут объявлены после окончания сезона.

Все фотографии принадлежат правообладателям