5 мин.

Не очевидное невероятное

Это была без преувеличения главная неожиданность Олимпийских Игр. Было бы не так удивительно, если бы золотые медали в фигурном катании проиграли Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Ну или если бы в биатлоне ни разу не попал в призы Мартен Фуркад.

Масштабы этой сенсации безграничны. Последний раз норвежки проиграли эстафету в ноябре 2009-го.

Шведкам.

Можно было отдать один процент тому, что сборная Норвегии не выиграет в этот раз – случайности всё же бывают. В течение олимпийского цикла норвежки обеспечивали себе первое место задолго до финиша и даже задолго до старта четвёртого (а иногда и третьего, год назад на чемпионате мира – второго) этапа. Тех гонок, где занявшая второе место команда отставала на теоретически отыгрываемые секунды, было не так много. Но всё же они были.

А вот на то, что золотоносных норвежек не будет в тройке, не мог поставить ни один человек, находящийся в здравом уме. Только Олимпиада вновь распорядилась по-своему.

1

До старта гонки казалось, что если кто-то и мог оказать «красной машине» достойное сопротивление, то это финки, имеющие в этом сезоне крайне сбалансированную команду. «Вечно вторые» шведки, наоборот, отошли в тень – Эмма Викен и Анна Хааг проводят довольно невыразительный сезон, а Ида Ингемарсдоттер даже в лучшей форме всегда привозила после первого этапа хоть небольшое, но отставание.

Первый этап внезапностей не предвещал – разве что шевельнулось внутри удивление Хейди Венг, которая смирно катилась в группе и не рвалась ни делать отрыв, ни даже лидировать. А к передаче Венг проигрывала. Немного, мизер по меркам современной женской сборной Норвегии – но проигрывала, чего с норвежками в недавней истории не бывало в принципе.

Проигрывала в том числе и упоминавшейся Ингемарсдоттер, которая из последних сил держалась за чешкой, и – что особенно приятно – за Юлией Ивановой.

На второй пятикилометровке примерно на пятнадцать секунд отъехала тройка, и в этом тоже бы не было ничего удивительного, если б эта тройка не состояла из Эммы Викен, Айно-Кайсы Сааринен и Штефани Бёлер. Понимаете, да? Терезы Йохауг в этой тройке не наблюдалось. Йохауг, всегда передающая эстафету исключительно первой – если только в эстафете не участвует Юстина Ковальчик – отставала, причём отставала на существенном просвете.

Передалась она пятой. Что примечательно – следом за Ковальчик.

Выступающей за сборную Швеции на третьем этапе Анне Хааг нужно было продержаться за Кертту Нисканен и Клаудией Нистад – кстати, олимпийской чемпионкой Солт-Лейка в данном виде программы. Криста Лахтенмяки и Дениз Херманн, которые должны были завершать гонку у Финляндии и Германии – гонщицы сильные, но потенциально уступающие Шарлотте Калле.

Но Хааг отставала. Пыталась держаться на небольшом просвете она, на бровке трассы срывал голос её бойфренд Эмиль Йонссон – но финка и немка стремительно удалялись, привозя секунду за секундой. Только Астрид Якобсен, работающая сзади с француженкой и полькой, отставание отнюдь не сокращала.

По времени норвежка проиграла свой этап не только лидирующему дуэту, но и Сильвии Ясковец.

1

Калла получила смену с отставанием в двадцать пять секунд, и у неё было всего два варианта. Первый – дожидаться ехавшую в восьми секундах Марит Бьорген и разыгрывать с ней бронзу, второй – убегать от норвежки, которая неделю назад превзошла её именно на коньке.

Убегать к точно такой же бронзе, но – бронзе гарантированной. Двадцать пять секунд на «пятёрке» выглядели отставанием вполне солидным, таким, которое сократить не вполне реально. Десять секунд, пятнадцать – в победе Швеции никто бы не сомневался, но двадцать пять…

Шарлотта Калла решила иначе.

Она пошла «на все деньги» с самого первого метра дистанции, яростно «вгрызаясь» в снег. Лахтенмяки и Херманн были заняты тактической борьбой друг с другом, выжидая, а шведка за их спинами творила невероятное. Двадцать пять секунд превратились в восемнадцать. На исходе первого круга – в тринадцать.

За восемьсот метров до финиша Шарлотта Калла проигрывала чуть больше трёх секунд.

То, что было дальше, нужно не описывать – это нужно видеть. То, что было дальше, наверняка войдёт в историю как один из самых ярких финишей на Олимпийских Играх. Калла не просто догнала Лахтенмяки и Херманн – накатив на спуске, она протиснулась по внутреннему радиусу и вышла на финишную прямую первой, где не оставила соперницам ни малейшего шанса.

Финка и немка не смогли противопоставить ничего – казалось, они были удивлены не меньше зрителей. Не меньше Иды Ингемарсдоттер, Эммы Викен и Анны Хааг – ведь и представительницы сборной Финляндии, и представительницы сборной Германии уже могли примерять, по крайней мере, серебряные медали.

Но олимпийскими чемпионками стали шведки.

1

Сборная России – шестая. Это не выглядит трагедией, драмой или провалом – это видится стандартным «нормальным» результатом. Чувствуется лишь небольшая горечь: из-за того, что тренерский штаб перепутал по этапам Юлию Иванову и Ольгу Кузюкову. То, что именно второй этап отчасти является решающим в формировании соискателей медалей – давно не сюрприз, но Григорий Меньшенин и Елена Вяльбе этого почему-то не учли. Лучший классист Иванова демонстрировала свою силу на первом, а Ольга Кузюкова «умирала» на втором – хотя на начальном этапе она бы по меньшей мере не похоронила и без того призрачные шансы команды на медали.

Наталья Жукова и Юлия Чекалёва не провалились, но до Каллы – пропасть, измеряемая минутой.

Невозможное возможно, только оглядываться нужно на себя, а не на норвежек и немок, как это делает главный тренер сборной России.

Все фотографии принадлежат правообладателям