9 мин.

В гостях хорошо. Как Россия выиграла лыжную эстафету в Норвегии

Предолимпийский сезон увлекательнейшего лыжного сериала продолжился в норвежском Лилехаммере, и продолжился ударно: захватывающими и отчасти неожиданными получились все гонки. Кроме, пожалуй, одной – завидной предсказуемостью, как и всегда, отличилась женская эстафета.

Но женская «разделка» – на десять километров классическим стилем – в некоторых моментах развивалась совсем не по сценарию. За последние два сезона пришлось выучить, что большая тройка становится четвёркой лишь иногда: на коньковых стартах, и то, когда у Шарлотты Каллы совпадают топ-форма и вдохновение. В сезоне же олимпийском шведка решила возразить, переучив общественность.

Юстина Ковальчик, стартовавшая раньше своих основных соперниц, с первой же отсечки задала темп и была для Каллы недосягаемой, но досягаемыми являлись Марит Бьорген и Тереза Йохауг. Йохауг сорвалась со старта резво, за что и поплатилась: к половине дистанции она показывала только четвёртое время. Уступала Шарлотте и Бьорген, причём уступала довольно солидно. В итоге Калла на своей нелюбимой классике проиграла Ковальчик чуть больше десяти секунд, а норвежки – двадцать пять и тридцать девять соответственно. Возможно, не слишком хорошо работали лыжи, но фактов это не меняет. Юстина Ковальчик одержала свою первую дистанционную победу в Норвегии, а большая тройка вновь стала четвёркой.

Она не станет пятёркой в полной мере – нужно отдавать себе отчет в том, что в целом Юлия Чекалёва объективно слабее и улыбчивой польки, и скандинавской троицы. В некоторых компонентах тоже, но Чекалёва – следующая за недосягаемыми, что не может не радовать. И Юлия как никто другой знает, что иногда они тоже бывают людьми.

Так случилось и в эстафете, правда, Калла лишь формально оказалась ниже Чекалёвой в финишном протоколе. Выступая на последнем этапе (как и на бронзовом чемпионате мира, с Чекалёвой бежали Юлия Иванова,  Алия Иксанова и Мария Гущина), Юлия обошла олимпийскую чемпионку Ванкувера Клаудию Нистад, выступающую за третью сборную Норвегии Марте Кристофферсен и Бритту Йоханссон-Норгрен, для которой Шарлотта Калла привезла довольно неплохие для штурма подиума позиции.

1

Шарлотта Калла на дистанции

Калла бежала третий этап, что было не безумием тренерского штаба, а его тактикой: выправить ситуацию после этапов Иды Ингемардсоттер и Ханны Эриксон могла только она. Она и выправила, отыграв у локальных соперниц полминуты, но в целом шведская команда смотрелась несбалансированно. Пока отсутствуют Эмма Викен и Анна Хааг, шведкам трудно навязывать даже борьбу за подиум.

Наша же команда, наоборот, бежала в составе, проверенном в том числе и медными трубами, но Алия Иксанова и Мария Гущина проиграли на своих этапах непростительно много – по минуте, если округлять. Признаёт проблемы с эстафетной «серединой» и Григорий Меньшенин, а репетиций, тем временем, не осталось. Следующая эстафета –сочинская, и если бы сегодня была Олимпиада, то олимпийскими чемпионками стали бы, конечно, норвежки, а призёрами – финки и американки.

Перенесёмся теперь к мужским баталиям, где результаты были ещё более сенсационными. Отчасти неожиданным стал даже состав сборной России, где появились Станислав Волженцев и Александр Уткин. Илья Черноусов в стартовом листе отсутствовал, но это пока не казалось совсем уж странным: вряд ли Черноусов может претендовать на выступление в олимпийской «разделке» классикой.

А вот Волженцев может, более того, Елена Вяльбе на 99 процентов уверена в его медали. И пока непонятно, на чём базируется её уверенность, кроме четвёртого места на аналогичной дистанции в Осло-2011. Станислав стартовал с ранним шестым номером, но его время ориентиром для многих, как наделся комментатор Евроспорта, не стало. Активно обновлять его результат пошли Дидрик Тёнсет, Даниэль Рикардссон, вернувшийся на Кубок мира Йохан Олссон и многие другие.

Гонка была динамичной, норвежский показ отличался небывалой грамотностью, а лидеры демонстрировали себя в наилучшем виде. С первых километров включился в работу Петтер Нортуг, блеснув на первых отсечках; следом – Калле Хальварссон, не желающий отставать то ли от главного соперника, то ли от главного кумира. На второй половине дистанции оба предсказуемо сдали, но Нортугу этого хватило для того, чтобы прочно обосноваться на девятом месте.

Шли локальные разборки на промежуточном финише, в которых пока победителем выходил Алексей Полторанин, продемонстрировавший потрясающий последний круг; стартовали один за другим лидеры кубкового сезона, а лидерство на первых отсечках захватил Пол Гулберг, решивший продолжать своё дистанционное восхождение. Он был третьим на классической пятнашке в Бейтостолене, четвёртым – на десятке в Куусамо, но на успех в третьей подряд длинной гонке, скорей всего, не ставил никто, кроме него самого. Гулберга могло не хватить, Гулберг мог захлебнуться собственным темпом или темпом подхлёстывающих соперников, но он справился и финишировал в четырнадцати секундах впереди Полторанина, побудив того освободить кресло лидера.

1

Пол Гулберг

Но даже тогда в успех для теперь уже точно вчерашнего спринтера верилось мало. В гонке было слишком много опытных классистов и просто маститых лыжников, но все неизменно финишировали ниже. Не смогли навязать борьбу Александр Бессмертных и Дмитрий Япаров, которые стали тринадцатым и четырнадцатым аккурат перед Станиславом Волженцевым. Ещё хуже выступили Эльдар Рённинг и Лукаш Бауэр. Максим Вылегжанин, претендующий на высокие места, на последних отрезках дистанции поймал полторы минуты. До конца претендовали на высокие места Александр Легков и Мартин Йонсруд Сундбю – лидеры дистанционного и общего зачётов – но и для них последние метры стали камнем преткновения. Не так, как для Вылегжанина – они стали соответственно шестым и седьмым – но когда финишировал Сундбю, соперников для Пола Гулберга больше не было. К нему же отходит майка дистанционного лидера, а Легков теперь идёт вторым-третьим, имея одинаковое количество очков с Маркусом Хелльнером. Впереди коньковая тридцатка, и вполне вероятно, что переменчивая красная майка захочет либо вернуться к россиянину, либо же познакомиться со шведом, и я даже затрудняюсь ей что-либо советовать.

Шведы выступили стабильно, делегировав в десятку тройное представительство. Хелльнер стал четвёртым, привычно пойдя по проложенному Шарлоттой Каллой пути и, как и она, доказав свою состоятельность на классике. Пятый – Олссон, для которого этот старт на нынешнем Кубке мира был первым; десятый – Рикардссон. Сложилось чёткое впечатление, что в преддверии Олимпиады шведы знают, что делают. В Ванкувере они бежали всю дистанционную программу вчетвером и выжали максимум: два золота и две бронзы.

Хорошее выступление Хелльнера и неудовлетворительное – Хальварссона заставило шведский тренерский штаб вновь перетасовать коньковые этапы эстафеты. Незадолго до них объявили свои составы норвежцы, которые собрались выступить аж четырьмя командами, пользуясь домашними привилегиями. Нортуг всё же был заявлен финишёром за первую, несмотря на свои убеждения, что пока он не готов спуртовать. В первой команде дали шанс и Голбергу с Тёнсетом, показавшим прекрасный результат накануне. Третий этап отдали на откуп Сундбю, делегировав Шюра Рёте во вторую команду: в компанию к Эльдару Рённингу, Крису-Андре Йесперсену и Финну Хогену Крогу.

Российских составов ждали дольше всех и дождались только с выставлением официальных протоколов. Было логично предположить, что соберутся две равноценных команды, где финишировать будут Сергей Устюгов и Илья Черноусов: четвёрки можно было подгадать так, чтобы они оказались равными, избежав того, что одна будет бороться за победу, а другая – за десятое место. Но Черноусова в протоколах не нашли, позже обнаружив на ФИС-гонках в австрийском Зеефелде. Там Илья выиграл спринт, классическую десятку и занял пятнадцатое место на коньковой, и последний результат говорит, что после перенесённой накануне сезона болезни он ещё не обрёл нужных кондиций. Пока не хочется голословно кричать о том, что Черноусова не рассматривают для олимпийской эстафеты.

Россияне действительно заявили две команды, но первая смотрелась более предпочтительно. Начинать должен был Дмитрий Япаров, убегать на дистанцию вторым – Александр Бессмертных, третьим – Александр Легков, финишировать – Максим Вылегжанин. Вторая команда выглядела более экспериментально и состояла из Станислава Волженцева, Александра Уткина, Петра Седова и Сергея Устюгова. Ни в один из квартетов не вошёл Евгений Белов, но его гонка накануне не получилась совсем. А пока предстояла первая и последняя олимпийская репетиция.

Классисты обеих наших команд прошли свои этапы уверенно, но от них не отставали все четыре команды Норвегии; ведомые неизменным дуэтом Рикардссона и Олссона шведы, чехи, держащиеся на вершине усилиями Лукаша Бауэра, немцы и французы. Александр Легков и Пётр Седов работали без оглядки друг на друга: Легков сразу же встал в числе первых, в своём духе образовав посменный дуэт с Сундбю; Седов же держался позади. Вероятно, Саша помнил об эстафете в Валь-ди-Фьемме, где он осмелился проверить паспорта своих попутчиков лишь на последнем подъёме. Сейчас он решил не выжидать, безусловно, стремясь показать себя с самой лучшей стороны. Он рванул на четвёртом километре, и удержаться смогли только Сундбю и Рёте. Поймал приличный просвет Калле Хальварссон, похоронив подиумные шансы для своей команды; тогда же выпал из борьбы и Седов. Нельзя сказать, что минута и двадцать секунд проигрыша Седова Легкову на своём этапе были чем-то из ряда вон выходящим. Да, на предсезонных соревнованиях Пётр феерил на коньковых пятнашках, выигрывая их у всех сборников, и казалось бы, что ему семь с половиной! Однако когда Седов был в обойме три сезона назад, он неважно выступил в двух эстафетах из трёх, на одной даже поймав пятидесятисекундный просвет.  Не от Нортуга, Хелльнера или Сундбю – от Роланда Клары и Константина Главатских.

1

Александр Легков, Максим Вылегжанин и Дмитрий Япаров

Седов, а с ним и Устюгов, отставший на точно такое же количество времени, убили надежды своих классистов на подиум: вторая команда России стала тринадцатой. А в первой боролся за победу Максим Вылегжанин. В связке с Крогом и Нортугом он работал рискованно и от ножа – эта троица не демонстрировала легковских скоростей, но не смотрелась и в новейших традициях последних эстафет. Крог иногда дёргал, позволяя себе микро-отрывы, Вылегжанин примеривался: сначала отпускал норвежца, а потом легко его догонял – вместе с висящим мёртвым грузом Нортугом. Когда принялся резво сокращать выступающий за третью команду Норвегии Тур-Асле Ердален, когда замаячил белый комбинезон Хелльнера, а лидеры проходили спуски и виражи на прямых ногах, грешным делом подумалось, что Легкова и в самом деле не надо ставить в олимпийскую эстафету. Просто отсидеться на третьем этапе сможет любой, а его нерастраченная сила поможет на марафоне. Ведь всё равно финишёры заиграются!

Но Вылегжанин смог не растратить добытое Легковым преимущество до конца. Поняв, что швед, француз и ещё один норвежец вот-вот вольются в их группу, он предпринял затяжной финиш, заставив Нортуга и Крога поторопиться, а Ердалена и Хелльнера смириться с потерей подиума. Нортуг старался, но не догнал, бросив бороться на последних сантиметрах дистанции и пропустив на второе место своего молодого коллегу. Сборная России празднует успех в репетиционной эстафете, но это по-прежнему совершенно ничего не означает.

Вылегжанин сработал очень грамотно, но не на перспективу. Он находился «здесь и сейчас», тактически безупречно рассчитав возможности своих соперников и сопоставив их с собственными. Он выиграл у восстанавливающего силы Нортуга тем, что было – но в Сочи всё будет по-другому. Восстановит кондиции Нортуг, справятся с проблемой третьего этапа шведы, а длина этапа составит десять километров. Почивать на лаврах не нужно: вопрос с составом ещё не решён. Не решён вопрос с финишёром, не решён, пожалуй, и с Легковым, который был лучшим на коньковых этапах. По этому поводу было бы очень интересно послушать Елену Валерьевну.

Что ж, с победой и до встречи после следующего этапа. В Давосе нас ждут длинные коньковые «разделки», а также пройдут первые в сезоне коньковые спринты.

Фотографии принадлежат правообладателям