5 мин.

«Уже в полете потерял сознание – как пьяница». Крах нашего прыгуна с трамплина – его сдуло ветром на скорости 105 км/час

Валерий Кобелев – главный российский спортсмен 90-х в прыжках с трамплина.

Он ни разу за десять лет на Кубке мира не забирался на подиум, но вошел в историю, пожалуй, самым страшным крушением.

В марте 1999-го Кобелеву исполнилось 26. На полетный чемпионат мира в Планицу он прибыл впервые – в те годы Россия страшно отставала в прыжках (в стране не было ни одного действующего трамплина), а на такие гигантские трамплины выпускать неподготовленных спортсменов наши тренеры решались постепенно.

«Летальница братьев Горишек» – самый большой и сложный трамплин в прыжках того времени, именно здесь официально фиксировались все мировые рекорды и проходили отдельные чемпионаты по полетам. Только в 2011-м норвежцы построят «Викерсуннбаккен» – аналогичный комплекс с высотой холма 240 метров, но в 99-м ничего страшнее и рискованнее Планицы не было – полет с такого трамплина требовал идеальной техники и серьезной готовности.

Кобелев пришел в прыжки из двоеборья и к тому времени прыгал в элите пятый сезон – без больших достижений (как-то в 1997-м стал 9-м на этапе в Лиллехаммере). Например, предыдущий сезон он закончил лишь 50-м в Кубке мира.

Квалификация полетного ЧМ проходила 18 марта. Кобелев вышел на старт 45-м – в тот день в Планице был порывистый ветер, но все участники перед ним справлялись с прыжками. Перед попыткой Валерия электронный датчик показывал боковой ветер 3,4 м/с, а отрыв от трамплина произошел со скоростью 104 км/ч.

В верхней точке полета Кобелев внезапно потерял скорость, изменил положение в воздухе и рухнул на гору приземления с высоты в несколько десятков метров. Еще страшнее выглядело скатывание по склону – в этот момент Кобелев был уже без сознания.

Если у вас слабая психика, видео лучше пропустить.

«Прыжок был хороший, но пошел встречный ветер. Ему начало задувать одну лыжу, он ее выровнял, но в это время другая попала под поток и вывернулась», – объяснял механику падения тренер сборной Александр Арефьев.

Упавшего Кобелева окружили местные спасатели – три минуты его пытались привести в сознание на склоне, а затем поместили на носилки и вертолетом отправили в госпиталь Любляны. Там врачи ввели его в искусственную кому, перевели на искусственную вентиляцию легких.

«Несмотря на то, что состояние Валерия оставалось критическим, но стабильным, врачи опасались внутренних кровоизлияний и тромбов сосудов головного мозга», – рассказывал медицинский представитель клиники. Врачи, обнаружив у прыгуна повреждение позвоночника, прогнозировали полный паралич.

Через четыре дня состояние улучшилось – компьютерное исследование показало отсутствие повреждений внутренних органов, но выявило компрессионный перелом позвоночника и сильный ушиб мозга.

«Я ничего не помню. Вырубился напрочь. Помню вечер накануне и день, когда очнулся в больнице. Четыре дня, пока был подключен к аппарату искусственного дыхания, вспоминаю лишь отрывочно: кто-то ко мне подходил, что-то спрашивал. Сейчас, пытаясь проанализировать происшедшее, прихожу к выводу, что, наверное, и спасло-то меня именно то обстоятельство, что уже во время полета я, возможно, потерял сознание. Как пьяница. Недаром говорят, что именно полная отключка спасает их в самых невероятных ситуациях.

В данном же случае, вполне возможно, мой мозг отключился из-за сумасшедшей скорости. На соревнованиях с обычных трамплинов К-120 прыгуны летят со скоростью максимум 90 км/час. Трамплин же в Планице необычный, он создан для так называемых полетов на лыжах. Таких в мире всего два-три. И на них прыгуны развивают невероятную полетную скорость — до 105 км/час. А в нашем деле даже превышение всего на один километр — уже существенно», – рассказывал Кобелев после возвращения в Москву «Коммерсанту». В словенской больнице он провел 12 дней.

Спустя 9 месяцев Кобелев вернулся на Кубок мира прыжком в финском Куопио и даже добился прогресса – пять попаданий в десятку на этапах Кубка мира, а в 2002 году стал 5-м на этапе в Саппоро.

«После больницы я бездействовал полгода. А потом личный тренер предложил: давай начнем немного бегать. Отчего ж не начать? Стал потихоньку набирать форму, поехал с командой на первый снег, первый раз прыгнул.

Честно – когда прыгал первый раз после травмы, не было ни капельки страха. Кажется, будто бы только вчера последний раз прыгал, но только забыл, как это делается. Поехал, а как вылететь, как приземлиться – не знаю. На третьем прыжке голова и тело сами все вспомнили», – рассказывал Кобелев.

На Играх-2002 он едва не выдал чудо.

«В Солт-Лейк-Сити на малом трамплине я был одним из сильнейших. Во время квалификации показал лучшую длину и оказался вторым (на самом деле пятым – Sports.ru). Потом во сне выиграл эти Олимпийские игры и морально, наверное, перегорел за ночь. А наутро, выйдя на старт, почему-то почувствовал себя очень скованно и прыжок сделал чисто автоматически. Поэтому и переместился на 17-е место», – вспоминал Кобелев главный старт жизни.

Карьеру Кобелев закончил в 2003-м, сразу после ЧМ в Италии (33 и 39 места). Планировал возвращение к Турину-2006, но не сложилось.

Сейчас Кобелев работает в родной Калуге заместителем директора местной спортивной школы.

Фото: Gettyimages.ru/Agence Zoom, Mike Powell; nikatv.ru; annenky.ru; vest-news.ru; neosaturn.com; zdorovieinfo.ru