Основатель бренда KV+: «Элитным маркам лыж, если они уйдут из России, замены нет. У нас производство нацелено на количество, а работа на качество – немного другая»
Основатель компании-производителя спортивных товаров KV+ Тауф Хамитов рассказал, есть ли сопоставимые замены для иностранных топ-брендов инвентаря в случае, если они полностью уйдут из России.
«Надо разделять по категориям, потому что ситуации разные. Элитным маркам лыж (Fischer, Rossingnol, Salomon, Atomic, Madshus) замены нет. Я уважаю российских производителей, хорошо с ними знаком – речь прежде всего о фабрике в Балабаново (Калужская область), это основной игрок. Увы, нет…
Это производство нацелено на количество, а работа на качество – немного другая, такой структуры не выстроено ни в одной компании-производителе лыж в России. Балабаново закрывает запросы на массы, но для сборных – совершенно другой разговор, и в этом компоненте мы очень далеко.
Что не так? Наверное, дело не в материалах – в России можно найти или сконструировать аналогичные материалы, как у топ-марок. Важнее другие факторы.
Стоит вопрос геометрии лыж, а это работа с пресс-формами. Плюс «мост» – жесткость лыж на разных участках, это тоже выдает пресс. Плюс внутренняя конструкция, это зависит от материалов. Плюс поверхность лыж – ее надо покупать за границей, допустим, ту, что производят на Fischer.
А там наверняка хватает эксклюзивов – и это значит, что России тоже нужны свои разработки. А это огромная и долгая работа: разбирать лыжи конкурентов, изучать внутренности, искать аналоги, тестировать – речь точно не об одном годе.
И это мы не говорим о структурах (рисунок на скользящей поверхности – Sports.ru), их у нас умеют делать здорово. Хотя и структуры на самостоятельно произведенных лыжах – немаловажный вопрос.
В Швейцарии работала фабрика, производившая лыжи Muller. Закрылась. Мне предлагали купить оттуда станки, пресс-формы, но я не сунул голову в эту петлю. Для бизнеса это авантюрный вариант – слишком трудоемкая и долгая работа, когда можно спокойнее зарабатывать в других секторах.
К тому же, кто будет этим заниматься в России? Не знаю. Балабаново завалили заказами, им и так голову не поднять. И потом – нужно ли им это? У них в теории стоит выбор: или мы попробуем сконструировать и продать 500-1000 пар для высшего уровня, или будем, как и раньше, делать 500 тысяч пар для населения.
Они прекрасно производят и продают 500 тысяч пар на массы – это их работа, линия идет, штампуются лыжи.
С ботинками у России дела лучше. Есть Spine – достойные ботинки, ребята в Ярославле стараются. Если грянет кризис, то они станут неплохой заменой. Понятно, что они скопировали некоторые узлы ботинок у ведущих брендов, нашли хорошую форму и делают – это не запрещено. При этом подошвы они производят сами – может, не супергеометричные, не суперэргономичные, но рабочие и хорошие.
Rotefella производит подошвы в Китае и, наверное, продаст в Россию, если надо. Из Китая всегда можно привезти.
Палки тоже можно сделать в России. Ведь их основная часть – трубка, углеволокно. Если найти или создать такое же в России – именно тех же характеристик – то не вижу больших сложностей. Может возникнуть проблема с покраской, ручками, но это реально скопировать у конкурентов. С палками плечо создания намного короче, чем с лыжами: в течение полугода-года можно выйти на хороший уровень.
С одеждой – наименьшая проблема. В России много производителей, во всех больших городах есть. Правда, кто покупает ткани у российских поставщиков, тот на выходе и продукт получает соответствующий, если мы говорим о функциональности.
В России ощущается дефицит именно функциональной ткани – она дорогая, ее помногу не покупают, поэтому зачастую она неинтересна фирмам для привоза. У нас 95% летней коллекции производится в России, а ткани покупаем в Китае, привозим тоже сами – в России эти ткани стоят только на нашем бренде», – сказал Хамитов.
Еще забыли сказать про фармакологию. Жрать допинг конечно будет легче. Но получать качественную фарма поддержу будет намного сложнее.
Со времен СССР не изменилось НИЧЕГО
Большинство стран, даже самых развитых в мире, не делает все товары у себя. В этом просто нет необходимости. Что лучше: потратить время и деньги на копирование чужого или потратить то же время и деньги на создание чего-то нового, чего нет у других?
Бизнес сам "скопирует" все, что нужно, если это будет выгодно. Для этого не нужны программы импортозамещения. А вот "создание нового" требует соответствующих условий в стране.
В реальности те же Т-34 были основаны на английском танке Кристи, все производственные линии, всякие трансмиссии, механизмы, тормоза и т.д. - это все очень сложно выдать с нуля. А вот на базе уже готового танка, гораздо легче поменять одно, другое, третье.
Вопрос зачем это стране
Перестали зависеть от Европы и стали зависеть от Китая. Цель достигнута.
А что у тех же американцев разве не было немецких технологий (причем в еще больших количествах + свои передовые американские) и громадного рынка сбыта?
Не помню, кто из наших видных ученых атомного или космического проекта, но он сказал, что западные технологии, безусловно, помогли, но мы бы и сами дошли до тех результатов, до которых дошли, просто без западных технологий на это ушло бы больше времени, а в ту эпоху время (или промедление) значило для страны очень много.
Тут вопрос не в объемах рынка, а в характере и структуре экономики (и соответственно, целеполагании этой самой экономики, сбалансированном управлении и выставлении целей/задач для тех или иных отраслей в рамках общего экономического комплекса). То, о чем говорит человек в новости, для современной российской экономики (капиталистическо-периферийной) по сути неисполнимо (на необходимом для побед уровне), а вот для плановой экономики при грамотном профессиональном управлении и политической воле верхушки - дело решаемое довольно быстро.
Советскую экономику ушатала не космическая гонка, гонка вооружений и прочая галиматья от адептов рыночного либерализма, а постепенное, последовательное и нарастающее внедрение в социалистическую плановую экономику элементов рыночной капиталистической экономики. Сколько протянет ваше авто, если в его бензиновый движок все больше и больше заливать дизельного топлива?