5 мин.

Воруют... Часть первая

 

Про гостиничный номер Мутко и стоимость золотой олимпийской медали знает уже, пожалуй, вся Россия. Но есть и другие подробности «Отчета об эффективности использования средств на подготовку и участие в Играх в Ванкувере». Блог «Олимпийские виды» анализирует недавний отчет Счетной палаты РФ, приводит наиболее любопытные выдержки оттуда и делает неутешительный вывод.

Полный отчет давным-давно опубликован на сайте Счетной палаты, и каждый желающий может ознакомиться с этим семидесятистраничным опусом. Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий читатель осилит полный канцелярских штампов и перегруженный цифрами документ. Но я попробовал, и что удивительно, получилось. Надеюсь, что получится и у представителей Следственного комитета при прокуратуре РФ и Министерства внутренних дел, куда аудитором Филиппенко, проводившим проверку, предложено направить обращение по ее итогам.

Оставим в покое компетентные органы и приступим к ознакомлению с фактами, которые нам любезно представляет бывший губернатор Ханты-Мансийского округа, а ныне аудитор счетной палаты.

В самом начале своего отчета, он, как в последнее время принято в российском спорте, приводит положения Олимпийской хартии. Без нее не обходится ни одно серьезное начинание. В данном случае, хартия гласит, что «Олимпийские игры – это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта, которые отбираются соответствующими национальными олимпийскими комитетами. Национальный олимпийский комитет и спортивные федерации по олимпийским видам спорта являются единственно законными участниками международного олимпийского движения, представляющими интересы соответствующего государства».

К чему это? Да к тому, что первое нарушение скрыто уже здесь. Вопреки всем законам (как законам МОК, так и федеральным российским) Министерство спорта и туризма, под умелым руководством Виталия Мутко «принимало прямое участие в утверждении состава олимпийской делегации Российской Федерации и направлении ее на Олимпийские зимние игры 2010», что признано недопустимым. ОКР в данной ситуации выглядит организацией с непонятными функциями, тем более, что даже транспортировка и размещение спортсменов, не входило в ее обязанности. Хотя именно такие задачи называл приоритетными для себя Тягачев после Ванкувера.

Идем дальше. Не многие знают, что через год после Олимпийских игр в Турине в недрах ОКР и Росспорта была разработана «Концепция подготовки спортсменов России к XXI Олимпийским зимним играм 2010 года». Конечной целью этой концепции ее разработчики назвали завоевание призового места в неофициальном медальном зачете. Зная умение нынешнего руководителя всея спорта России жонглировать терминами, одиннадцатое место в общем зачете Ванкувера он способен назвать призовым, но... Счетная палата делает однозначный вывод, что планы, продекларированные в концепции, не были выполнены, а некоторые из них, (внимание!), даже и не собирались выполнять. То есть главное пообещать призовое место, выбить под это дело денежки, а дальше будь что будет.

Здесь немного подробнее, потому как момент очень любопытный. Еще раз повторюсь, что вся подготовка к Ванкуверу велась согласно вышеназванной концепции. Она включала в себя целевые комплексные программы подготовки сборных команд России по видам спорта. В программы эти входило научно-методическое, медицинское и материально-техническое обеспечение, а также совершенствование спортивных баз. Все, разумеется, просчитано, объемы финансирования заложены. А вот что получилось на деле по видам спорта:

прыжки с трамплина – предусматривалось строительство семи трамплинов в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и реконструкция еще восьми в Уфе, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле и Междуреченске, реально не сделано вообще ничего;

лыжное двоеборье - затраты за 4 сезона олимпийского цикла на медико-биологическое и научно-методическое обеспечение сборной России в 6,2 раза меньше утвержденных объемов финансирования;

санный спорт - затраты на экипировку специального назначения (те самые пресловутые оборудование и инвентарь) для сборной России по санному спорту в 3 – 4 раза меньше утвержденных показателей;

горнолыжный спорт и сноуборд - экипировка специального назначения для сборной России, а также спортивно-технологическое оборудование (лыжи и древки падающие), вообще не приобретались. Без комментариев.

Идем дальше. Оказывается, в Олимпийской хартии есть пункт, согласно которому число обслуживающего персонала в команде должно быть равно числу спортсменов. Видимо, в некоторых федерациях персонала этого не хватало, и по этой причине в состав сборной России по бобслею в качестве заместителя начальника команды был включен вице-президент Союза биатлонистов России и президент федерации биатлона Москвы В.В.Малин; в состав сборной России по хоккею А.А.Бедарев (представитель пресс-службы); в состав сборной по фигурному катанию – Я.А.Рудковская (без указания должности); в состав сборной по сноуборду – К.В.Писеева (переводчик, дочь президента Федерации фигурного катания на коньках России В.Н.Писеева). Люди эти аккуратно названы «фактически не принимавшими участия в подготовке сборных команд». Поехавшими на халяву, проще говоря.

При этом в составе других сборных команд России обслуживающий персонал либо вообще отсутствовал, либо присутствовал в минимальном количестве. Да еще и в состав сборной по фигурному катанию не была включена тренер сборной России и личный тренер пары Яна Хохлова и Сергей Новицкий Ирина Жук, в состав сборной по бобслею – тренеры Павел Колоедов (тренер Александра Зубкова), Семен Макаров (тренер по стартовой подготовке), Олег Сухорученко (тренер по ледовой подготовке).

Следом в отчете идет еще одно очень любопытное исследование. Оказывается, у многих тренеров сборных команд по зимним видам спорта, готовивших команды к Олимпийских играм, отсутствует необходимая квалификация и высшее педагогическое образование по физической культуре и спорту. Так, например, главный тренер сборной России по бобслею В.А.Любовицкий имеет высшее образование по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», а также имеет квалификацию «юрист» по специальности «юриспруденция; тренер сборной команды России по шорт-треку О.В.Трифонова имеет квалификацию «инженер, химик-технолог» и квалификацию «экономист» по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит», а тренер той же сборной Н.О.Трифонов и вовсе незаконченное высшее образование (студент). Практически в каждой сборной команде России у большинства тренеров отсутствует квалификация тренера по конкретному виду спорта, а имеется лишь квалификация «учитель физического воспитания средней школы» либо «учитель начальных классов, физической культуры». Из 204 состоящих в штате тренеров за 4 года олимпийского цикла переподготовку прошел всего один человек. Наверное, все всё знают.

Один из ключевых аспектов всего отчета, проходящий сквозь него красной нитью – финансовый. Отдельного рассмотрения заслужил способ заключения госконтрактов по финансированию спортивных мероприятий. Цена контракта бралась с потолка, конкурс проводился с грубейшими нарушениями, выигрывала его, естественно, нужная контора. Например, ООО «Европроект» за счет завышения цен на автоперевозки и другие услуги получило контракт суммой в 2,5 раза больше реальной стоимости. Это так, примерчик. Кому интересны подробности этих дел, не поленитесь, почитайте отчет целиком. Схемы, анализ движения денежных средств, манипуляции – все это приведено достаточно полно и подробно.

А во второй части исследования мы, не забыв и о легендарном "Русском доме", проанализируем, куда и на что уходили деньги непосредственно в самом Ванкувере. Подписывайтесь на блог.