Регби в России и регби в Австралии
Мы на myrugby.ru пишем и переводим про регби и НРЛ, но сами при этом профессиональными игроками не являемся. А точка зрения людей, игравших по-серьезному и видевших Тима Шинса или Бенджи Маршалла не только на экране монитора, для нас и важна, и интересна.
Не долго думая, мы предложили игрокам Локомотива Сергею Добрынину и Роману Овчинникову порассуждать об итогах минувшего сезона НРЛ, поделиться впечатлениями от Гранд-Финала и историями из собственного боевого прошлого (в разное время Сергей и Роман выезжали на стажировку в клуб НРЛ Вестс Тайгерс и работали с нынешним тренером сборной Австралии по регбилиг). Запись этой беседы - перед вами.
Если вам понравится, пишите будем развивать этот опыт.
Роман Овчинников (слева) и Сергей Добрынин (справа)
![](http://myrugby.ru/wp-content/uploads/2009/10/newfoto.jpg?q=90)
Играл в Гранд-финале кто-то из тех, с кем вы пересекались в Австралии?
Сергей Добрынин: В Сторм играет чувак Джефф Лима, Джеффи его называли. Мы когда с Трофимовым там были, Джеффи и еще его дружбан-новозеландец мы жили в двухэтажном доме, так у них принято. И вот Джеффи тогда начинал, так а я вообще не думал, что он когда-нибудь заиграет. Потому что он большой, но не сказать, что резкий. А он и заиграл, и попал в сборную, а когда мы узнали, что в 2005 году Тайгерс выиграли чемпионат, выяснилось, что многие ребята, которых мы там видели уже звезды.
Сергей Добрынин: Мы ездили, кажется, в 2003-м или в 2004-м.
Роман Овчинников: Я поехал туда в 2007 году. Как раз Маршалл в самом расцвете.
Сергей Добрынин: По нему тоже не скажешь, что он суперзвезда, особенно когда общаешься с ним вне поля. Он пробегает куда-то: А, Раша, Раша, потом подколет как-нибудь, сыграет в крикет и убежит. Ну то есть по общению не скажешь, что это какая-то важная звезда.
Роман Овчинников: Тим Шинс мне про Маршалла говорил, что у них не было и нет семерки, который мог бы усмирить шестого номера. А то он брал много игры на себя и где-то иногда замыкал. Раньше этим Скотти Принс занимался, который сейчас в Титанах с этой сильной парой полузащитников они как раз и стали чемпионами. А сейчас Бенджи один из лучших, но одному тяжело.
Вы следили за Тайгерс в этом сезоне?
Роман Овчинников: Я не много игр смотрел, но созванивался с Австралией, с человеком, у которого я там жил с Ником. Спрашивал про Тима Шинса, у которого теперь там серьезная должность тренер сборной Австралии. Интересовался, как там Тайгерс, как ребята.
Кстати, как получилось, что Шинс работал с российской сборной?
Сергей Добрынин: Был очень сильный скачок в регбилиг в 2002 году, когда появился Ахмед Камальдинов (в течение нескольких лет был президентом Динамо и главой Федерации регбилиг), который стал вливать большие деньги, а за большими деньгами пошли большие люди. Ну и в какой-то момент был поднят вопрос о привлечении иностранного специалиста для работы с российской сборной и сначала это был Боб Бейли. Это был специалист высокого уровня, реально менявший представление об игре с ним просто становишься другим человеком. Я помню, как Боб Бейли нам дал тренировку для начала мы 40 минут бегали по футбольному полю туда-сюда ускорения. И через 40 минут я был выжат, как не был никогда выжат. Это начали приоткрываться глаза на то, что такое регби.
Московское Динамо, фотосессия в рамках участия в английском Кубке Вызова (Challenge Cup) 2003 года. Рядом со знаменитым кубком Сергей Добрынин. В центре, справа от новозеландского легионера нынешний игрок французского Кастра Кирилл Кулемин. Нажимайте на фото откроется в очень большом размере.
![](http://myrugby.ru/wp-content/uploads/2009/10/img157-449x304.jpg?q=90)
Роман Овчинников: А Тима Шинса приглашали, когда наша сборная в отборе на Кубок мира должна была играть со сборной Ирландии и сборной Ливана. И изначально Шинса не планировали на роль тренера сборной, потому что был другой кандидат тренер Бронкос, который сейчас тренирует Сент-Джордж.
Уэйн Беннетт?!
Сергей Добрынин: Уэйн Беннетт. Но у него что-то там случилось, а Шинс наоборот освободился.
Откуда у Шинса такой интерес к европейским игрокам?
Сергей Добрынин: Из разговоров как раз с вышеупомянутым Ником (он русский детский тренер в Австралии), Шинс хорошо распознает способных игроков, которые читают игру, которые понимают регби, поэтому их и зовет. Конечно, не все раскрываются, но у него есть этот взгляд. Поэтому он смело приглашает новых игроков и ему это позволяют делать. Если бы не он, я бы не провел два месяца в этой замечательной стране (смеется).
Тим Шинс, главный тренер Вестс Тайгерс и сборной Австралии
![](http://myrugby.ru/wp-content/uploads/2009/10/sheens4.jpg?q=90)
Расскажите, за кого болели в гранд-финале.
Сергей Добрынин: Мое сердце было отдано Парраматте.
Роман Овчинников: Я за Мельбурн болел.
Роман, как же так, на прошлогоднем гранд-финале в Спортлэнде ты сидел в регбийке Мэнли
Роман Овчинников: Мне нравится и Мэнли, и Мельбурн Сторм. И если бы снова был финал с этими клубами, я бы снова болел за Мэнли.
Сергей Добрынин: И я знаю почему потому что пляжи там лучше.
Роман Овчинников: Мне нравится эта команда, она достаточно ровная и в ней нет ярких лидеров, которые в одиночку бы тянули все. И в том году они выиграли за счет своей командной игры.
Сергей Добрынин: Я болел за Парраматту, которая показывала страстную игру. В начале сезона мне очень нравились Уорриорз, которых я всегда любил, за то что они просто играют у них нет как таковой четкой схемы, они просто много и азартно играют на руках, могут рисковать в своей зоне, для них это не принципиально. И с вовзращением Стейси Джонса, когда этот человек начинает вытаскивать игры и постоянно делать что-то неординарное вот тогда сидишь и ждешь. Вот это как раз лично меня и влюбляет в регби. Лично меня это поражает в Парраматте образца второй половины сезона. Когда ты привык к регби, ты примерно понимаешь, как может сыграть команда в следующем розыгрыше, куда лучше развить атаку. А они берут игру на себя и меняют все представление.
Почему на ваш взгляд Сторм одержал победу?
Сергей Добрынин: Парраматте не хватило опыта выступлений в Гранд Финалах, где Мельбурн играет четвертый год подряд.
Роман Овчинников: В финале Мельбурн сделал гораздо меньше ошибок. Меньше потерь, больше владения. Но, что нехарактерно для финалов, достаточно красивая игра. Зрелищная. Мне показалось, что Мельбурн был психологически выше. Парраматта осознала, что она может играть только в конце второго тайма, когда сделала несколько попыток и почти сравняла счет. Но они слишком часто ошибались в этом Гранд Финале.
За счет чего Мельбурн сумел выключить из игры лидеров Парраматты? Это что, разница в форме сказалась?
Роман Овчинников: Физически команды были одинаково хорошо готовы, думаю, что дело даже и не в психологии. На опыте того же Тима Шинса могу сказать, что тренеры в НРЛ очень много внимания уделяют видео и ищут, на каких нюансах можно выиграть. Он постоянно в кабинете смотрел видео и за неделю до игры в тренировку начинали включать нюансы: против кого-то больше крестов играть, против кого-то по маркерам играть. Маленькие нюансы, незначительные, на первый взгляд. Но именно они часто решают судьбу важных матчей.
Сергей Добрынин: Шинс сидел с понедельника по четверг в кабинете и что-то там смотрел спокойненько, а его помощники нас гоняли. Мы выходим из раздевалки, Тим говорит: Надо играть по маркерам, у них это слабая зона. И что-то мы отрабатываем, отрабатываем А когда на игре все атаки идут туда, и команда рвет и выигрывает, становится ясно, что такое роль тренера.
Роман Овчинников (слева) наблюдает за атакой Дениса Мешкова в матче 2008 года Келтик Крусейдерс - Локомотив
![](http://myrugby.ru/wp-content/uploads/2009/10/loco2-450x353.jpg?q=90)
Каких-то игроков для себя могли бы выделить?
Сергей Добрынин: Моимои. Все его выделяют, но он в самом деле очень сильный игрок, как и их фулбэк Хайн. На самом деле мне у Парраматты нравится их 5 номер, который прорывает линию из сложных положений и делает много работы.
Роман Овчинников: Мне понравился, конечно же, Кэмерон Смит, хукер Мельбурна. В финале показали статистику он сделал 43 захвата и 10 раз сам был в атаке. Для девятого номера это очень большая нагрузка, при том, что Смит как раз ведет игру команды, бьет ногой мало кто из девятых номеров способен похвастаться такой силой и видением игры. Он, видимо, один из лучших хукеров.
Есть ли равные ему в этом амплуа?
Роман Овчинников: В Тайгерс девятый номер Робби Фэра тоже очень большой объем работы выполняет, но Камерон немножко постарше и может быть чуть поопытнее в плане сборной. Фэра ливанец, хотя Тим сейчас его берет в Австралию. У него схожая игра со Смитом, они оба в защите много отрабатывают и в атаке агрессивно играют. Есть девятые, которые больше распасовывают, а эти сами активно включаются в работу.
И конечно же Слейтер. В этой игре он был лучшим, как и в предыдущих матчах финальной серии.
Кто на ваш взгляд в прошедшем сезоне не в полной мере использовал потенциал?
Сергей Добрынин: Мне казалось, что по игре Буллдогс должны были становиться чемпионами. Мощные первая и вторая линии. Грамотный 7 номер Бретт Кимморли, очень грамотно раскидывал мяч; бьющий лучший в НРЛ, команда отличная. Но чего-то им не хватило.
Роман Овчинников: Вышеупомянутый Ник болеет за Рустерс и постоянно сокрушается, что там есть сильные игроки, сборники, сильный тренер, но не получается собрать коллектив, поставить командную игру. А это очень важно когда я тренировался в Вестс Тайгерс, Тим очень много внимания уделял командной игре. У них нет изобилия ярких звезд, кроме Бенджи Маршалла и Робби Фэра никого и не выделить. В сборных из них наверное только Маршалл и играл, Фэру уже позже стали подтягивать. Помню, когда в последний раз против нас играли австралийские ливанцы, в 2007 году, Фэра как раз впервые был вызван в сборную Австралии. И вот через ливанцев он мне передал сувенир две футболки тренировочных сборной Австралии.
Роман, когда речь пошла о Кимморли, ты мимикой показал, что тебе не очень
Роман Овчинников: Ну да, да. Не то что он плохой игрок, но он как-то очень однообразно играет, нет у него взрывов. Он и в сборной играл, но это не Терстон, который может взорваться и так сыграть, что все будут в шоке, а Кимморли нет у него таких взрывов. Он играет стабильно, взять даже Локиера, который суперстабильный, и то у него есть прорывы какие-то фантастические, пробросы и прочие вещи, за которые его можно любить. А Кимморли он стандартный какой-то 7 номер
Может быть это просто вопрос командной тактики? Ведь если взять третий матч Стейт оф Ориджин, то Киморли и сожрал того же Терстона, и вместе с Барреттом они наконец-то организовали игру в полузащите у синих.
Роман Овчинников: Конечно это тактика, но когда команда проигрывает, он все также продолжает играть и ничего не меняет Что до Стейт оф Ориджин, иногда просто кажется, что некого ставить туда в полузащиту, потому что молодежь не оправдывает ожиданий. Очень сложно молодому игроку выйти в таком матче и сразу проявить себя, тем более на 7 номере. Стейт оф Ориджин игры сумасшедший по накалу, еще лет пять назад ни одной игры не проходило без драки.
В Австралии весь год тянулась череда скандалов, пьяные регбисты дрались с кем-то. Что вы на этот счет думаете?
Роман Овчинников: Это норма просто! (дружный смех) Я когда был в Вестс Тайгерс, Брайс Гиббс однажды пришел во-о-от с таким вот лицом В принципе, по телосложению и не скажешь, что он регбист и пузико, и все, но при этом в Вестс Тайгерс он был самый выносливый нападающий. И он пришел с таким вот лицом подрался в баре. Собралась команда в тренажерном зале, извинялся, что больше так не будет у него двое детей, человек семейный.
Сергей Добрынин: Конечно, всякое бывает. Вы же понимаете, что игрок, у него есть команда за которую на поле он готов отдать все, и в нем это воспитано с самого раннего детства. Весь интерес только в игре. Ты готовишься к чему-то месяц, два, у тебя сумасшедший настрой, а когда дошел к цели, тебе хочется как-то бурно выплеснуть эмоции.
И это молодость по большей части хулиганят молодые ребята, 22-23 года. Мы тоже иногда пьянки устраиваем спортивные, особенно раньше, когда были молодыми, это было интересно. Особенно когда ты находишься где-нибудь в другой стране, в хорошей компании, выносишь там бар, а потом за тобой приезжает посол.
Еще одна австралийская тенденция постоянно кто-то переходит из НРЛ в регби-юнион, кто-то наоборот возвращается в регби лиг. А вы когда-нибудь пробовали играть в регби-юнион?
Сергей Добрынин: Я пробовал, с Виктором Николаевичем Некрасовым, после того как Камальдинов расстался с регбилиг. Но там шансов откровенно говоря у нас было немного: соперники, понимая, что в коридоре мы никакие, постоянно играли через аут, выигрывали коридор и опять оказывались в атаке. Нужно понимать, что есть игроки, больше расположенные к регбилиг, или к регби-юнион все-таки эти игры требуют разных навыков. Есть универсалы, способные с равным блеском играть и там, и тут, но их немного. Я замечательно отношусь к регби-юнион, но оно мне больше нравится в исполнении австралийских спортсменов, чем, скажем, англичан. Мне неприятно только, когда они сами начинают себя возвышать: у них зарплата что ли миллион рублей? Нет, 50-60 тысяч рублей в лучшем случае, ну у какой-то верхушки может быть в районе ста тысяч, но где статус? 3-4 команды, которые между собой конкурируют.
Достижим ли в принципе тот уровень регби, который демонстрируют в НРЛ?
Сергей Добрынин: Наши регбисты должны понимать, что у них тоже есть шанс заиграть в Австралии, надо только начать немножко пораньше не как мы, в 21 туда приехали. Когда Вова Трофимов бегает 30 метров, 100 метров и показывает время одно из лучших в команде, он бывший легкоатлет. То есть шансы были остаться. Но, конечно, мы туда приехали вау, Австралия! Креветочек поешь королевских, к океану сходишь, искупаешься, скажешь: Офигенно в Австралии. Потом на тренировочку пришел, побегал Рома ездил совершенно по-другому. Ездил приобретать опыт, играть, он тренировался по 2 раза в день и чуть ли не 7 раз в неделю. А там тренировки в 5 начинаешь, в 7 заканчиваешь, но заканчиваешь с языком на плече. Я раньше думал, что я умею бегать, что выносливый. Там понял, что не умею.
Самый главный вывод, который был сделан после пребывания в Тайгерс они не какие-то инопланетяне и наши дети вполне могли бы играть на подобном уровне. Для этого нужно внедрять их систему подготовки. Другое дело, что делать это фактически некому. Тренеров можно по пальцам одной руки пересчитать.
Метки: Роман Овчинников, Сергей Добрынин, Тим Шинс