Игры разные — сценарий один. Как побеждает лучшее мышление
Как-то я уже писал про высказывание тренера сборной России Леонида Слуцкого о том, что футболисты премьер лиги прошли такой естественный отбор, что психолог им не нужен. Но наблюдая за действиями игроков, я в этом усомнился. Оказавшись психологом ДЮСШ, мне пришлось больше общаться с тренерами и ребятами именно игровых видов. Столкнулся с той же закономерностью, что и на уровне сборных: если у одной команды получается коллективная игра, то у соперника она разваливается.
Вспомните игру наших футболистов с французами. Или недавний матч хоккеистов с финнами — 2-й и 3-й период. Провал в концовке финальной игры Евролиги баскетболистов ЦСКА с «Фенербахче». А игра волейбольного «Зенита» в финале Лиги чемпионов с итальянской «Трентино» — счет по партиям был 0:2, итог 3:2!
Ну и наконец, четвертая игра баскетбольных «Зенита» и УНИКСа в полуфинале Единой Лиги. Когда в третьей четверти разница достигла 15 очков, я подумал — это всё! Тренер берет паузу. У меня есть возможность подглядывать, что он рисует (что-то услышать невозможно, зал ревет) подопечным. Понял, что тренер хочет — схема простая, но нужна согласованность действий игроков. Соседу рассказываю схему и добавляю — выполнят ли они установку тренера? Выполнили, игра выровнялась за счет частых замен и односложных установок. Что интересно, за полторы минуты до конца игры поймал себя на мысли, что обе команды результат устраивает…
…В апреле в Санкт-Петербурге прошел баскетбольный турнир ребят 2005 года. Для меня было неожиданным, как играет команда из Литвы — скорость передвижения, техника владения мячом, своевременность паса, тактические схемы. Первую игру они выиграли 102:26. Все предварительные игры выиграли с явным преимуществом. Финальная игра шла в быстром темпе, жестком противоборстве с преимуществом литовцев. В последней четверти за 5 минут до конца соперник сравнял счет, и… согласованная командная игра литовцев развалилась. Нужно сказать, что литовцы в конце «подсели», соперник чаще делал замены. Счет матча 49:51 в пользу питерской команды, которая чуть позже завоевала первое место в чемпионате Санкт-Петербурга.
Оказывается, что в суперэлитных командах, что в детско-юношеском спорте, происходит одно и то же. Если у одной команды получается командная игра, то у другой она уходит. Можно выделить слагаемые командной игры — согласованность действий, динамичность, количество пасов, длительность (краткость) владения мячом игрока. И наоборот, развал командной игры — это потеря темпа, задержка паса. Попытки взять игру на себя заканчиваются силовым единоборством, где партнеры по команде становятся пассивными наблюдателями.
Конечно, надо иметь в виду уровень спортивного мастерства, функциональную подготовленность, лидеров и первых номеров (кто делает результат) команды, проницательность тренеров. Позволю выделить главное — игровое мышление каждого игрока и команды в целом.
Игровое мышление — это совокупность когнитивных процессов. Анализ ситуации и принятие решения. А дальше уже исполнительское мастерство. Анализ ситуации — это видение поля игры и элементов ситуации, а принятие решения — это выбор из возможных вариантов-альтернатив. На протяжении многих материалов «записок» речь шла о «сужении поля сознания», способности учета количества логических условий, измененных состояниях сознания и многом другом. Это объяснение причин отдачи мяча сопернику, несвоевременность паса, снижение игровой активности, тактические и технические ошибки.
Игровое мышление как спортивно-важное качество формируется в тренировочном процессе на поле и на теоретических занятиях — это потенциальные возможности спортсмена. Реальные же возможности заключаются в способности реализовать этот потенциал в игре. Оказывается, только конкретная совокупность психологических факторов сопутствует успешности — адекватности поведения и деятельности.
Могу назвать два обязательных фактора. Первый (внешний) — тренер, его установки до и во время игры. Второй (внутренний) — ситуативная мотивационная установка игрока. Она постоянно меняется, если игрок не уверен в себе.
Всем успехов!!! Ждем чемпионата Европы.
К примеру, финал Лиги чемпионов? Разве там у кого-то развалилась командная игра?
Или полуфиналы Атлетико - Бавария?
Да и матч Бавария - Ювентус также.
Во всех этих матчах обе команды показывали классный футбол. То, что в определенный отрезок времени одна команда играла сильнее, была ближе к голу, разве это признак того, что игра соперника развалилась?
Например, в финале Лиги Европы, действительно произошло нечто похожее, но это скорее неготовность команды Клоппа к перестроениям Севильи и нехватка игрока в центре поля, способного вести игру.
Т.е. на командную игру Ливерпуля, Эмери нашел противодействие и оно привело к успеху.
Утверждение явно не выглядит каким-то правилом для футбола. Можно провести как обоюдно хороший матч в плане командной игры, так же и наоборот: можно и чужую командную игру разбить и самим ничего толкового не сделать.
По-моему, слово "разваливается" не очень уместно в данном случае. Просто одна команда играет лучше.
Я не знаю, понимают ли тренеры и футболисты эти механизмы или доходят до этого с опытом, но по игре того же Атлетико, когда их давят, видно, что они спокойно осознают, что игра не будет все время такой, у них также будут шансы.
И дело здесь даже не в равном классе, а в готовности команды к этому, к давлению, к тому, что их будут переигрывать.
Например, Амкар в этом сезоне. Вряд ли эта команда могла на что-то претендовать, но в играх с лидерами, они показывали очень зрелый футбол и, даже проигрывая, гнули свою линию (в частности говорю об игре с Зенитом при счете 0-1).
Понимаю, что это все определения и термины, можно сказать и по-другому, но слово "разваливается" никак не укладывается у меня в голове)
На счет 15-17 минут верю, это заметно по футбольным матчам.