12 мин.

Дети Скандербега. Дрон наносит ответный удар

Мы часто слышим, что стоит разделять спорт и политику, но на деле этот посыл не работает. На примере известного скандального матча между сборной Сербией и Албанией, наш иностранный гость Януш Янда раскрывает первопричину столкновения двух наций и глубже окунается в эту интересную историю со знаменитым дроном.

«Не стоит смешивать спорт с политикой». Эта фраза, полная наивности, знакома всем. Подобные слова прозвучали из уст президента УЕФА Мишеля Платини 15-го ноября 2014-го года после скандального матча между сборными Сербии и Албании в рамках отбора на Евро-2016. Клише. Иллюзия. Шаблонная фраза, которая должна хоть немного утихомирить пыл горячих балканских сердец. Но ведь это полный абсурд! Политика всегда шла вперемешку со спортом, становясь хорошим инструментом пропаганды в соперничестве держав по вопросу размеров их мужского полового органа. У кого длиннее, у кого сильнее на дистанции, и который из них достоин править миром. Спорт всегда был частью этого трэша и больных человеческих амбиций. УЕФА сильно облажались, когда пустили вместе сербов и албанцев, забыв про яркую и богатую историю Балкан, которая пропитана многовековой кровавой ненавистью. Где веками люди были в эпицентре жестокой войны и противостояний миров – христианского и исламского. Где рождались великие войны и безжалостные тираны. А решилось всё вновь в уютных кабинетах, но никак не на футбольном поле. Не надо смешивать спорт с политикой? Надо! Более того, историю нужно уважать, господин Платини. Историю нужно помнить. Всегда.

История выхода Албании на Евро-2016 столь же хаотична и противоречива, как сама история этого горячего региона. Для албанцев это безусловно большое событие, историческое. Одна из беднейших стран Европы, которая до сих пор не может оправиться от последствий режима Энвера Ходжи, сумела пробиться на один из важнейших спортивных форумов планеты. Зная любовь и страсть албанцев к футболу, эти ощущения бесценны и достижение футболистов займет свое место в национальном легендариуме. Новая история успеха, в которой погрязший в криминале и скандалах футбол Албании так нуждается. Но если посмотреть на историю Албании и Балкан в целом, то тут нет ни ясной картины, ни объективности, лишь сплошные субъективные взгляды, основанные на многовековые переживания и эмоции. У каждого будет свой взгляд и степень ярости в этих дискуссиях в зависимости от национальности, вероисповедания и семейных историй. Это нормально. Люди просто так устроены.

У каждой из этих стран есть свой протагонист и антагонист в одном лице. Иван Богданов для многих является героем в Сербии, но многие его проклинают в Албании. В точности да наоборот ситуация обстоит с Исмаилом Мориной, который стал героем в Албании и презираемой персоной в Сербии. Что самое поразительное, оба персонажа сыграли положительную роль в выходе Албании на Евро-2016.

Пусть многие будут не согласны с этим утверждением, но первый шаг албанцев на пути к Евро-2016 состоялся еще в 2010-м году, когда сборная Сербии в Генуе встречалась со сборной Италии в рамках отборочного турнира к Евро-2012. Колоритный сербский фанат Иван Богданов со своими товарищами заранее прибыл в Италию, чтобы найти повод для конфронтации. Дошло до того, что матч приостановили после того, как на поле начали кидать файеры. Но внимание многих привлек другой момент, когда Богданов поджег флаг Албании. Очень дерзкий поступок, но без ясных мотивов. Выдвигались многие версии почему Богданов, который раньше не был частым гостем на матчах сборной, вдруг решил ее поддерживать. Правда осталась нераскрытой, но албанцы припомнили эпизод с осквернением их флага. Родился повод для мести.

«Мы здесь дома. Сербы пришли на Балканы после нас. Если они хотят жить здесь, они должны нас уважать. Это был главный посыл надписи на флаге», – рассказал 33-летний гражданин Италии албанского происхождения Исмаил Моринай. Когда Иван Богданов поджег флаг Албании, Морина был в своем доме в Милане и наблюдал за игрой по ТВ. Он был поражен увиденным и уже позже, когда было объявлено, что Албания и Сербия встретятся в рамках квалификации к Евро-2016, сразу же подкралась мысль об акции мести. Моринай рассматривал это как шанс поднять патриотические настроения на своей родине и показать сербам, что не только им дозволены подобные провокационные выходки.

Моринай в Милане работал оператором крана и после покупки нескольких дронов он некоторое время практиковался в управлении этого летательного аппарата. Один аппарат вскоре разбился, второй остался целым и день принципиального матча был всё ближе. Но управление дроном было лишь половиной дела. Албанскому креативщику пришлось ломать голову и найти подходящее место в поблизости стадиона в Белграде, откуда этот дрон можно было бы спокойно запустить. Выбор пал на храм Архангела Гавриила, который находится недалеко от стадиона «Партизана». Моринай спрятал дрон в храме еще за сутки до принципиальной встречи. «Это было легко. Вокруг храма был парк и там царила тишина. Никто не мог меня остановить», ––– рассказывал о том вечере албанец.

Если около храма царила тишина и покой, весь остальной Белград был поднят на уши. Для соблюдения порядка в день матча были собраны более 3500 сотрудников полиции. Власти города утверждали, что полиция готова пресечь даже малейший намек на провокации. Безопасность волновала всех, и чем ближе было начала матча, тем больше напряжения чувствовалось в воздухе. Все понимали, что в один момент может случиться что-то непредвиденное и ситуация выйдет из-под контроля.

Сербские фанаты дали понять гостям, что они не желанны в Белграде еще до первого свистка. Некоторые скандировали призывы убить албанцев, некоторые подпевали менее агрессивные, но не менее обидные кричалки. Когда звучал гимн Албании, фанаты всячески старались его заглушить выкриками и свистом. Они делали всё, чтобы футболисты почувствовали себя в аду. Но никто из них не ожидал столь сильного ответного хода со стороны албанцев. В момент, когда над стадионом пролетел дрон, все замерли, стараясь понять, что же изображено на флаге, который был прикреплён к беспилотнику. Когда фанаты увидели контуры Великой Албании в цветах албанского флага с портретами Исмаила Кемали (отец албанской независимости – прим. Rytai.) и Исой Болетини (один из национальных героев страны – прим.  Rytai.), стадион буквально взорвался. Моринай достиг своей цели. Месть состоялась. Сербы были в ярости.

Контроль был потерян, стадион пришел в хаос. Фанаты выбежали на поле, стараясь атаковать албанских футболистов и тут стоит отдать должное их сербским коллегам, которые в тот момент повели себя очень достойно и не дали в обиду своих гостей. Ситуацию немного разрядил и тот факт, что на матче не присутствовали албанские фанаты. Будь они на стадионе... Исход мог быть намного страшнее, чем просто очередной сорванный футбольный матч. Обошлось без крови, но громкий скандал и долгие разбирательства были обеспечены.

Сам виновник вечера испарился также быстро, как и появился. «Я хотел вдохновить наших футболистов и направить дрон на такую высоту, чтобы они могли бы увидеть надпись на флаге. Потом я хотел увести дрон прочь со стадиона, но сербский футболист успел схватиться за флаг, и мне казалось, что моя затея провалилась», – сказал Моринай. Ему пришлось в спешке покинуть Белград, и албанец почувствовал себя в безопасности лишь тогда, когда пересек границу Косово. «Тогда я получил звонок из Италии от друга. Он мне сказал, что я знаменит. Вскоре всё вернулось ко мне бумерангом».

Изначально сербские власти выдвинули громкую версию, что виной всему был брат премьер-министра Албании Эди Рамы Олси. Вскоре эту версию опровергли. Полиция также подозревала и совершила обыск футболистов сборной Албании. «Это казалось полным абсурдом, когда они обыскивали наши сумки и подозревали нас в запуске этого дрона», – отметил недовольный капитан сборной Албании Лорик Цана.

Дальше последовал типичный бюрократический абсурд. Изначально техническое поражение было присуждено албанской стороне, но Спортивный арбитражный суд в Лозанне решил засчитать техническое поражение сборной Сербии и присудить три очка сборной Албании. К тому же сербы понесли наказание в виде двух матчей отборочного турнира без зрителей и снятие ещё трёх очков. И это полный абсурд. Понятно, что существуют целый ряд правил и обязательств, которые должна исполнять принимающая гостей сторона, но как бы кто не смотрел на эту ситуацию, объективно тут всему виной абсолютная некомпетентность со стороны чиновников УЕФА. Они не пускали играть друг с другом Россию и Украину, Азербайджан и Армению, даже Испанию с Гибралтаром. Но не было никаких препятствий, чтобы между собой столкнулись Сербия и Албания. Именно столкнулись.

«Это европейское правосудие! 3 очка для черно-черной команды за игру в Белграде!» – после оглашения решения CAS написал в своем Фейсбуке Эди Рама. «Правосудие состоялось. Я очень счастлив. Конечно, когда решение справедливое, все должны быть счастливыми», – решению радовался и главный тренер сборной Албании Джанни Де Бьязи. Албанцы ликовали, пока в сербы пребывали в ярости.

Исторически албанцы с сербами находятся в напряженных отношениях уже многие столетия. Территория Косово давно вызывала споры и кровопролитные конфликты между странами. Масло в огонь сильно подлила Косовская война (1998-1999), в которой косовские албанцы сражались с надеждой получить независимость. Это был тяжелый и разрушительный период для представителей обоих народов. Погибали как сербы, так и албанцы. Горя было много. Тысячи мирных жителей остались без крова. Неудивительно, что после всех потерь, ненависть между албанцами и сербами стала еще более сильной. Компромиссы тут уже были невозможны, и война стерла все возможные точки возврата. Зная темперамент жителей Балкан, дружбы между этими народами нам больше никогда не видать. Слишком много крови пролито, слишком разные взгляды на ситуацию имеют оба народа. Точки соприкосновения нет. Особенно после того, как более 100 стран признали независимость Косово. Разумеется, Албания была среди первых стран, которые поддержали независимость Косово.

Серьезно сербов разозлили и высказывания Эди Рамы в марте 2015-го года, когда премьер-министр Албании встретился с премьер-министром Косово Исой Мустафой. Тогда Рама затронул тему и движение «Великой Албании», которое выступает за объединение всех этнических албанцев на территории Балкан в одно целое. Такая идея затронула бы территории Сербии, Греции, Македонии и Черногории. Более того, Рама в своей речи упомянул и общую мечту албанцев и косовцев достигнуть унификации с помощью Европейского Союза. Не пришлось долго ждать ответную реакцию со стороны Сербии. Министр юстиции Никола Селакович заявил: «Мы выступаем за мир между сербами и албанцами, но Сербия не намерена просто тихо наблюдать за тем, как продвигается идея «Великой Албании». Мы ожидаем, что ЕС отреагирует, нежели просто будет сидеть в сторонке и бездействовать».

***

После внезапной славы Исмаил Моринай обрел огромную популярность на родине Скандербега. Его имя крутили все ведущие СМИ страны, люди на улице выражали своё уважение и желали сфотографироваться с ним. Находились и те, кто подозревал Мориная в связях с криминальным миром и даже террористической организацией ИГИЛ. Но большинство поддерживало поступок Исмаила. Ему самому пришлось вернуться в Албанию и на время забыть об Италии, поскольку там было опасно оставаться после угроз, которые он начал получать. Были даже версии, что в Сербии объявили награду за его голову. Моринай теперь разгуливал с оружием в кармане, так как он уже не мог быть полностью уверен за свою безопасность. «Я не боюсь сербских властей, но я должен быть осторожен. В Сербии хватает экстремистских групп, которые наверняка хотели бы со мной поквитаться», – сказал Моринай.

Дальнейшую судьбу Мориная предвидеть трудно, но свое имя в историю он сумел вписать. И возможно, что не самым честным образом, но албанский футбол получит очередной рывок для развития. Ведь десятилетиями страна жила в очень трудных условиях, а футбол и вовсе тонул в болоте коррупции. Большинство клубов тесно жили на одной волне с криминальным миром. Футбол был хорошим инструментом для того, чтобы отмывать большие потоки денег от проституции, наркотиков и других нелегальных видов доходов. Мафия решала всё. Иногда кровавыми методами. Количество договорных матчей никого не удивляло. Судьи зарабатывали копейки и им часто угрожали расправой, если та или другая команда не добьется нужного результата в конкретной игре. Отказать означало подписать себе смертный приговор. Все жили в постоянном страхе.

«В публичном секторе коррупция очень распространенный феномен в жизни албанцев. Почему люди думают, что футбол может быть исключением? Футбол имеет такое же лицо, как все остальные сферы в Албании. Судьи с радостью берут взятки, так как федерация не обеспечивает их достойными зарплатами», – так о ситуации в начале 2000-х высказывался бывший и игрок «Тираны» Сулейман Мема.

Разумеется за последние 15 лет ситуация постепенно меняется в лучшую сторону и уровень футбола в Албании вырос. Доказательство тому не только успех сборной, но и футбольного клуба «Скендербеу», который в этом сезоне стал первым албанским клубом, который пробился в групповой турнир Лиги Европы. Сильно пошуметь на европейской арене албанцам не удалось, но и лицом в грязь они не упали, заработав 3 очка за поведу над лиссабонским «Спортингом».

***

УЕФА стоит серьезно задуматься и прекратить этот вечный абсурд, когда кабинетные войны решают судьбы честных спортсменов. Не хотите провокаций? Принимайте серьезные превентивные меры. Хватит кормить публику скандалами и грязными разборками. Политика чище не станет, страны вдруг не станут дружить. Это стоит намотать на ус.

Крайне неприятно видеть, когда одним футболистам дают зеленый свет, а другим красный. И ведь ни одни, ни другие не виноваты, что так случилось. Они вообще не причем в этой ситуации. Заложники ситуации. Правильно на этот счет высказался Лорик Цана: «В этой ситуации очень жаль футболистов сборной Сербии. Они вышли на поле, чтобы защитить честь своей страны, ничего ни от кого не требуя».

Раз превентивные меры не были предприняты, УЕФА должно было публично извиниться за свою недальновидность и дать футболистам выяснить кто из них сильнее на футбольном поле. В Сербии, на нейтральном поле, с болельщиками или без  –абсолютно не важно. Это всё детали. Ключевое слово – на футбольном поле. Пусть футболисты решают, сколько кому очков достанется, а вот всё остальное удел бюрократов. Штрафы, запрет болельщикам и прочее – это их дело. Но не футбол. Очень жаль, что однажды именитый и уважаемый футболист Мишель Платини не сумел сделать правильные выводы. А ведь мог...

Для более удобного просмотра на смартфонах и планшетах, советуем скачать приложение IssuuiOS | Android | PDF

Rytai. в социальных сетях Vkontakte | Facebook | Twitter | YouTube

Поддержать проект