4 мин.

«Надо пахать». Проблема индивидуального подхода

На днях прочитал интервью двух ребят из сборной по биатлону, которые с одной стороны предпочли бы вариант самоподготовки, но… в команде многие вопросы решаются проще. Разногласия в сборной — это разное понимание тренером и спортсменами как вторым готовиться. А про нового тренера, о его методах подготовки говорить пока рано — «сезон покажет».

Как же так, каждый выпускник физкультурного вуза знает главный принцип подготовки спортсмена. Это индивидуальный подход. Но всегда ли этот принцип работает, как на уровне сборных, так и на начальных стадиях занятия спортом?

Одним из показателей продуктивности тренировочного процесса может служить статистика подготовки мастеров спорта (МС). Со времен Союза в плавании ведется подсчет, какой процент из начинающих плаванием выполняет норматив МС — 0,04%. А из МС становятся международными мастерами только 0,004%. И так примерно в каждом виде спорта.

Полвека тому назад ставилась задача повысить КПД подготовки спортсменов. Сегодня абсолютно каждый Президент своей федерации ставит ту же задачу. Снова вводятся возрастные нормативы: выполнил — ты спортсмен, нет — занимайся спортом для себя.

Работая со сборниками, обратил внимание на такой факт: по окончании сезона спортсмен и тренер представляют в федерацию цель и задачи на следующий сезон. Это обсуждается и утверждается. Но ни разу не слышал, чтобы проводился анализ их работы. Есть медали, значит выполнил. Нет, просто представляется план работы на новый сезон.

Исследования и практика давно и убедительно доказали, что психическое состояние спортсмена на тренировке, во время, до и после соревнования — есть интегральный показатель индивидуальной переносимости тренировочной нагрузки, его психологической подготовленности и психической готовности. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что одна и та же нагрузка переносится спортсменами по-разному. Если ЧСС (частота сердечных сокращений) выше чем у других, то из этого следует только одно: надо больше и лучше работать. В противном случае ты не подходишь, есть другие.

Полностью приведу часть одного из упомянутых интервью.

Елена Вайцеховская: — Кстати, вы — не первый спортсмен от которого я слышу, что больше и тяжелее россиян в биатлоне не работает никто в мире. Почему так считаете, если не секрет?

Александр Печенкин: — Мне кажется, что иностранцы тренируются по какой-то иной методике. У нас все как-то по старинке, во всяком случае о том, что сборная СССР побеждала потому, что постоянно пахала, мы слышим постоянно. Вот и от нас продолжают требовать такой же пахоты. В итоге мы пашем все лето и осень, а зимой приезжаем на соревнования и постоянно ждем, когда появится скорость, легкость. Иностранцы же постоянно приезжают свежими. Отсюда, наверное, и появляется ощущение, что они или работают меньше, или эта работа выстроена как-то совсем иначе. Так обидно становится иногда…

Неоднократно в «записках» подчеркивалась роль и значение в спорте психического состояния. Оно предопределяет поведение спортсмена и результативность его деятельности. В психическом состоянии, как ситуативном проявлении психики, реализуются личностные особенности спортсмена. Спортивный психолог, выполняя работы по психологическому обеспечению, сопровождению, занимаясь психологической подготовкой спортсмена и проводя психологическое консультирование, главное внимание уделяет именно психическому состоянию подопечного. Эта работа сугубо индивидуальная. Второй такой же индивидуальности не существует.

Когда меня спрашивают, сколько времени мне нужно, чтобы сделать заключение о психическом состоянии спортсмена, отвечаю — 20 секунд. Выдерживаю паузу и добавляю: «Но для этого мне надо полгода работать с этим спортсменом».

Мы понимаем, что психическое состояние — это результат приспособительной реакции в ответ на изменение внешних и внутренних условий. Оно направлено на достижение желаемого результата. На то, что сделано, что предстоит и как спортсмен относится к тому, что происходит. Из этого можно сформулировать комплекс методических средств оценки психического состояния:

1. Диагностика нейродинамических и личностных особенностей (необходима для индивидуализации форм и стиля общения)

2. Диагностика мотивационной сферы (должна учитываться при формулировании установок на тренировочную работу).

3. Количественная оценка протекания ведущих психических процессов (позволяет определить двигательные установки).

4. Самооценка психического состояния (позволит сделать заключение о функциональной подготовленности и психической свежести).

5. Процессуальные характеристики деятельности (также покажет состояние физической готовности и свежести)

Совокупность этих психодиагностических данных поможет контролировать переносимость спортсменом тренировочных нагрузок.

Подробное обоснование методик и тестов комплекса, а также обработка, интерпретация данных и практические рекомендации приведены в компьютерном психодиагностическом комплексе «Спорткомплекс-2013». Кому интересно, можете ознакомиться. Возникли вопросы — обращайтесь.

Надеюсь, этот материал поможет в решении проблем индивидуализации подготовки. Во всяком случае, в детском спорте родители уже проявляют интерес к этим вопросам. В сборных пока по старому — «надо пахать».

Всем успехов!!!