Расслабляться или напрягаться — что важнее?
На этой неделе начал новый сезон работы психологом в CДЮШОР. С тренерами договорились раз в две недели проводить с ними встречи-семинары. Будем обсуждать психологические основы подготовки спортсмена. В первом поговорили о роли психологии. В итоге, рассмотрели основы научного обеспечения: биомеханические, физиологические, нейрофизиологические, психологические, экологические, эргономические, педагогические. Не очень интересно. Всех интересует одно — как оказаться в том состоянии, которое позволит показать всё на что способен.
Стали разбирать, а что мешает? Пришли к заключению: психология — темный лес, а вот движения становятся скованными — спортсмен зажимается. Заговорили о нейродинамике, базовых свойствах нашей нервной системы (НС) — возбуждении и торможении. О том, как эти процессы проявляются в движениях спортсмена.
Привожу свой любимый пример. Спортсмен 100 метров бежит за 10,0 секунд. Делает 40 беговых шагов. В этом случае один беговой шаг — это 0,25 сек. Беговой шаг представляет собой работу мышц, отвечающих за сгибание и разгибание мышц — «сгибатели» и «разгибатели». Одни мышцы напрягаются, другие должны(!!!) расслабляться. Согласованность этого процесса и предопределяет согласованность работы мышц, качество техники, экономию расходования функциональных кондиций и работу когнитивных процессов.
Таким образом, за 0,25 сек. каждая мышца должна ДВАЖДЫ напрягаться и ДВАЖДЫ расслабляться. За напряжение отвечает процесс возбуждения, за расслабление — торможение. За 0,06 секунды мышца должна напрячься и за 0,06 расслабиться.
Оказывается, напрягать мышцы и учить не надо — это просто. А вот расслабить мышцы случается по-разному. У одних это получается лучше, у других хуже. А третьи на период спортивного действия так зажимаются, что не могут выполнить задание, которое им по силам.
За согласованность работы мышц антагонистов отвечает баланс процессов нервной системы. Это соотношение динамических характеристик процессов возбуждения и торможение. Динамика каждого процесса заключается в скорости его возникновения и… скорости его прекращения. Кто не знает в спорте «бешенных — без головы» и «тормозных».
Идеальный вариант, когда возникает абсолютное равенство скорости прохождения возбуждения (т. е. напряжения мышц) и торможения (расслабления мышц). К сожалению, это бывает не всегда. В спорте 99,9% с преобладанием возбуждения. И совсем немного с идеальным балансом этих процессов.
Мне посчастливилось работать с такими спортсменами — в стрельбе, фигурном катании, теннисе — большом и настольном, легкой атлетике, автомобильных гонках. Про футболистов не говорю, каждый назовет с десяток играющих сегодня и в недалеком прошлом.
На днях смотрел тренировку вратарей-гандболисток. Тренер дает задание, смотрит, останавливает, сам показывает и постоянно повторяет — «Свободно-свободно!» и добавляет «Не напрягаться!». Солидный мужчина, движения выполняет легко и пластично. Сказал ему об этом и получил ответ — «Опыт и голова».
Давно пришел к заключению: никого из спортсменов учить напрягаться не надо, а вот учить расслабляться и напоминать об этом — нужно постоянно. Теперь в СДЮШОР в раздевалках, в коридорах, в тренерских комнатах на стенах появился вот такой плакат:
С ребятами начинаем проводить сеансы расслабления и релаксации. О результатах расскажу месяца через три-четыре. Торопиться с этим не надо — отношение и навыки быстро не делаются.
И еще. Недавно собрали команду и играли на городском турнире по мини-футболу. Первые матчи были провальными. Пасы не проходят, мяч как от деревянных отскакивает, никаких комбинаций, только "бей-беги". Когда поняли, что результата не будет, пришла расслабленность. Пошли перепасовки, комбинации, голы "черпачком" и первые победы.