Психологическая подготовка. Часть 3
Конечно меня интересует, как воспринимается мой очередной материал — это обратная связь с аудиторией. Последний про отношения к тренировочному процессу не вызвал активной реакции — просмотров достаточно, комментариев ноль.
Ну, действительно, что комментировать — всё понятно.
На практике тоже самое. Договорились с перспективным теннисистом вести спортивный дневник, в котором он должен был отмечать ощущения и чувства на тренировке. Спрашиваю — делаешь? Да — отвечает, но выясняется (мама доложила)… перед встречей со мной он заполняет дневник за всю неделю (такое прохожу чуть ли не с каждым).
Переписываюсь с кандидатом в сборную, который испытывает страх перед стартом — «надо в сборную попасть». Выясняется, что тренируется сам — плана нет, «просто бегает». С другим, уже членом сборной, работаем несколько сезонов. Рассказывает о результатах медицинского обследования. Всё в порядке, говорит, но вот восстановление «не очень». Обсуждаем особенности тренировок и все остальное, что как-либо оказывает влияние на функциональное восстановление. Рассказываю, какие процедуры проводят, например, игроки НБА после каждой тренировки. Договариваемся, что он с врачом команды составит программу восстановительных процедур, исходя из возможностей на уровне сборной. Напоследок спрашиваю: «Когда мы впервые начинали обсуждать эти вопросы?» Оказывается, когда ему было 18 лет и тогда это было не актуально.
Абсолютно с каждым на втором-третьем месяце нашего сотрудничества начинаем обсуждать вопросы отношения к занятию спортом. И если поначалу — «да, конечно», то потом ничего не меняется. А спустя время вдруг оказывается, что именно это и есть те слагаемые, которых не хватало.
Я уже неоднократно отмечал: функциональная, техническая и другие подготовки могут проходить и без понимания спортсменом того что и как делается. В отношении психологической подготовки это не пройдет. На уровне подсознания она и так идет. Если не устраивает — задумывайтесь, обращайтесь к психологу, что-то с ним обсуждайте. Без вашего активного отношения, понимания, что это важно и необходимо, ничего кроме разочарования не будет.
Несколько лет назад с учениками-друзьями написали книгу для стендовиков-спортингистов. Для того, чтобы привлечь внимание стрелков, решили начать ее с 25 реальных ситуаций (в стендовой стрельбе серия состоит из 25 мишеней), в которых оказывались известные спортсмены. Книга выдержала два издания и известна практически каждому спортингисту в России. Главное её достижение — изменение отношения к разнообразным факторам спортивной и внеспортивной деятельности, понимание их функциональной взаимосвязи с конечным результатом на соревновании.
Психологическая подготовка по своей сути заключается в выделении факторов, понимании их влияния, принятие конкретных мер по их устранению или использованию в своём деле. Попробую перечислить и разобраться в особенностях влияния разнообразных факторов на соревновательную деятельность.
Психологическая подготовка к стартам всегда индивидуальна. Без соревнований нет спорта. Как бы хорошо или плохо спортсмен не был подготовлен, он стремится к достижению высокого для себя результата. Это может быть завоевание призового места, установление личного рекорда и так далее. Соревнование — всегда борьба, всегда единоборство с самим собой и с соперниками.
Я уже не раз говорил о неудовлетворенности спортсменами своими выступлениями. Вот что парадоксально: в случае успешного выступления на вопрос «что способствовало победе», спортсмены отвечают — «ничего особенного не заметил»; «все нормально», «было легко», «легкое волнение», «кураж». В случае же неуспешного выступления говорят о внешних факторах, помешавших успеху. На соревнованиях спортсмен сам (какое бы не было секундирование) управляет собой, своим телом, сам принимает решения, как поступать в ситуации, учитывая (или не учитывая) условия внешней среды и поведение соперников. Поэтому аксиома результативности — причина успеха внутри спортсмена, причина поражения внутри спортсмена.
Для того, чтобы добиваться успеха, нужно понять причины, которые не позволяют реализовать потенциал подготовленности. С этого момента и начинается психологическая подготовка, устранение негативного влияния мешающих факторов.
Итак, общая психологическая подготовка представляет собой осведомленность спортсмена об особенностях условий и возможных неблагоприятных факторах пребывания на соревнованиях. Это так называемый «принцип «информационной определенности». Необходимо располагать информацией о том, в каких условиях и с кем предстоит борьба, и соответственно учесть это в организации жизнедеятельности на время пребывания на соревнованиях. Исходя из своего опыта работы со спортсменами, я выделяю следующие факторы внешней среды в период соревнования:
— особенности места проведения турнира;
— условия проживания и проезда к месту турнира
— возможности питания в период нахождения на турнире;
— условия и возможности проведения «свободного времени»;
— время начала, время начала своего выступления;
— условия проведения времени в паузах ожидания своего выступления;
— возможности питания на месте проведения турнира;
— климатические и погодные условия в этот период;
— решение вопросов экипировки и спортивного снаряжения;
— наличие туалетов;
— желательность/нежелательность контактов с другими людьми;
— и наконец, кто из значимых соперников будет участвовать в соревнованиях.
Возможно, здесь что-то упущено — добавьте, буду признателен, но все что перечислено, влияло на конкретных спортсменов в период соревновательности. У каждого из них должен быть свой перечень факторов, которые необходимо учесть при подготовке к конкретному старту. Неоднократно убеждался, как «информационная неопределенность» сбивала настрой спортсмена на выступление.
Не могу не привести случай из биографии уникального спортсмена, прыгуна в длину Игоря Тер-Ованесяна, участника пяти Олимпийских игр. Приехав на первые свои Игры в Новозеландию на теплоходе, он сделал три заступа, а собирался завоевать медаль. Спустя годы он описал этот случай: «Откуда я знал, что соревнования начинаются в 8 утра, когда у нас они проходят по субботам и не раньше 16 часов».
Стрелок готовится к чемпионату мира по спортингу (разновидность стендовой стрельбы). Уже знаком с принципом информационной определенности. Все продумано — гостиница, в которой нет друзей-соперников, хорошая машина на прокат, чтобы ни от кого не зависеть и с ветерком прокатиться 40 км вдоль адриатического побережья до места соревнования. Но… в выходные вся Италия стремится к морю в сплошной пробке...
Когда же должна начинаться общая психологическая подготовка к соревнованию — в день приезда, за месяц, раньше? Работа со спортсменами международного уровня убедила меня, что психика спортсмена начинает готовиться к соревнованиям уже за три месяца до их начала. В разговорах, мыслях, снах появляются прямые или ассоциативные упоминания о старте — соревнования приобретают статус актуальной потребности. Эти упоминания всегда с вопросом: «А как? А что?» То есть, неопределенность. Неопределенность главная причина неуверенности, за которой стоит тревога. Долгое нахождение в состоянии выраженной тревоги ведет к психической напряженности и часто приводит к психологическому срыву. Чем больше энтропии в системе управления, тем в большей степени непредсказуемо функционирование самой системы. Информационную неопределенность нужно превращать в определенность.
Как это делать — поговорим позже.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/depesha/800684.html
Возникает важный вопрос - как готовиться к значимым (всероссийским) турнирам, если они проходят ежемесячно, а порой и с еще более короткими интервалами? За три месяца готовиться к одному турниру можно, но соренований гораздо больше. Понятно, что нужно выстраивать режимы тренировок/отдыха, работать над функциональной готовностью. Но с психологией сложнее - знаний по теории нет, все приходится "вычислять" эмпирически и по собственному разумению. А усталость психологическая накапливается, это сказывается на выступлениях, и учитывая уровень задач, начинаются проблемы.