7 кризисов спортивной карьеры
Неоднократно подчеркивал, что спортсмены чаще всего обращаются к спортивному психологу, когда у них нет результата. Весьма часто это уточняется: «Семь лет занимаюсь, результаты росли, а последнее время перестали. Что, завязывать?». Вот, буквально на днях с таким вопросом обратился 24 летний спортсмен, семь лет профессионально находящийся в лыжных гонках. Результаты у него встали: «Ну что это — в сотне на ЧР!» О чем-то мы договорились — подождем осени.
Несколько лет назад была аналогичная история, только в пулевой стрельбе. Семь лет стреляет, 4 года уже КМС, нужны звание МС и сборная страны. Работали два сезона — выполнил мастера спорта. Прошло уже достаточно времени, поэтому скажу: главная причина зажатости спортсмена заключалась в родителях. Отец МСМК в этом упражнении, мать МС. Когда появился сын, оба закончили спортивную карьеру, надо было обеспечивать семью. Сына это давило — каждый раз, когда результат мог быть на МС, посещала одна мысль — «докажу».
Психология кризисов жизненного пути (взросления, обучения, профессиональной деятельности, личной жизни, семейных взаимоотношений) имеют общие закономерности. Спорт и спортивная карьера — не исключение. Здесь также имеются сходства. Если на протяжении профессиональной деятельности семь классических кризисов растягиваются на 30–40 лет, а то и больше, то в спорте — это 10–15 лет.
Кризис начала спортивной специализации. В течение первых двух лет у начинающего спортсмена формируется отношение к тому, чем он занимается — интересно/неинтересно. Вырисовывается оценка своих перспектив в этом виде. Встаёт вопрос — продолжать или заканчивать? Наступает важный момент определения спортивной специализации. Те, кто в итоге оставались в своем виде говорили: «Интересно, с нетерпением ждал следующей тренировки». Или: «Тренировка заканчивалась, а мне хотелось продолжать». Они отмечали чувство легкости и радости — от воды или льда, мяча или лыж. Другие же, кто бросил, начинали придумывать всякие отговорки пропуска занятий.
Именно в это время происходит первый, а в ряде видов спорта, — весьма жесткий отбор в специализированные группы. Главное в данный период, чтобы не пропало желание вообще продолжать заниматься спортом. Сейчас я работаю с подростком 12-ти лет, который уже 5 лет в теннисе. Так первые 3 года он совмещал теннис с борьбой, футболом и плаванием.
Кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта. 5–6 тренировочных дней и две-три тренировки в день. Переход в спортивный класс и изменение круга общения. Главным оказывается отношение к тренировочному процессу. Спорт становится не просто занятием, а образом жизни. Спортивный результат приобретает не только личную, но и социальную значимость. От чего-то приходиться отказываться. Появляются проблемы социальной адаптации. Меняются взаимоотношения с тренером.
Кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений. Принципиальный период в карьере одаренного спортсмена. Спортивный результат становятся смыслом жизни — все подчиняется спорту. Спортивная карьера зависит от результата и условий. Перед каждым спортсменом стоит дилемма — спорт? Или учеба и профессия? Главное сомнение: «Если в спорте не получится — время потеряно, кому я буду нужен». Это период осознанного отношения к спорту и значения спорта в личной жизни. В этот момент спортсмена часто волнуют условия тренировок и взаимоотношения с тренером. Появляется страх травмы.
Кризис перехода из юношеского спорта во взрослый. Принципиальным моментом оказывается необходимость снова завоевывать спортивный рейтинг. В этот период есть большая вероятность «сломаться» одаренным спортсменам. Кто следит за спортом, знает такие случаи. Тут можно вспомнить юношескую сборную России по футболу, которая победила на Евро в 2006 году, а теперь из того состава на высшем уровне играют единицы.
Ещё один яркий пример — второй номер драфта НБА 2003 года серб Дарко Миличич, сумевший опередить по своему пику таких звезд, как Кармело Энтони и Дуэйна Уэйд. Сегодня 29-летний Дарко закончил с большим баскетболом и даже попробовал свои силы в кикбоксинге.
Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт. Недавно беседовал с успешным спортсменом (спортинговая стрельба) — сам финансирует свою подготовку. Когда-то мы договорились с ним об акценте на чувстве удовольствия во время спортивного упражнения. А сейчас он привел мне слова многократного чемпиона мира по спортинговой стрельбе во время их общения: «Это моя работа, я зарабатываю, а ты сам за все платишь и удовольствия не получаешь». Действительно, в профессиональном спорте на первое место выходит прагматизм своего поведения и деятельности.
Кризис перехода от кульминации к финишу карьеры. Любой спортсмен проходит пик своей карьеры, так называемый «прайм», когда его спортивные возможности выходят на максимальный уровень. В каждом виде спорта свои возрастные особенности, пройдя которые эту планку уже не взять. И конечно, чем выше спортивные достижения и известнее сам спортсмен, тем значимее для него этот период, тем болезненнее потеря лидирующей позиции.
Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к карьере другой. У каждого спортсмена наступает точка принятия решения о завершении карьеры. Не один раз был свидетелем того, как под влиянием эмоций делались подобные заявления. Удручающая статистика свидетельствует о проблемах социальной адаптации спортсменов после ухода из спорта.
Поймал себя на мысли, что чем больше спорт уходит «от хочу» — к «должен», тем тяжелее писать об этом. Уж много случаев встает перед глазами…
Знание психологических особенностей кризисов позволит не только понять, что происходит, но и предупредить критичность развития этого процесса. В предыдущих материалах говорилось об адекватности самооценки, об изменении мотивов в процессе занятия спортом, о «планках» результативности и других факторах спортивной деятельности. Главное — на каждом этапе спортивной жизни у спортсмена должна быть ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ зачем и для чего он занимается этим делом. Неопределенность порождает тревогу и ожидание именно того, что хотелось бы избежать.
Неоднократно слышал от убеленных сединой спортсменов: «Почему мне никто раньше этого не говорил?»
Кстати, это касается и меня самого.
На меня потом, уже начали давить родители, что нужно посещать и развиваться в плаванье, видя, что у меня есть результаты в этом виде спорта и превратилось это - в жестокий контроль за моим посещением, от этого мне стало не комфортно, сама мысль, что меня заставляю. Результаты стали немного снижаться,но я был всё равно где-то в тройке лидеров в этой отобранной группе, меня стало так же угнетать, что я не могу быть первым и лидером, я уже не с таким удовольствием стал посещать занятия, а затем, нас лидеров передали в другой бассейн, в группу олимпийского резерва, вот там я ещё больше заметил конкуренцию и я уже был не в тройке, а где-то в середине списка, это ещё добавило негатива, также жестокий контроль родителей.
Где-то месяца два я прозанимался в этой группе и затем нам поставили условия, что нужно переводиться в специализированную школу, вот тут у меня вообще всё взбунтовало и я не захотел расставаться со своими друзьями в школе и менять что-то так кардинально и я забросил плаванье, а я дошёл до почти до КМС, сотых секунд не хватало в 15-16 лет. Вот так я и закончил карьеру спортсмена, а был бы рядом психолог у нас, возможно и продолжил бы. Психологи нужны, особенно детям.
Или даже сделать заход шире - есть кризис, когда спортсмен перестает получать удовольствие от спорта, это превращается для него в работу, в рутину? И как с этим работать?
Знакомый собирает старые фильмы и однажды удивил - дал посмотреть фильм "Секундомер" с нестарым еще Олялиным. Оказывается и в те времена умели снимать писихологию спорта! Там неплохо расказано о кризисе окончания спорт.карьеры, ну понятно с советской спецификой.
Привет Шерлоку от Мастера!!!