Комплекс силы и власти
«Запискам психолога» три месяца, 16 материалов — постов. По вузовским меркам это семестр, а значит можно подвести кое-какие итоги. За это время на блог подписалось свыше 500 человек, ежемесячно тысячи просмотров. Признаюсь, для меня это очень значимо. Поскольку если не брать общеобразовательный курс «Спортивной психологии», а взять только студентов специализации «спортивной психологии» на факультете и к ним прибавить тех, кто побывал на моих семинарах, то общее количество проявивших интерес к психологии спорта окажется сопоставимо. Но несопоставимы 3 месяца и 30 лет! Спасибо, что читаете.
Самым популярным оказался пост — «Установка на победу». Материал «Обращение к психологу — проявление силы» вызвал самую активную дискуссию, а следующий текст «Тебя никто не знает лучше тебя» получил самый низкий рейтинг и на него отреагировал всего один человек.
Сначала я растерялся — как так? А просмотрев обсуждения, понял почему. Активно в них утверждалось одно — спортсменам нужен психолог. Это так называемое «обращение третьего лица» — близких, менеджера, спонсора, реже тренера. А тот материал был направлен собственно спортсменам — и никакой реакции. Тут не важно, кто читает — спортсмен или не спортсмен. В дискуссию включается тот, у кого появляется собственное отношение к обсуждаемому предмету. Возможно, конечно, изложение материала было неудачным и не вызвало ответную реакцию. А может, пост просто прошёл мимо — на дворе были майские праздники и чемпионат мира по хоккею.
Я же увидел проявление комплекса силы-власти — помощь нужна слабым и зависимым. Мы все сильные, мы крутые. Этот комплекс прошли многие. Он был в Северной Америке в 30-50-е годы прошлого столетия. В Европе в 60-70-е посещение психолога считалось слабостью. Сегодня и там, и там до 80% населения пользуются услугами личных психологов (не путать с психотерапевтами). Аналогичная ситуация с психологами в спорте. В Европе ни одна команда не обходится без психологического обеспечения. Многие спортсмены имеют личных спортивных психологов. Я уже как-то рассказывал, как оказался психологом в ДСШ. Пригласивший меня директор школы много лет играл в европейском клубе, так там без психолога команда не выходит на игру.
Сейчас работаю со спортсменом, которого курирует французский центр научного обеспечения подготовки конкретного вида спорта. Раз в три месяца он проходит комплексное обследование-тестирование, по результатам которого ему даются рекомендации к исполнению. В том числе и по психологии. Я держал в руках этот документ из 15–20 страниц за подписью лица его подготовившего (документ имеет юридическую силу). Именно центр дал ему рекомендацию-указание работать с русскоязычным спортивным психологом. Более того, представитель этого центра поинтересовался — чем и как мы будем заниматься.
Работаю с другим спортсменом — кандидатом в олимпийскую сборную. Результаты комплексного обследования на двух страницах. Более сотни показателей биохимии с многозначными числами-нулями без названия и без подписи. Что вообще там написано, спортсмену никто не объяснил. Это значит — всё нормально. На психолога у федерации денег нет. Куда важнее, к примеру, массажист.
Лучший психолог — это не тренер. Об уникальности спортивного психолога.