4 мин.

«Почему» и «для чего». Мотивы и мотивации спортсмена

Ранее мы говорили о многих психологических феноменах, среди которых: концентрация внимания, повторяющиеся ошибки, отношение к результату, психология победителя, психическое состояние, агрессия, эмоции, коллективное мышление. И так далее.

Но всё это замыкаются на мотивационную сферу человека. Это системообразующий фактор жизни человека, связывающий функционально соматические и психические процессы.

В каждый конкретный момент времени наше поведение целенаправленно. В этом заключается приспособительная природа самосохранения и развития. И за это отвечает мотивационная система. Мы часто и не осознаем, почему поступили так, а почему этак.

Есть две составляющих мотивационной системы — мотив и мотивация.

Мотив — устойчив. Это личностный конструкт, заключающийся в конкретном направлении социально значимой активности человека на протяжении длительного периода жизни — учеба, спорт и т. д. У каждого из нас достаточное количество мотивов. В конкретной ситуации происходит актуализация определенного из них. Наступает борьба мотивов — например, пойти или не пойти на тренировку.

Мотивация же — это ситуативное проявление мотива и выражается она в субъективных критериях достижения цели. Частенько приходится слышать: «Не хватило мотивации». Так вот не хватило мотивации при определенных условиях. Внешняя ситуация при оценке ее спортсменом не вызвала у того внутренних рычагов.

Мотив это реализация актуальной потребности, которая не всегда осознается. С другой стороны это искусственный конструкт — такого явления нет в психике. И используется он для объяснения причин нашего поведения. Для ответа на вопрос о мотивах занятия спортом можно воспользоваться методами психодиагностики — их достаточное количество.

Когда дело касается этой темы, яв своей работе задаю два вопроса: «Почему и для чего занимаешься спортом?»

Если на первый вопрос отвечают все, то на второй практически никто. А ведь это вопрос имеет конкретную цель.

Как-то в начале олимпийского сезона обсуждаем со спортсменом вопросы стратегической подготовки. Сформулировали цель и задачи на сезон, обозначили главные старты. Задаю вопрос:— А какова личная цель сезона? — Олимпийские игры, — отвечает.

Я не соглашаюсь. Договариваемся продолжить разговор через неделю. Оказалось, олимпийские игры — средство, а личная цель была в другом. Это надо понимать и осознать. Попробуйте ответить на подобные вопросы в отношении того, что для вас значимо.

По мере физического и социального взросления, спортивного стажа и достижений в спорте мотивы меняются. Вот типичная схема изменений в мотивационной сфере спортивно-одаренных спортсменов, которым интересно заниматься спортом и у них это получается.

Этап общего функционального развития (5–11 лет). Здесь ребятами движет одно — кумиры, герои спорта. У них есть стремление к достижению супер результатов. Прелесть детского спорта заключается в том, что пока это игра, всё даётся легко. Организм растёт, развивается. С каждой тренировкой и месяцем спортивные результаты растут.

Этап общей специальной подготовки (11–15 лет). Идёт проявление интереса к процессу занятия спортом. Их начинает интересовать вопрос: «Как достигается результат?» В этот период спортсмены начитают приставать к тренерам с вопросами «как» и «почему». Это может оказаться причиной напряженности во взаимоотношениях с тренером.

Этап узкой специализации (16–19 лет). Появляются меркантильные интересы — попадание в команду, основной состав, сборную, а также финансовые возможности. Из этого этапа выходят далеко не все. Многие не справляются и теряются при переходе из юношеского-молодежного спорта во взрослый. Скажем, в российских командных видах спорта это проблема номер один.

Этап спортивного совершенствования (с 19–25 лет  до окончания карьеры). Спортсмены становятся публичными личностями, и основным мотивом у них оказывается стремление к самореализации. Именно поэтому я не согласен, когда про наших футболистов говорят, что их интересуют только деньги. Все же главным мотивационным стержнем у них выступает мотив самоутверждения.

На всех стадиях спортивной карьеры спортсмена сопровождает тренер. В комментариях по материалам «записок» поднимается тема: «Как непросто тренеру быть со спортсменом и наоборот». Этот вопрос надо обращать непосредственно к наставнику. Какова динамика мотивов тренера и как это совпадает с мотивами спортсмена. Тренеру нужно одно — результат, и не важно ребенок это или заслуженный мастер спорта. А всегда ли тренер понимает спортсмена, может ли он ответить «для чего» тот второй десяток лет ходит в «ненадежных»?

В большом спорте считается, что успешным тренером будет только человек с жестко авторитарным стилем руководства. Но статистика говорит, что именно от таких тренеров чаще уходят перспективные спортсмены.

В своей практике мне приходилось разбираться с непростыми взаимоотношениями тренера и его подопечного. И всегда это было взаимное раздражение. Чаще, непонимание тренером спортсмена. Наставник как считал своего спортсмена 5–8 лет назад учеником, так и продолжает считать. А спортсмен не только вырос, его результаты не только выше тренерских, у него ещё появилось и собственное понимание, что и как делать, но… тренер то лучше знает как.

По мере взросления спортсменов статус тренера меняется:

— на начальных стадиях занятия спортом это воспитатель;

— на этапах общей и специальной подготовки — соответственно учитель и наставник;

— на этапе спортивного совершенствования — коллеги, при старшинстве тренера.

Об этих и других темах будет идти речь на семинаре «Практическая психология в спорте высших достижений». Он пройдет с 22 по 27 июня на факультете психологии СПбГУ в Петербурге. Приходите, будет интересно.

Кроме того, я доступен для чтения и общения в соцсетях. Добавляйтесь: ВК и твиттер