4 мин.

«Тебя никто не знает лучше тебя». Как работает спортивный психолог

Последний пост о том, кому и когда нужен психолог неожиданно вызвал самую активную дискуссию. Итак, если мы понимаем, что он нужен, мы его приглашаем. Чем он будет заниматься? В чём его функции и обязанности? Это недосужие вопросы — это важно понимать.

В первом материале «записок» я говорил о наболевшем. О профессиональной принадлежности спортивного психолога, о принципах работы психолога в спорте. От понимания сути предмета деятельности психолога и формулируются требования к специалисту. В противном случае все неурядицы валятся на одну голову: «Пригласили, но даже он ничего не смог сделать». Такое заключение пришлось однажды прочитать о себе в прессе из уст президента одной федерации. Тогда президент долго не замечал пожеланий тренера по приглашению психолога, но когда надо вспомнил.

Смотрите, нужно четко представлять, что может и что не должен делать психолог. Практическая деятельность спортивного психолога, как я уже говорил ранее, реализуется в процессе психологического обеспечения (идеально в структуре комплексно-научной группы) и психологического сопровождения. И как мы помним, одно не дублирует другое — психолог в штате спортивного коллектива не может быть личным психологом спортсмена.

Между психологическим обеспечением и психологическим сопровождением большая разница. Если ей пренебречь, вполне можно потерять необходимый контакт со спортсменом. Как это происходит: психолог, введенный в персонал спортивной команды, в первую очередь работает на тренера. Его задача реагировать на тренерские запросы. И здесь, конечно, вопрос номер один — профессиональная компетентность тренера при постановке задач психологу. Но теперь представьте, что этот же психолог работает лично со спортсменом. Как в такой ситуации спортсмен может быть раскован? Как можно полностью доверять психологу? Ведь «все становится известно тренеру». А если еще учитывать конкуренцию в команде и те финансовые бонусы, которые спортсмен имеет. Именно поэтому часто слышишь: «Мне психолог не нужен». Другой вариант, когда психолог не в штате, вне структуры спортивного коллектива. Он индивидуально работает со спортсменом, обговорив условия их взаимодействия:

— закрытость взаимоотношений — «Все остается между нами»;

— добровольность контакта со стороны спортсмена;

— обязательность согласования передачи какой-либо информации третьим лицам.

Это необходимые условия для выстраивания взаимной «доверительности-открытости-искренности» между спортсменом и психологом.

В своей практике использую подписание договора со спортсменом (иногда тройственный — добавляется тренер или спонсор), в котором прописываются обязательства сторон. Там есть пункт, могу ли я работать с конкурентом моего спортсмена. У меня не было ни одного случая, в котором это допускалось.

Итак.

Психолог в штате спортивного коллектива решает вопросы учета психологических особенностей спортсмена/ов в их подготовке, формировании у них навыков контроля и регуляции психического состояния, отслеживания особенностей психологического климата в коллективе. Он должен находиться в постоянном контакте с тренером.

Психолог вне штата (личный психолог), находится в постоянном контакте только со спортсменом, участвует во всем многообразии его внутреннего мира: мыслей, эмоций, нереализованности, неустроенности и многое другое. При взаимном обсуждении чего-либо договариваются о конкретной определенности в этом вопросе. Это тонкая работа. Нельзя бежать впереди спортсмена, надо быть на полшага сзади. У меня были случаи нарушения этого правила. Открытость-искренность — это очень тонкие материи.

И последнее. Принципиальность вопроса практической работы психолога со спортсменом — это «воздействие» или «содействие». С этим вопросом регулярно обращаюсь к участникам своего семинара. И здесь существует плюрализм. «Воздействует». «И содействует и воздействует». И даже: «Спортсмена надо зомбировать».

Моя позиция заключается в содействии. Я помогаю спортсмену разобраться в том, что с ним происходит. Что мешает, что помогает. Каждому спортсмену я говорю: «Тебя никто не знает лучше тебя». В лучшем случае я помогу разобраться в себе самом».

При всем многообразии и сложности психологических факторов, оказывающих воздействие на спортсмена, всё же главное в работе психолога — оказание помощи в понимании, осознании того, что с ним происходит. Только в этом случае у спортсмена появляется возможность регуляции своего психического состояния и поведения. Управления своей деятельностью на тренировках в ситуациях спортивного единоборства. В моменты преодоления сиюминутной неуверенности. Только через осознание появляется возможность выработки приемов и техник владения собой в ситуациях спортивного творчества.

В отличие от функциональной и технической подготовки, психологическая подготовка невозможна без внутреннего согласия самого спортсмена на те или иные действия. Всем тем, чем психолог и спортсмен занимаются до и после выступления на соревнованиях ни что иное как создание внутренних условий реализации подготовленности спортсмена. Находящийся на арене спортсмен в моменты выполнения своего упражнения оказывается один на один с самим собой. В этот момент он полностью во власти своего психического состояния. А от того, в каком он состоянии, как он его контролирует и как регулирует, зависит спортивный результат. Поэтому то, я и считаю, что предмет практической деятельности спортивного психолога — психическое состояние спортсмена, а искомая задача — содействие ему.

...Только что позвонила 10-летняя фигуристка. Прошли соревнования. Голос звенит: «Все получилось, выполнила разряд, заняла второе место». Договорились, при встрече покажет медаль и диплом.

С праздником Победы!