«Потерял концентрацию». Почему спортсмен совершает ошибку?
Владимир Сафонов в блоге на Sports.ru разбирает природу повторяющихся ошибок спортсменов, объясняет, почему футболист делает неточный пас в условиях прессинга, а оказавшись перед воротами бьет мимо них или во вратаря.
Исход спортивного соревнования всегда определяется условием — сделал ты ошибку или нет. Если не сделал, то результат будет высоким. Ошибка же практически всегда приводит к неудачи. Понятно, что рассчитывать на ошибку других — гадать на кофейной гуще. Но при этом мы знаем, что в игровых видах спорта всегда побеждает тот, кто элементарно совершает их меньше. Природа ошибок исходит из особенностей работы такого феномена психики человека как внимание.
В последнее время внимание приобретает все большую популярность в объяснении причин соревновательных неудач. Тренеры вспоминают о нём каждый раз, когда их подопечные выступают не столь удачно, как хотелось бы. «Не хватило концентрации», «потерял концентрацию». Это мы слышим регулярно от тренеров на пресс-конференциях. Об этом другой раз говорят и сами спортсмены, когда объясняют причины собственного неуспеха.
В психологии есть целый раздел, объясняющий познавательные процессы человеческой психики — когнитивная психология. В последнее время ее представители озабочены тем, что пытаются объяснить природу возникновения повторяющихся ошибок, то есть ошибок исполнения, в ситуациях напряженной соревновательной борьбы. Объясняют разными психологическими феноменами взаимодействия внимания и сознания. Один из них представляет для нас особый интерес. Человеку даётся установка не совершать какое-то конкретное действие. И так получается, что он регулярно его совершает в аналогичных ситуациях.
Дабы понять природу повторяющихся ошибок, проводились исследования, и в итоге выяснилось: то, что запрещалось в инструкции, именно это затем совершалось. При пробитии пенальти в футболе оказывалось, что в случае задания: «не попасть в левый угол», «не целиться в район справа от вратаря» — взгляд направлялся именно в запрещенную область, отражаясь и в соответствующих ошибках, особенно в ситуации цейтнота. А при просмотре роликов футбольных матчей спортсмены, тренеры и судьи при инструкции не смотреть на судей, чаще смотрели именно на них, чем при отсутствии такой инструкции.
Почему так происходит? Идёт гиперкомпенсация инструкции — негативная словесная самоинструкция проявляется именно в выполнении запрещающих действий. Гиперкомпенсация предполагает, что негативно сформулированные инструкции вызывают противоположную сенсомоторную реакцию, противоречащую сознательной команде. Связано это с направленностью, избирательностью внимания.
И действительно, спортсмены и тренеры ни раз отмечали, что ошибки совершаются в тот момент, когда пытаешься о них не думать. Известно, что в гольфе, крикете, баскетболе, теннисе от 30 до 50% спортсменов подвержены ошибкам подобного типа. Биатлонисты признаются, что промахиваются пятым выстрелом в момент, когда уже думает о «нуле». Подобные ошибки наиболее часто происходят в финальной стадии соревнования и при дефиците времени, когда повышается личная значимость ситуации.
В рамках психологического сопровождения любого спортсмена мне постоянно приходится разбираться с конкретными случаями повторяющихся ошибок при выполнении того или иного спортивного упражнения. В связи с этим возникают вопросы если не о механизмах, то о принципиальных особенностях функционирования внимания в ситуациях личной значимости, активного противоборства соперника и при дефиците времени на принятие решения и его выполнения. Занимаясь же практикой психологического обеспечения, то есть, работая в штате спортивного коллектива, часто просто необходимо знание особенностей внимания конкретного спортсмена и его индивидуальная программа формирования нужных качеств внимания. Каждый спортсмен должен уметь рационально использовать потенциал своего внимания на протяжении всего соревнования. Знает ли он сам особенности своего внимания, понимает ли механизм его работы? Этот вопрос, на который чаще всего получаешь ответ: «Это проблема тренера».
Принципиальным для понимания причин ошибок спортсменов является вопрос — это «ошибка сознания по невниманию» или особенности концентрации внимания в таких ситуациях? В исследованиях инженерной психологии в 60–70 годы установлено: в обычных условиях человек способен удерживать в сознании четыре-пять логических условий. В ситуациях экстремальных, требующих максимальной быстроты и однозначности принимаемого решения, только одно.
В конце концов мы провели исследование (не буду вдаваться в его суть), в котором ожидаемо доказали, что с уменьшением времени на выполнение удара по воротам растет процент попадания во вратаря. А значит, аналитические возможности бьющего при дефиците времени ограничиваются определением места положения голкипера и неспособностью выбора иного направления удара, кроме как в него или вообще мимо.
Все это доказывает, что причины ошибочных действий спортсмена — это не что иное, как особенность концентрации внимания, заключающаяся в направленности на главный фактор ситуации — не совершить ошибки. На остальные аналитические операции — «куда и как бить» — не хватает ни времени, ни направленности внимания, то есть и сознания. При этом в подсознании актуализируется тот паттерн, который является главным препятствием в успешности выполнения спортивного упражнения. В ситуациях дефицита времени существенно изменяются возможности человека в восприятии, переработке информации и принятии решения, именно того что составляет суть когнитивных процессов. Происходит «сужение» поля сознания, вплоть до «измененного состояния сознания» (ИСС), которое характеризуется чрезмерным выделением отдельных элементов действительности в ущерб другим.
Отмечу, что ИСС в обычной жизни — нарушение психики и предмет работы психотерапевта. В спорте же это обычное явление, при котором происходит концентрация физических и психических сил в ситуации спортивного единоборства. К примеру, стендовик, поразивший все 25 мишеней из 25, на вопрос как это получилось, разводит руки в стороны, показывая размер мишени (её диаметр 110 милиметров) — больше для него в это время не существовало ничего.
Футболист чаще всего делает неточный пас в условиях прессинга. Когда у него нет времени на принятие решения ещё до получения мяча, когда при высокой плотности игры на поиск партнёра не хватает лишней доли секунды. Да и футбольные специалисты всегда говорят: класс футболиста проявляется в культуре его паса, в умении найти правильное решение в ограниченный временной отрезок. Не случайно важнейшим статистическим показателем при оценке силы той или иной команды является процент брака в передачах.
Профессиональные футболисты, за исключением звезд, технически готовы примерно одинаково. При отсутствии дефицита времени, как правило, пас выполняется точно. Ошибка вылезает, когда всё нужно сделать быстро. И здесь уже происходит разница. Разница в уровне концентрации и направленности внимания. Происходит сужение поля сознания, главной доминантой которого становится не совершить ошибку. Конечно, важное добавление — высокий уровень значимости. Чем лично значимее ситуация, тем хуже футболист контролирует её развитие и от того то поле его сознания сужается (отсюда в том числе все промахи Кержакова на Евро 2012). И наоборот, чем больше контролируется ситуация, тем «шире» поле сознания, которое не ограничивается одним логическим условием. А вот дальше разницу уже делает спортивное мастерство.
Честно говоря, на месте футбольных селекционеров при поиске и выбора игрока в свою команду, я бы чуть ли не в первую очередь смотрел на особенности развития его внимания. Тестировал, как они проявляют себя в условиях дефицита времени. В ситуации личной значимости. Возможно, если бы все это учитывалось при отборе любых игроков в командных видах спорта — сэкономили бы немало.
У меня возник вопрос: а что если негативную словесную инструкцию поменять на позитивную, т.е. было "не попасть во вратаря", стало "пробить мимо вратаря" или что-то типа того? Будет ли в таком случае срабатывать тот же механизм гиперкомпенсации? Улучшится ли результат?
По поводу второй части вопроса: если тренер считает, что ваша скорость позволяет вам подниматься в середину поля при угловых у чужих ворот, значит бояться здесь не нужно. Вообще, тактику в футболе не вчера придумали. Такое расположение защитников при стандартах наверняка является правильным. Попробуйте выполнить установку тренера, обычно страх исчезает сам - с первой же успешной попыткой.
А можете рассказать подробнее про психологию футболистов в амплуа. Например, защитник - человек, который последний стоит перед воротами. Если соперник тебя проходит, то в 60% случаев происходит гол.
Кажется, это одна из самых сложных позиций. Нет ли у Вас ощущения, что футболист в защите со временем начинает играть на порядок грубее?
Или вот такая ситуация: как перестать бояться подниматься вверх? Я знаю, что при угловых у ворот соперника нужно подниматься выше, на середину поля, но не могу выполнить установку тренера, потому как боюсь (не успеть вернуться).
Я спрошу иначе. Проф. спорт - это такой естественный отбор, который обычно происходит еще при переходе от молодежи к взрослым. И когда в 30 вылезают проблемы в психике это непонятно. Если нет своей головы в таком возрасте, то, видимо, надо заканчивать? (Допускаю, что для Константина психолог=психиатр, поэтому мы туда не ходим?))) )
И есть обратный пример (извините за многобукфф, наболело))) ) - Максим Соколов, человек с отвратительной школой, но как он мог себя накручивать на игру! В2002 даже признавался лучшим кипером на ЧМ. Его резервом на том момент были только собственные психологические установки на игру - он все проделывал сам (правда, жена психфак закончила).
П.С. И все-таки, Константин, ты почему такой тупой?(((