9 мин.

Три дня Олимпиады.

Прошло три дня Олимпиады, если не считать дня с церемонией открытия и соревновательных дней до открытия. Тем более, что до открытия я разве что ознакомился с тем, что такое слоупстайл.

 

Открытие.

Собственно, по поводу самой церемнии уже много чего сказано, поэтому обойдусь небольшим дайджестом, так сказать, того, что я уже написал в комментариях к различным постам и статусам.

«Если говорить о церемонии как о представлении идеологическом (каким оно очевидно и являлось), то я рассматриваю её позитивно — как первую мощную попытку государства консолидировать общество с помощью образов прошлого, с которыми сейчас явная проблема, приведя в порядок российские исторические мифы. И увидев реакцию на это открытие, я хочу сказать, что определённо эта попытка идеологов имеет успех, потому что сумела задеть действительно если не все, то большинство важнейших моментов русской истории и культуры. Особенно интересно отметить как много было аллюзий в сцене послевоенного СССР: иногда включавшаяся всего секунд на десять музыка вызывала кучу эмоций (например, аллюзия к «Операции „Ы”», песня Любэ «Ребята с нашего двора»)».

«Кстати, первый раз было приятно смотреть на современную российскую вещь сделанную с уклоном в государственную идеологию. Можно было бы это записать в минус, но отсутствие в ней пошлости и ненужных заигрываний сделало из идеологии эдакий срез русской культуры, русской души. Впервые так ярко показали то, что нас по-настоящему объединяет. Я б так сказал: именно это и сыграло главную роль в том, чтобы представление понравилось нам в России.

Как там оно смотрится из-за бугра я не знаю, но я впечатлён».

«Стиляги же в сегодняшней России становятся символом разнообразия. Вспомните фильм «Стиляги» и идею, которую он провозглашает. А здесь как бы говорят: мы едины благодаря тому, что вы видите, но мы можем и должны быть разными и индивидуальны (как они разорвали окружение), чему явно способствует их позитивное представление».

Сейчас смотрю на эти свои комментарии и вижу, что именно идеологичность мероприятия меня привлекла в первую очередь. Наверное, без неё мы бы не получили такого красочного представления.

В беседе с THE CALAMITY я отметил разницу нашей церемнии и церемонии в Лондоне — наша строилась на образах, символах и аллюзиях, когда британцы делали ставку, если так можно выразиться, на реализм.

Если я начну выбирать наиболее понравившиеся сцены, то, наверное, отмечу советскую эпоху — там прекрасно было всё от и до: лаконичный переход через революции и Гражданскую войну, авангардная индустриализация, невероятно короткая, но не менее впечатляющая отсылка к Великой Отечественной, и, наконец, насыщенный аллюзиями, символами и событиями послевоенный СССР — эту сцену можно пересматривать много и много раз — притяных мелочей там огромное количество, да и окончание сцены детьми мне можно считать как имеющее прямое отношение ко мне — в конце концов я стал частью демографического взрыва в перестройку.

Редкий случай для церемонии открытия — то, что было нескучно слушать олимпийский гимн. Исполнение на уровне и имелось в нём что-то, что делало его необычным. Но в музыке такого рода я ни черта не понимаю, поэтому могу сослаться только на свои ощущения.

Первый раз за всё время, что я смотрю Олимпиады мне реально хотелось пересмотреть церемонию открытия — и я уже успел это сделать. Не даром уже к середине представления у меня сложилась чёткая характеристка того, что я видел. Сформулировать её удалось всего в трёх словах: «Это было охуенно!» Пусть немножко матерно, но иначе довольно трудно было бы передать тот уровень восторга, который я испытал.

 

Ожиданное неожиданное.

После первого безмедального дня, я смотрю, для россиян самым главным событием стало «золото» в фигурном катании. Но не для меня. Мало того, что я не люблю фигурное катание за то, что это художественный вид спорта (да и спорта ли?), так и чего удивительного в «золоте» в фигурном катании для России? Хотя, как подтверждение того, что мы всё ещё могём — это действительно мощно.

Для меня же во второй день главной медалью стала «бронза» Ольги Граф. Самое приятное в этой ситуации, когда все вокруг говорят о сенсации и неожиданности, чувствовать, что я-то как раз этого ожидал и для меня это сюрпризом не стало. Конечно, вся фишка в том, что я в конькобежном спорте, как говорится, «ни в зуб ногой». Но всякий раз, садясь смотреть экзотичное для себя соревнование, не испытываешь ничего, кроме надежды и веры, в то, что наши могут всё.

Поэтому если побеждает наш спортсмен, так и хочется сказать: «Но я-то знал!» При чём победа Ольги в своём забеге шла по нарастающей как в плане секунд отрыва от соперников, так и в эмоциональном плане, что как бы говорило: этого-то и стоило ждать, именно на это ты надеелся.

Да и в конце концов было невероятно приятно видеть радость Ольги — на данный момент я с уверенностью могу утверждать, что она выглядела самым счастливым нашим медалистом. За всех вообще медалистов не скажу, но среди наших определённо. Тем более, что, например, тот Альберт Демченко излучал не столько радость, сколько удовлетворённость подтверждением своей позиции, своего уровня, своих умений.

 

Культурный обмен.

Я не сторонник натурализации спортсменов. В других сферах натурализация вполне понятна, да и в спорте можно пригласить тренера иностранца — это понятно (хотя тот же Тарасов, например, считал, что тренер-канадец не научит наших хоккеистов играть лучше канадцев — он может научить играть только как канадцы). Но натурализация спортсменов — это эдакий самообман.

Вот на третий игровой день Олимпиады Россия получила медаль от приглашённого конькобежца из Кореи. «Бронза», хотя от этого уже успевшего стать олимпийским чемпионов товарища ждут явно большего. Однако чуть ранее в спринтерской гонке в биатлоне «золото» взяла Кузьмина, которая имеет такое же отношение к Словакии, как Виктор Ан к России. Поэтому в данном случае в отношении конкретной Олимпиады я предпочту сделать вид, что это случай своеобразного восстановления балланса сил.

 

Лыжные разочарования.

За три дня биатлон и лыжные гонки не особенно радовали, мягко говоря. Если б не Вилухина, что, наверное, было бы совсем грустно. Обидно даже не столько от отсутствия медалей, сколько от захлопывающихся перед носом дверей: Вылегжанин проигрывает на самом финише, Шипулин мажет последним выстрелом. То есть огорчает именно то, что можем достичь гораздо большего — силы есть и это хорошо видно.

Отсаётся жить на нервах в ожиданиях, мол, «ну а вот теперь-то выиграем».

 

Неженский вид спорта.

За всю жизнь я женский хоккей смотрел от силы два-три раза. Первый раз приходится аж на Олимпиаду в Турине на матч Россия — Швеция. Другие отчётливо не вспоминаются, но помнится, что что-то я смотрел.

В этот раз удалось посмотреть больше, чем видел за всю жизнь: начал с США — Финляндия, потом были Япония — Швеция, ну и Россия — Германия. Правда везде я не досмотрел матча до конца — даже немного печально, но женский хоккей в отличие от мужского у меня где-то в конце списка приоритетов. Поэтому я переключался с хоккея то на лыжи, то на биатлон. Хотя матч Россия — Германия стоило досмотреть, но было ошибкой лезть за записью на «Спортбокс», который благополучно спалил мне исход матча ещё до того, как видео подгрузилось. Поэтому я так и не увидел разноса немок в третьем периоде.

Наверное, это единственный раз за эти три дня, когда я жалею, что не посмотрел то, что не посмотрел.

Хотя женский хоккей — зрелище довольно специфическое. Последний раз что-то хоть как-то сопоставимое по уровню я видел в матче «Ястшембе» — «Краковия» в финаче плей-офф чемпионата Польши: низкие скорости, шайба редко отрывается ото льда, силовые приёмы в дефиците, да и брака в передачах тонны. Правда польский чемпионат на фоне женщин выглядит очень даже ничего. Если попытаться дать характеристику женскому хоккею в одном слове, то я выберу слово «неуклюжий».

Но на сочинской Олимпиаде эту неуклюжесть вытягивают на себе зрители. Я было думал, что зрителей женская «шайба» вообще не привлечёт, но мало того, что посещаемость для данного вида спорта очень даже неплохая (в среднем 4191 зритель на матч), так и зрители не из робкого десятка — даже во время скучноватого матча японок со шведками трибуны частенько неслабо шумели.

На матче сборной России хоть аншлаг так и не собрался, но стадион давал понять, что на льду происходит действительно нечто офигительное и захватывающее. Фразы об атмосфере праздника можно считать банальными, но именно в таких матчах по-настоящему чувствуешь что такое радость единения в созерцании спортивного соревнования.

 

Другие игры.

У кёрлинга есть одна беда — матчи длинноваты. Но длинноваты они не столько сами по себе, сколько длинны для Олимпиады в том плане, что будь они чуточку покороче, то кёрлинг можно было бы глядеть без вреда для просмотра других соревнований.

В третий день Олимпиады мне удалось посмотреть почти полностью два матча: один нашей мужской сборной, второй — женской. Мужской в начале оказался немного затянутым и нудным — уж слишком долго британцы с нашими разменивались, выбивая нулевые ничьи, чтоб потом в реальной борьбе оказалось, что наши её не потянут и проиграть матч по сути в одном энде — 4:0 в шестом энде при том, что до этого и на поход ноздря в ноздрю россияне тратили слишком много сил.

Матч с датчанами я по сути не видел, но успел узреть как счёт 6:2 в нашу пользу превращается в 6:5; что и итоговый счёт 10:11, к сожалению, нисколько не удивил.

Игра нашей женской сборной с датчанками был куда веселей — соперники были явно более близки по уровню, да и борьба шла до последних эндов. Ну и в женском кёрлинге есть приятный бонус, сопутствующий всем женским спортивным соревнованиям. И хоть в плане привлекательности наши девушки явно сделают кого угодно, меня почему-то позабавила датчанка Лене Нильсен. К тому же в предпоследнем энде она умудрилась послать камень так, что аж три наших камня оказались ближе к центру, чем все датские камни — вот если б я не обратил внимание на её внешность, то даже и не запомнил бы кто так неудачно попытался исправить положение, что тем самым помог нашим сделать запас перед последним эндом.

Вот бы график Игр был посвободнее — я бы и женский хоккей смотрел и кёрлинг не пропускал.

 

О летних Играх.

Я недавно писал о том, как я пытался увидеть всё на Олимпиаде в Лондоне, так вот — в этом году вышло, что подобная методика вполне годится и для зимних Игр. Правда с одной существенной разницей: зимой можно адекватно и без спешки смотреть почти всё подряд, а на летних — это марафон сумбура и перескакиваний. За три дня только раз конькобежный спорт наложился на биатлон, но и тут легко удалось выкрутиться с помощью паузы в IPTV-плеере.

В целом же, если себя не грузить тем, что ну никак тебя не интересует, или тем, в чём ты ничего не понимаешь, то зимняя Олимпиада — это действительно повод получить концентрированное удовольствие от спорта. Благо календарь стараются составлять так, чтоб максимально избежать накладок. Жаль только игровые виды сложно в эту систему вписываются — правда, они и на летних Играх сложно в неё вписываюся.