28% россиян занимались бы спортом, если бы у них были единомышленники
В ходе масштабного онлайн-исследования, проведённого «Народный фронт. Аналитика» в 2025 году среди 7700 респондентов из 89 регионов страны, были выявлены ключевые тренды и настроения в сфере массового спорта.
Исследование показало, что для большинства россиян (около 70%) спорт – это формирование здоровых привычек и улучшение личного здоровья. Приверженность спорту зачастую закладывается в детстве: те, кто занимался спортом в детстве, намного чаще продолжают занятия во взрослом возрасте. При этом главные причины отказа от занятий – нехватка времени и финансов, а также отсутствие мотивации и удобной спортивной инфраструктуры рядом с домом.
Интересным результатом стал факт, что около половины занимающихся спортом в России делают это бесплатно, что говорит о том, что наличие или отсутствие денег не является главным барьером для занятий. Ключевым моментом становится окружение: 28% из тех, кто не занимается спортом, заявили, что начали бы, если бы у них появились единомышленники. Среди мотивирующих факторов для тех, кто не занимается спортом в настоящее время, выделяются наличие удобной инфраструктуры, улучшение здоровья, возможность совместных семейных занятий и посещение секций в компании друзей.
Особое внимание в опросе было уделено наличию культурного кода в спорте. Более четверти респондентов выступают за возрождение традиций в массовом спорте, включая национальные игры, народные забавы и семейные спортивные мероприятия. Такие инициативы, как «богатырские игры», лапта, городки, массовые танцы и спортивные туристические походы, а также включение шуточных состязаний в традиционные народные гуляния, рассматриваются как важные элементы возвращения культурного наследия в массовый спорт. Значительная часть россиян (22%) поддерживает проведение таких мероприятий на местном уровне – в сёлах, районах и городах, а 14% – выступают за возвращение массовых зарядок и гимнастики на улицы и предприятия.
Опрос выявил и важность развития семейных стартов, межпоколенческих мероприятий, которые, по мнению 20% респондентов, являются одним из ключевых факторов вовлечения в спорт. Семейные эстафеты, совместные танцы на свежем воздухе и массовые праздники создают не только любовь к физической активности, но и укрепляют социальные и семейные связи. Кроме того, высокий интерес вызвала идея развития массовых физкультурных мероприятий, доступных людям с разным уровнем подготовки, что актуально для 43% тех, кто сейчас не участвует в спортивных событиях из-за недостаточной физической формы.
Работодатели, по мнению респондентов, на данный момент мало вовлечены в развитие корпоративного спорта: почти половина экономически активных граждан не имеет доступа к спортивным мероприятиям на работе. Только 12% – активно участвуют в зарядках, корпоративных занятиях и соревнованиях.
