4 мин.

Правда ли терапевтические исключения помогают побеждать? Теперь есть ответ!

Истории про норвежских лыжников-астматиков или американскую гимнастку Симону Байлс, которые (якобы) выигрывают медали благодаря терапевтическим исключениям – уже классика.

Так думают не только на фанатских форумах, но и титулованные спортсмены.

Вот, например, двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев:

«Спортсмены, которые за счет терапевтических исключений выигрывают медали на чемпионатах мира и Олимпийских играх, являются мошенниками, – утверждает он. – Настоящий астматик не может завоевывать медали в борьбе со здоровыми людьми. Это мнимые больные.

Нужно сделать так, чтобы в спорте не было больных, которые выигрывают медали, чтобы соревновались чистые и здоровые люди. А те, кто болеют, пусть создадут свою лигу. Вот там пускай и побеждают норвежцы, которые являются самыми передовыми в этом смысле. Норвегия – это самая больная нация, которая на запрещенных препаратах выигрывает золотые медали в лыжных гонках и биатлоне».

Олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова традиционно согласна:

«Если с раннего возраста выявлять таких детей, то можно выращивать из них олимпийских чемпионов. К примеру, в Америке детей с гиперактивностью специально выявляют. Ведь по сравнению со среднестатистическим ребенком такой юный спортсмен уже в раннем возрасте будет отличаться некоторыми повышенными свойствами характера, способствующими спортивной карьере.

А если ему еще и препараты давать – всевозможные разрешенные ему психостимуляторы, это еще ему добавляет преимущества. Как ты этого человека обгонишь, обпрыгаешь, оббегаешь, обплывешь?»

Так что, правда ТИ (терапевтические исключения) помогают выигрывать медали? Британские ученые из влиятельного British journal of Sports Medicine много лет исследуют этот вопрос. И получают удивительные результаты.

Уникальность последнего исследования – в базе данных. Ученые с разрешения WADA (в отличие от хакеров из Fancy Bears) получили доступ к актуальным данным из системы ADAMS. Интересовали прицельно терапевтические исключения, которые действовали в период четырех Олимпийских игр: летних в Рио и Токио, зимних в Пхенчхане и Пекине. Олимпиада-2024 в Париже в исследование не попала.

Цель исследования – понять:

● сколько спортсменов с ТИ выступают на Олимпийских играх?
● повышает ли наличие ТИ шансы выиграть олимпийскую медаль?

Вот первые выводы: процент спортсменов с терапевтическими исключениями, которые проходят отбор и выходят на старт Олимпийских игр – мизерный. Всего на четырех Играх выступали 28 583 спортсмена – причем на летних Играх примерно в три раза больше участников, чем на зимних. Но даже максимальная цифра обладателей ТИ, случившаяся в Рио-2016, с трудом превышает 1% от всех участников.

На Паралимпиадах показатели заметно выше. Возможно, потому что спортсмены с ограниченными возможностями больше нуждаются в применении препаратов, в том числе из Запрещенного списка. Но даже исторический максимум в Пхенчхане-2018 – это чуть более 4% от всех участников.

Получается, оснований думать, что все поголовно используют ТИ, нет. Обладатели ТИ – это единицы среди тысяч участников Игр. 

Но есть еще второй вопрос. А что, если эти ничтожные 1-4% разбирают все медали?

Это стало предметом отдельного исследования. Там изучали чуть более ранние Игры – с 2010-го по 2018-й, но авторы те же (British Journal of Sports Medicine).

Вывод такой: из 2062 медалей, разыгранных на этих Играх, только 21 была завоевана спортсменами с ТИ. То есть вероятность завоевания медали действующим обладателем терапевтического исключения – чуть более 1%. Это сравнимо с показателем любого другого спортсмена-участника Игр (в зависимости от количества участников в дисциплине).

Кажется, мало, чтобы считать ТИ рецептом успеха. 

Ну и напоследок: а на какие запрещенные препараты спортсмены все-таки получают ТИ?

Оказывается, участники летних Игр чаще всего используют стимуляторы и глюкокортикоиды, а зимних – гормоны и модуляторы метаболизма и тоже стимуляторы. Зачем они нужны? Гормоны и модуляторы чаще всего прописывают при лечении сахарного диабета. Стимуляторы в 68% случаях назначали для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Глюкокортикоиды, популярные у зимников, это стандартная терапия при астме и кожных заболеваниях.

Хотя бы тут, кажется, мифы не далеки от истины.

Фото: Gettyimages.ru/Matthias Hangst, Adam Pretty