Лакросс – игра с живой историей и душой
Большинство классических видов спорта появились в Европе в период XVII–XVIII веков, как следствие некоторых особенностей эпохи Возрождения и последовавшего Просвещения.
Остался в прошлом религиозный запрет на игры, многие забавы во время урбанизации мигрировали из сёл в города, началась популяризация физической культуры и гимнастики – и люди регулярно придумывали для себя развлечения и проводили турниры.
Игр и их правил было огромное количество: иногда они были исторически обоснованными, а иногда придумывались с нуля. Постепенно дело шло к унификации и появлению спортивных федераций – сначала локальных, а потом и международных. В этом понимании «бум» приходится на вторую половину XIX и начало XX века.
Это была эпоха, которая навечно в родоначальники видов спорта записала целые страны: Англия стала родиной футбола, Америка – бейсбола, Канада – хоккея. И неважно, что у многих игр были свои прообразы и порой длительная история. Важно то, что каждая игра превратились в спорт – с правилами, клубами и федерациями.
Подобный путь прошёл и лакросс, но с рядом особенностей, отличающих этот спорт от большинства других, а в каких-то отношениях делающих его даже уникальным. Причём особенности эти относятся не только к прошлому, но и в решающей степени к настоящему.
Прообраз игры существовал у индейцев как минимум с XI века, её часто встречали европейские миссионеры, а в 1637 году впервые описали её. Игра несла различные смыслы, в том числе ритуальные и социальные, также с её помощью решали конфликты между племенами. Среди оригинальных названий наиболее известны: «они толкают бёдрами» и «младший брат войны».
Играли в те времена совсем не так, как сейчас, но это зрелище понравилось новым жителям Америки. Уже с 1740-х французские колонисты охотно играли в лакросс, и популярность игры постепенно росла.
Спортивные шаги лакросс проделал в XIX веке. Сначала в 1856 году канадский Уильям Джордж Бирс создал Монреальский клуб, а в 1867 году основательно модифицировал правила – по ним начали играть другие клубы и колледжи.
Индейцы подстроились под новые реалии – и активно участвовали в соревнованиях. В 1869 году команда мохоков даже стала чемпионами Канады. Но как тогда, так и сейчас для коренных племён – лакросс не столько спорт, сколько культурная традиция, один из способов сохранения самоидентификации.
Высшую ценность лакросса сегодня демонстрируют ирокезы, они же ходинонхсони – «люди длинного дома». Во многих семьях лакросс играют на праздниках и просто так, во время рождения мальчика ему дарят деревянную клюшку, а во время похорон её кладут в гроб, чтобы душа умершего могла играть в мире духов со своими предками.
Часть племён ирокезов живёт в США, а часть в Канаде, - но при этом у них собственная федерация Haudenosaunee Nationals, которая под своим флагом играет на чемпионатах мира и регулярно показывает высокие результаты.
Вот и выходит, что лакросс жив там же, где и был придуман, и играют в него потомки создателей игры, чтящие память о прошлом и духовные традиции. Это я и называю живой историей и душой игры.