Список Керстена или как массажист в годы ВОВ сеансами терапии спас жизни десяткам тысяч людей
Феликс Керстен был личным врачом в годы ВОВ шефа гитлеровского СС Генриха Гиммлера. Взамен проводимой терапии спас из концлагерей пленных, обреченных на уничтожение.
Может ли массажист спасти от смерти почти миллион человек? Личный врач Гиммлера Феликс Керстен смог. Пользуясь своим влиянием на рейхсфюрера, он вытащил из концлагерей 880 тысяч заключенных, в том числе 60 тысяч евреев. Когда война закончилась, Керстену не поверили, но в итоге любимый врач королевы Нидерландов все-таки получил заслуженное признание.
Феликс Керстен родился в городе Дерпт в 1898 году. Отучился в сельскохозяйственном институте, работал агрономом, но затем перебрался в Финляндию и пошел служить в армию. Керстен думал связать с военным делом всю свою жизнь, но в 1919 году у него начались проблемы с суставами. Он попал в госпиталь, где и стал интересоваться мануальной терапией, чтобы помочь и себе, и людям со схожими проблемами. Сначала он изучал техники лечебного массажа в Хельсинки, а в 1922 году переехал в Берлин, где учился еще несколько лет. Тогда же молодой человек устроился ассистентом мануальщика Ко из Китая, и тот обучил его всем премудростям своего ремесла. У коренастого плотного Керстена были сильные руки и удивительный дар убеждения, и эта комбинация сослужила ему хорошую службу. Вскоре ученик стал едва ли не популярнее самого Ко, а после того как китаец вернулся в Тибет, Керстен продолжил бизнес в одиночку.. Весной 1939 года один из пациентов доктора, вращавшийся в высших кругах нацистского правительства, попросил Феликса осмотреть Генриха Гиммлера. Рейхсфюрер страдал от болей в желудке, которые порой были такими сильными, что он терял сознание. Не в силах найти решение, врачи пичкали Гиммлера обезболивающими, но со временем те просто перестали работать. Керстену же хватило пяти минут, чтобы боль начала понемногу отступать. «Приступы могли длиться по несколько дней. Гиммлер опасался, что эти колики связаны с какой-то опасной и неизлечимой болезнью, он ужасно боялся рака, – писал Керстен в своих мемуарах. – Когда Гиммлер обратился ко мне за помощью, он только что перенес отравление рыбой и крайне медленно выздоравливал. За две недели я избавил его от колик». Так Керстен стал личным врачом рейхсфюрера сс. Когда осенью 1941 года Гиммлер сообщил Керстену, что планируется полное уничтожение евреев, доктор был в ужасе и дал самому себе обещание, что будет пользоваться любым удобным случаем, чтобы спасать людей от смерти.
Когда у Гиммлера ничего не болело, договориться с ним было почти невозможно, поэтому Керстен заводил разговоры о спасении людей только в моменты обострений. Гиммлер это хорошо понимал. «Керстен массажем выжимает из меня по одной жизни», – говорил он. К 1943 году доктор понял, что пришло время устанавливать свои правила: поскольку Нидерландов больше не существовало, он захотел перебраться в Швецию. Гиммлер был не в восторге от этой идеи, но, понимая, что может лишиться своего «доброго Будды», отпустил его с тем условием, что врач будет регулярно к нему приезжать. Перебравшись в Швецию, Керстен наладил связь с министром иностранных дел Кристианом Гюнтером. Впоследствии он не раз ездил по его поручению к Гиммлеру, убеждая того принять решение в пользу освобождения некоторых узников концлагерей. Так, Керстен убедил Гиммлера отпустить семерых шведских бизнесменов, обвиненных в шпионаже и приговоренных к пожизненному заключению в Варшаве.
Зимой 1945 года у Гиммлера все было плохо уже не только с физическим, но и с душевным состоянием, он жаловался доктору, что Россия – как гидра из греческого мифа. «Если отрубить ей одну голову, взамен вырастают семь новых», – сетовал рейхсфюрер. Керстен уговорил рейхсфюрера отпустить датских и норвежских пленных. «Я спросил Гиммлера, можно ли собрать всех скандинавских пленных в одном лагере, чтобы потом переправить их в Швецию, и он, пусть с неохотой, но согласился, – писал Керстен. – Он разрешил тайно доставить в Германию полторы сотни автобусов, а также прибавил в качестве личного подарка 3500 женщин из других стран Европы и 2700 евреев, которых следовало переправить в Швейцарию». После окончания войны о тайной помощи Керстена все позабыли.
Тогда же, в феврале 1945, нацисты решили уничтожать всех военнопленных, находившихся в концлагерях. Эта информация стала доступна союзникам СССР, которые находились в 8 километрах одного из концлагерей и Конгрессу евреев Швеции. Сразу же эта новость перешла в просьбу Керстену, чтобы он повлиял на Гиммлера в вопросе сохранения жизней узников концлагерей. Керстен опоздал на 7 дней, сделав за это время 6 сеансов массажа Гиммлеру, после чего было освобождено 350000 человек
Летом 1945 года состав правительства Швеции поменялся, и Феликсу отказали в гражданстве. Более того, доктора стали обвинять в сотрудничестве с нацистами и жажде наживы – дескать, что он спасал евреев лишь потому, что Всемирная сионистская организация платила ему за это. Спустя три года в Нидерландах создали комиссию, которая стала изучать подробности работы Керстена. В 1949 году был готов доклад с неопровержимыми доказательствами, что доктора оклеветали и что спасение людей было на самом деле актом его доброй воли. В результате Керстена, который рисковал своей жизнью, вытаскивая людей из концлагерей, представили к высшей награде Нидерландов – ордену Оранских-Нассау.
И если сравнить послевоенную жизнь Феликса Керстена с Оскаром Шиндлером, то обнаруживается некоторое сходство:
В 1953 году Керстену дали долгожданное шведское гражданство, однако прожить долгую и счастливую жизнь в стране, для которой он сделал так много, доктору не довелось. В апреле 1960 года у Феликса Керстена, всю жизнь страдавшего от лишнего веса, произошел сердечный приступ, в результате которого он скончался. Есть книга самого Керстена «Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 гг» и недавно снятый французским телевидением документальный фильм.
Оскар Шиндлер известен, как немецкий фабрикант, спасший тысячи евреев. В 1957-м Шиндлер оставил жену Эмилию в Аргентине и вернулся в ФРГ. Там он поселился в семье одного знакомого врача, а с начала 60-х правительство стало выплачивать пенсию. В основном же Оскар жил на средства «Фонда спасенных Шиндлером», который создали в Израиле специально, чтобы помочь ему. В 1967-м этому немцу присвоена почетная награда «ЯД ва Шем» и звание «Праведник мира». Историю о нём передал Спилберг в замечательном фильме «Список Шиндлера» (1994). После фильма, в отличие от Керстена, о Шиндлере узнал весь мир.
Остается только сожалеть, что у некоторых чиновников нет «своего Керстена».
В канун Дня Победы также читателям Sports.ru интересно будет напомнить, что подвиг медицинских работников СССР в годы войны вызывает восхищение. Благодаря труду врачей было спасено более 17 миллиона бойцов, по другим данным - 22 миллиона (около 70% раненых были спасены и вернулись к полноценной жизни). Следует помнить, что в военные годы медицина столкнулась со множеством трудностей. Не хватало квалифицированных специалистов, мест в госпиталях, медикаментов. Хирургам в полевых условиях приходилось работать круглосуточно. Врачи рисковали жизнью наравне с боевыми товарищами, из 700 тысяч военных медиков погибло более 12,5%.