8 мин.

ВЫНОСЛИВОСТЬ как ведущее качество СПОРТСМЕНА

Актуальность темы исследования. В последнее время установлена тесная связь между уровнем развития выносливости и состоянием здоровья: чем большей выносливостью обладает человек, тем выше у него «потенциал здоровья». Велико значение упражнений на выносливость для сохранения и укрепления здоровья, повышения общей работоспособности организма, подготовки к трудовой деятельности и общего физического развития человека. Немаловажное значение выносливости и в спорте. Выносливость является необходимой предпосылкой для достижения высоких результатов в любом виде спорта. Высокий уровень выносливости позволяет спортсменам успешно справляться с большим объемом тренировочной и соревновательной работы. Развитие выносливости безгранично, так американец Пенни Дин переплыл Ла-Манш за 7ч 40 мин, а греческий бегун на сверхдлинные дистанции Яннис Курос преодолел 1000 км за 136 ч 17 мин [1].

Таким образом, основным средством улучшения здоровья являются физические упражнения, направленные на развитие выносливости. Выносливость одна из составляющих спорта высших достижений.

Задача исследования: изучить выносливость как физическое качество человека.

Методы исследования: анализ и систематизация данных литературных источников по теме исследования.

Результаты исследования. Физическое качество, о котором пойдет речь в этой статье, является необходимым не только в спорте, но и в повседневной жизни. С его проявлениями мы встречаемся везде и всюду. Оно отражает общий уровень работоспособности человека. Этим качеством является выносливость.

          Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [2, 3]; способность человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению [5]; способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности [4].

          Различают общую и специальную выносливость.

  Существует множество определений общей выносливости – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы [5]; выносливость, проявляемая в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена [4]; это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительной влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические [6, 7]. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Физиологической основой общей выносливости является высокий уровень аэробных возможностей человека – способность выполнять работу за счет энергии окислительных реакций [4].

          Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [6]; это способность к эффективному выполнению работы и преодоления утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности [5]. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная, координационная выносливость) [6].

          Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости.

          Скоростная выносливость – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящим за рамки аэробного обмена [4]. Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15–20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях уве­личения запаса прочности практикуют прохождение более длин­ной дистанции, чем соревновательная, но опять, же с макси­мальной интенсивностью. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5–3 мин.

      Основным критерием развития скоростной выносливости яв­ляется время, в течение которого поддерживаются заданная ско­рость либо темп движений [6].

     Силовая выносливость – представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений [4]. Силовая выносливость отражает способность длительно выпол­нять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигатель­ная деятельность при этом может быть ациклической, цикличес­кой и смешанной.

      Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые ме­тодом повторных усилий с многократным преодолением непре­дельного сопротивления до значительного утомления или «до от­каза», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом ре­жиме работы мышц, используют метод статических усилий. Уп­ражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

     Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением 30–75% от максимума [6].

          Координационно-двигательная выносливость – проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие к нему) [2].

          В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают: – глобальную (при участии в ней более 3/4 мышц тела) выносливость;

– региональную (если задействовано от 1/4 до 3/4 мышечной массы) выносливость;

– локальную (менее 1/4 мышечной массы) выносливость.

          Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардиореспираторной систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов. В спортивной физиологии выносливость обычно связывают с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2–3 мин и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода, обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем [8].

  Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов.           Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объёме внешне выполненной физической работы.

В зависимости от типа энергообеспечения различают: анаэробную и аэробную выносливость, т. е. способность длительно выполнять работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения Аэробные возможности человека определяются, прежде всего, максимальной для него скоростью потребления кислорода. При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки. Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями: 1) высокой максимальной скоростью потребления кислорода, т. е. большой аэробной «мощностью», и 2) способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большой аэробной «емкостью») [8].

Развитие общей выносливости обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе. Повышение эффективности дыхания достигается:

– увеличением (на 10–20 %) легочных объемов и емкостей (ЖЕЛ достигает 6–8 л и более);

– нарастанием глубины дыхания (до 50–55% ЖЕЛ);

– увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров;

– увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких (остаточному и резервному объему выдоха) [9].

Выносливость теснейшим образом связано с понятием утомления. Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящей к снижению ее эффективности [10]. Состояние утомления характеризуется вызванным работой временным снижением работоспособности, которое проявляется в субъективном ощущением усталости. В состоянии утомления человек не способен поддерживать требуемый уровень интенсивности [8]. Следовательно, чем выше уровень развития выносливости, тем позднее наступает процесс утомления и наоборот. Утомление при мышечной деятельности начали изучать еще в прошлом столетии. Освещению различных сторон проблемы утомления отведено значительное место в работах крупнейших отечественных физиологов – И.М. Сеченова и А.А. Ушинского. Большой вклад в разработку проблем утомления внесли работы лаборатории Н.Р. Тарканова и В.М. Бехтера. Несмотря на огромное количество существующих работ, и в настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе. Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови. Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

При этом выделяют четыре основных типа утомления:

1) умственное (например, при решении задач или игре в шахматы);

2) сенсорное (в результате напряженной деятельности анализаторов);

3) эмоциональное (как следствие интенсивных эмоциональных переживаний);

4) физическое (вызванное мышечной деятельностью) [1].

Проявление выносливости зависит от множества факторов. Основными факторами, которые предопределяют проявление выносливости, являются:

– структура мышц;

– внутримышечная и межмышечная координация;

– производительность работы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и нервной системы;

– запасы энергоматериалов в организме;

– уровень развития энергоматериалов в организме;

– уровень развития других физических качеств; (Зациорский, 1970; Платонов, Булатова, 1995; Линець, 1997 идр.). Таким образом, выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость. Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости. Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на проявление выносливости.

1.     Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учеб.: в 2 т. / Т.Ю. Круцевич; под ред. Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т.1. – 423 с.

2.     Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский. – Москва: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

3.     Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

4.     Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ. институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

          5. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – Москва, 2004. – 464 с.

6.Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

          7. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – ИЗД. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 378с.

8.     Коц, Я.М. Спорт физиология 240с.

9.     Смирнов, дубровский Физиология спорта.

10. Солодков, А.С. Сологуб, Е.Б.  Физиология спорта / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Санкт-Петербург 1999 ­ 227.

11.