НАУЧНАЯ РАБОТА (КРУГЛИК И.И.) «««МЕЖДУНАРОДНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ««» (ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ПРАКТИКА)
Международное олимпийское движение
(теория, методология, эволюция, практика)
Введение. В докладе представлен комплексный анализ эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, описаны выявленные эволюционные тенденции, влияющие факторы на их формирование, определены основные особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений, впервые описана авторская периодизация Международного олимпийского движения от античности до современности на основе Национальной принадлежности к Республике Беларусь, установлены интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении, дана статистическая характеристика количественно-качественных критериев эффективности Олимпийской подготовки основанной на выступлении Национальной команды Республики Беларусь на Играх Олимпиад (от Атланты-1996 года до Рио-де-Жанейро-2016 года) и Олимпийских зимних играх (от Лиллехаммера-1994 года до Пхенчхана-2018 года). Олимпийские игры являются крупнейшими международными соревнованиями, важным событием в жизни профессиональных спортсменов и мирового культурного сообщества, являются частью мировой культуры. Результаты многочисленных исследований (Украинская школа исследователей: Бубка, С.Н., Платонов, В.Н., Булатова, М.М.; Молдавская школа исследователей: Манолаки, В.Г. Визитей, Н.Н.; Российская школа исследователей: Родиченко, В.С., Столяров, В.И., Столбов, В.В., Лубышева, Л.И., Мельникова, Н.Ю.; Белорусская школа исследователей: Кобринский, М.Е., Кулинкович, Е.К., Гуслистова, И.И., Круглик, И.И. и др., подтверждают интерес к изучению вопросов связанных с Олимпийской проблематикой [1-18]. Однако, следует отметить, отсутствие научных работ обобщающего и систематизирующего характера изучающих эволюцию идей олимпизма в системе МОД, на разных исторических этапах его формирования под влиянием различных факторов и времени, и влияние этого на общество. Таким образом, исследование эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в МОД, позволяет выявить тенденции, влияющие факторы на их формирование, определить особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений (МСО), осуществить периодизацию МОД (с учетом эволюции олимпизма) от античности до современности, открывает возможности установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в МОД, проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь, наметив пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.
Цель исследования – провести комплексный анализ эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, выявить тенденции, влияющие факторы на их формирование, определить особенности эволюционирования Олимпийских игр в системе Международных спортивных отношений, осуществить периодизацию Международного олимпийского движения от античности до современности, установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении, проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь наметить пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.
Объект исследования – эволюционные особенности олимпизма в системе Международного олимпийского движения.
Предмет исследования – эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении на разных исторических этапах.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в предположении о том, что изучение эволюционно-исторических особенностей эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении, в том числе различных его аспектов, позволит выделить и установить эволюционные особенности, влияющие факторы на их формирование, определить особенности социальной модели олимпийца разного периода формирования эволюции идей олимпизма, установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в системе Международного олимпийского движения как части Спортивно-дипломатических отношений, что в свою очередь, обусловит дальнейшее развитие Международного олимпийского движения как массового социального явления, укрепит его позиции в современном мире на основе идеологии олимпизма.
Задачи исследования
1. Определить и исследовать основные этапы эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении.
2. Выявить и обосновать «Кризисы» олимпизма военного периода вошедшего в историю Международного олимпийского движения.
3. Разработать социальную модель олимпийца разного периода формирования идей олимпизма.
4. Выявить предпосылки и основные пути разрушения олимпийского движения как социо-культурного явления под влиянием «Вызовов» в Международном олимпийском движении и наметить пути борьбы с «Вызовами» олимпийскому движению.
5. Установить роль и место олимпийской педагогики (олимпийского образования) как социально-культурного явления в Международном олимпийском движении.
6. Осуществить периодизацию Международного олимпийского движения от античности до современности.
7. Установить интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении.
8. Проанализировать эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь наметить пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.
Научная новизна
1. Определены и изучены основные этапы эволюции идей олимпизма. Установлено изменение идеалов и ценностей олимпизма под влиянием времени.
2. Установлены и описаны этапы «Кризисов» олимпизма военного периода вошедшего в историю Международного олимпийского движения.
3. Впервые разработана социальная модель олимпийца разного периода формирования идей олимпизма.
4. Выявлены предпосылки и основные пути разрушения олимпийского движения как социо-культурного явления под влиянием «Вызовов» в Международном олимпийском движении на основе популяризации олимпийских «Вызовов» вместо олимпийских идеалов.
5. Впервые введен и обоснован термин «Олимпийская политика».
6. Намечены пути борьбы с «Вызовами» олимпийскому движению.
7. Определены возможности олимпийской педагогики на основе укрепления социально-педагогических взаимосвязей в системе Международного олимпийского движения.
8. Осуществлена периодизация Международного олимпийского движения от античности до современности (с учетов эволюции олимпизма).
9. Установлены интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в системе Международного олимпийского движения как части Спортивно-дипломатических отношений.
10. Выявлены эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь и намечены пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.
Теоретическая значимость. Результаты исследования свидетельствуют о получении новых знаний об эволюции идей олимпизма в Международном олимпийском движении. В ходе исследования определены, изучены и описаны этапы эволюции идей олимпизма. Теоретически описаны этапы «Кризисов» олимпизма военного периода вошедшего в историю Международного олимпийского движения. Введен и теоретически обоснован термин «Олимпийская политика» в Международном олимпийском движении. Разработана социальная модель олимпийца разного периода формирования идей олимпизма. Описаны возможности олимпийской педагогики по возможности укрепления социально-педагогических взаимосвязей в системе Международного олимпийского движения. Осуществлена периодизация Международного олимпийского движения от античности до современности. Выявлены и описаны интеграционные процессы и причинно-следственные взаимосвязи в Международном олимпийском движении. Описаны эволюционные особенности олимпийского движения в Республике Беларусь намечены пути его развития на основе олимпийской идеологии олимпизма.
Практическая значимость. Заключается во внедрении в практику спорта, Международного олимпийского движения, практических рекомендаций по реализации и внедрении в систему спорта идей олимпизма через олимпийское образование и проведение олимпийской политики. Внедрение в деятельность НОК РБ научно-методических рекомендаций по совершенствованию работы в сфере Олимпийского движения в Республике Беларусь.
Результаты исследования и их обсуждения. Олимпизм как основа олимпийского образования в историческом аспекте имеет 3 этапа: античный (культура Древней Греции, религия и религиозная аскеза, эллинская система физического воспитания, античный спорт), кубертеновский (принципы и идеи) и посткубертеновский (профессионализация и коммерциализация, рост рекордов, привлечение научно-методического обеспечения). Концепция Кубертеновского олимпизма за время развития спорта значительно видоизменилась, потеряли свое значения многие ее стержневые положения (принцип любительства, кубертеновский идеал атлета и др). Олимпийское движение столкнулось с массой современных проблем (вызовов) (политизация олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация, насилие, дискриминации в спорте и др). Данные вызовы олимпийскому движению интегрировались в единое целое, хотя на протяжении эволюции олимпийского движения они встречались как часть целого. Многие положения Олимпийской хартии остаются декларируемыми, современные реалии спорта показывают другую картину.
В результате проведенных исследований изучения кризисных явлений при эволюционировании идей олимпизма были выделены следующие кризисные этапы:
1. Кризис античного олимпизма;
2. Кризис Кубертеновского олимпизма;
3. Кризис посткубертеновского олимпизма.
1.1. «Кризисом» античного олимпизма можно считать период упадка Олимпии (III-IV века н.э.) когда в качестве новой идеологии в античном обществе утвердилось христианство и многие идеалы античного олимпизма были под запретом, считались пережитком прошлого.
2.1. В связи с Первой и Второй мировой войной, были выделены, три этапа изучения «Кризисного» военного периода вошедшего в историю международного олимпийского движения: 1. Предвоенный; 2. Военный; 3. Послевоенный, в ходе исследования рассмотрено основное содержание данных этапов и их периодов, приведены цитаты Пьера де Кубертена.
3.1. Игры XIV Олимпиады, 1948 года (Лондон, Великобритания) стали послевоенными играми, проходили они в период послевоенной разрухи и получили название («Суровые игры»), так как новых сооружений практически построено не было, однако, как отмечали участники, была дружелюбная благоприятная обстановка.
Разработана социальная модель Олимпийца разного периода эволюционирования идей олимпизма. Построены модели Олимпийцев трех этапов эволюционирования идей олимпизма: 1. Социальный портрет Олимпийца времен античности; 2. Кубертеновская идеализированная модель Олимпийца; 3. Социальный портрет современного спортсмена Олимпийца. К данным социальным моделям были подобраны критерии описания: Культурно-социальная среда в которой существует Олимпиец; Социальный статус / образ Олимпийца; Мировоззрение Олимпийца отношение к религии; Прикладные навыки и всесторонняя подготовка.
Под влиянием событий олимпийской истории (имеется ввиду «столкновение» идеологии олимпизма с «вызовами» олимпийскому движению), произошла трансформация основных олимпийских идеалов, реалии спорта противоречат принципам олимпизма. Олимпийское движение имеет массу современных проблем («вызовов») (политизация олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация женского спорта, насилие, дискриминации в спорте, терроризм, сми и др.) они находятся за пределами олимпийского движения и противоречат идеологии олимпизма, что «разрушительно» влияет на олимпийское движение в целом. Стоит отметить, что олимпийская идея мира, принцип интернационализма в олимпийском движении практически никогда не «Рекламировался», не внедрялся в сознание массы людей через систему образования, СМИ больше интересуют «Вызовы» олимпийскому движению, чем его гуманистические идеи, идет навязывание неправильной идеологии. СМИ являются современными учителями жизни, они также как и учителя в школе осуществляют образовательную функцию различных слоев населения. Однако эти учителя не всегда могут повести человечество в правильном направлении. Через СМИ ежедневно Вы слышите о «Вызовах» олимпийскому движению (политизация Олимпийских игр; «Допинговые войны и скандалы»; различного рода дискриминации политические, расовые, религиозные, по признаку пола; национализм; расизм; маскулинизация женского спорта и др.), однако мало кто слышал и понимает олимпийские идеалы, идеи и принципы олимпизма. Все эти «Вызовы», так ярко пропагандируемые различными СМИ, находятся за пределами олимпийского движения и всегда находятся в противоборстве с идеологией олимпизма, они не совместимы с принадлежностью к олимпийскому движению. На протяжении многих лет СМИ при освещении Олимпийских игр и прочих соревнований международного уровня создавалась неправильная система воспитания, а вернее «Анти - воспитания». Данная система была основана на пропаганде олимпийских вызов и проблем, вместо того чтобы пропагандировать и внедрять гуманистические идеалы олимпизма в жизнь (миролюбия, дружбы народов и др.), воплощать в жизнь декларируемую Олимпийской хартией цель олимпийского движения – поставить спорт на службу человечеству, велась пропаганда не того чего надо, которая привела к разрушению многих олимпийских идей и созданием негативного общественного образа про олимпийское движение.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что значительная работа по внедрению олимпийского образования проводится в таких странах, как Греция, Россия, Австралия, Украина, Беларусь и др. Во многих странах подготовка (Беларусь, Украина, Россия) по олимпийскому образованию студентов включает различные аспекты системы знаний в области олимпийского движения и олимпийского спорта как базовой основы для освоения системы знаний по избранному профилю, также это способствует расширению общего кругозора будущих специалистов. В настоящее время во многих странах мира подготовлены разнообразные методические материалы, написано множество научно-методической литературы, проводятся различные конгрессы, международные конференции и все это способствует продвижению идей олимпизма среди подрастающего поколения. Характерной особенностью олимпийского образования в России выступает глубокая разработанность гуманистических проблем и внедрение олимпийского образования в массы людей. Украина нацеливалась на фундаментальные, методологические исследования по теории и практике олимпизма. Олимпийское образование в Беларуси, выступает как общечеловеческая ценность, как существенный элемент культуры, основанный на внедрении идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования. Олимпизм является особой духовной доктриной, которая берет свое начало в Древней Греции. Если рассматривать олимпизм в историческом аспекте, можно выделить 3 его этапа: античный, кубертеновский, посткубертеновский. Под влиянием времени от античного, Кубертеновского олимпизма до современного понимания спорта меняется его мировоззренческий смысл под влиянием различных эпох. Концепция Кубертеновского олимпизма за время развития спорта значительно видоизменилась, потеряли свое значения многие ее стержневые положения (принцип любительства, кубертеновский идеал атлета и др). Однако, такое феноменальное явление зародившееся еще в античные времена не теряет своей актуальности и в современное время. Проблема культурного воспитания и образования в современное время является одной из актуальнейших в любом государстве. Олимпизм и его философия имеет огромнейший гуманистический потенциал и способен оказывать воздействие на каждого человека, а через призму человека соответственно и на все общество в целом [1, 4, 5].
1. Периодизация Игр Олимпиад на основе эволюции идей олимпизма и выступления спортсменов БССР и РБ на Играх Олимпиад:
Первый период (возрождения/становления) 1894-1912 годы;
Второй период (предвоенный/военный/послевоенный) 1913-1920 годы; Третий период (межвоенный) 1921-1936 годы;
Четвертый период (предвоенный/военный/послевоенный) 1937-1948 годы;
Пятый (БССР и СНГ) 1952-1992 годы;
Шестой (Республика Беларусь) 1993-2022 годы.
В основу данной периодизации (в особенности первых четырех периодов положен военный фактор как главный кризис олимпизма в системе МОД). Автор диссертационной работы считает, что нет более существенного кризисного периода в истории МОД, чем военный, т.к. в это время Игры Олимпиад вообще не проводились, все участвующие спортсмены в том или ином качестве участвовали в военных действиях, массово были втянуты страны в военный мировой конфликт, была разрушена инфраструктура для проведения Олимпийских игр, но самое значительное, что гибли люди, потенциальные спортсмены, судьи, зрители. Пятый период периодизации основан на критерии участия БССР (1952-1988) и объединенной команды СНГ (1992), последний период связан с признанием Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь (НОК РБ) и участием суверенной Республики Беларусь в Олимпийских играх.
При построении Периодизации Олимпийских зимних игр нами предлагается следующая периодизация:
Первый период (Возрождения/Становления) 1924-1936 годы;
Второй период (предвоенный/военный/послевоенный) 1936-1948 годы;
Третий период (без участия СССР)1948-1956 годы;
Четвертый период (СССР и БССР-1964 на Олимпийских зимних играх) 1956-1992 годы;
Пятый период (Республика Беларусь на Олимпийских зимних играх) 1994-2018 годы [12, 13].
Выводы.
Эволюционные особенности Игр Олимпиад (БССР, СССР, СНГ) (1952-1992 годов) характеризуются следующим образом: Ступенчато-возвышаемым изменением количества участников от Игр к Играм (1952-1992). Положительная динамика от Игр к Играм имеется и по показателю характеризующим соотношения мужчин и женщин, минимальное значение было 6 участников (Игры XV Олимпиады), максимальное 52 участника (Игры XXV Олимпиады), наибольший скачек произошел между Играми XXI и XXII Олимпиады, это можно охарактеризовать Олимпиадой-80 прошедшей в Москве, в Играх XXIII Олимпиады, 1984 года, прошедших в Лос-Анджелесе, участники СССР и БССР участия не принимали, на Играх XXIV и XXV Олимпиады, количество участников только увеличивалось. На всех Играх Олимпиад, отмечается превалирование мужчин над женщинами, установлено положительное влияние на показатель по количеству участников территориального города проведения Олимпийских игр. Количество видов спорта на каждой Олимпиаде, постепенно увеличивалось, стабилизируясь, начиная с Олимпиады-80. Эволюционные особенности Олимпийских зимних игр (1952-1992 годов): В период с 1964-1988 годы зимние виды спорта на территории БССР практически не культивировались. Только на ОЗИ в Альбервиле, БССР выставила 4 участника, это можно связать с окончанием периода СССР и созданием независимых Республик, где спорт является хорошим политическим средством продвижения национальных интересов государства. Количество видов спорта, меняется незначительно, так как на территории БССР, данного исторического промежутка времени культивировались только лыжные гонки и биатлон.
Эволюционные особенности Игр Олимпиад (1996-2016 годов) характеризуются следующим образом: статистические показатели показывающие динамизм по показателю количества участников и видов спорта, можно охарактеризовать волнообразностью по Олимпиадам от Игр к Играм (1996-2016 годов). На основе анализа графиков по количеству участников и видам спорта, можно сделать вывод, что они характеризуются прямой корреляционной зависимостью и волнообразностью по олимпиадам от Игр к Играм. Национальная команда Республики Беларусь, по летним видам спорта, начиная от Игр XXVI Олимпиады, 1996 года прошедшей в Атланте (США) до Игр XXXI Олимпиады, 2016 года прошедших в Рио-де-Жанейро (Бразилия) завоевала 77 медалей (12 Золотых), (27 Серебряных), (38 Бронзовых). Эволюционные особенности Олимпийских зимних игр (1994-2018 годов). Национальная команда Республики Беларусь, по зимним видам спорта, впервые выступила на XVII Олимпийских зимних играх, 1994 года, прошедших в Лиллехаммере (Норвегия). Начиная от Олимпийских зимних игр в Лиллехаммере до XXIII Олимпийских зимних игр 2018 года прошедших в Пхёнчхане (Южная Корея) белорусами было завоевано в неофициальном командном зачете 18 медалей (8 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых), за все это время выступило 292 спортсмена, на всех Олимпиадах от 1994-2018 года в программе было 46 видов спорта, 15 спортсменов завоевали медали различного достоинства.
Литература
1. Аксенов Г.М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: автореф. дис. ... канд. пед. наук // Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: ООО Принт Центр, 2003. 23 с.
2. Бондарь Н.Н. Социальная политика Республики Беларусь: учеб. пособие / Минск: БГЭУ, 2005. 146 с.
3. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние: дис. … д-ра наук по физ. воспит. и спорту // К., 2013. 498 с.
4. Бубка С.Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние / С.Н. Бубка // К.: Олимп. лит., 2012. 260 с.
5. Бубка С.Н. Социально-экономические аспекты развития олимпийского спорта в ХХІ веке // Sportul Olimpic si sportul pentru toti: Materialele Congresului St.Intern.: [in vol.]. Ch.: USEFS, 2011. P. 37–42.
6. Булатова М.М. Енциклопедія олімпійського спорту у запитаннях і відповідях. // К. Олімпійська література, 2009. 400 с.
7. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. Смысл, 2010. 640 с.
8. Захаров М.А. Фейр Плей в системе олимпийского образования // автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.04.) / Смол. ГУФК. Смоленск. 2002. 20 с.
9. Зайдие М. Основные тенденции коммерциализации современного олимпийского спорта // Дис…канд. наук по физ. восп. и спорту: 24.00.01 / М. Зайдие. К., 1999. 188 с.
10. Исинбаева Е.Г. Концептуальная модель эволюции современных Олимпийских игр // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Волгоград. ВГАФК. 2010. 23 с.
11. Исинбаева Е.Г. Анализ основных количественных характеристик игр Олимпиад и Зимних Олимпийских игр // Материалы II Международной научно-практической конференции «Здоровье для всех» 22 мая г. Пинск. Пинск: ПГУ. 2010. С. 42-45.
12. Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Основные «Вызовы» олимпийскому движению и актуализация термина «Олимпийская политика» // VIII Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 12–14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. C. 33-35.
13. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф. Республика Беларусь на Олимпийских зимних играх исторического периода 1994-2018 годов // Modern Humanities Success. Успехи гуманитарных наук. 2019. №9. С. 94-97.
14. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика // М.: Советский спорт, 2005. 408 с.
15. Мельникова Н.Ю. История Игр Олимпиад (1896 – 2012 гг.) // Монография. 2014.
152 с.
16. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары // Киев: Олимпийская литература, 1997. 180 с.
17. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швейцария: Международный олимпийский комитет, 2015. 51 с.
18. Платонов В.Н., Павленко Ю.А., Томашевский В.В. Подготовка национальных команд к Олимпийским играм // К.: Олимп. лит., 2012. 310 с.