Третий континент
''Об угрозе с Востока в фигурном катании говорят уже не меньше десяти лет -- со времен громких побед Мидори Ито, Юки Сато и Чень Ли. Однако только сейчас, по окончании "чемпионата четырех континентов", закончившегося в Пекине, можно констатировать: Азия -- это всерьез и надолго. Это был первый в истории фигурного катания статусный международный турнир, в котором представители азиатской школы добились такого ошеломляющего успеха. Они полностью оккупировали пьедестал в трех видах программы. Пять медалей у Японии, четыре -- у Китая.
По правде говоря, статус "четырех континентов" не очень ясен. Формально это -- аналог чемпионата Европы для "остального мира". По сути же, данное мероприятие подчинено, по большей части, нуждам популяризации фигурного катания. Это единственный значимый международный турнир, где такие страны, как Мексика, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Корея, могут заявлять хоть по три участника в каждый раздел соревнований. Америка и Канада, разумеется, смотрят на "четыре континента" свысока, делегируя в основном тех, кто оказался за чертой призеров национальных первенств. Но на этот раз все было не так, как обычно. Пусть в Пекин предсказуемо не приехали первые звезды американского одиночного катания, зато и в парном, и в танцевальном катании от США выступали сильнейшие. Канада же на этот раз прислала на "чемпионат четырех континентов" самых лучших. Что увеличивает цену успеха Японии и Китая.
Представители Азии взяли все медали в трех номинациях. Более всего впечатляет успех японских фигуристок, которые не позволили подняться на пьедестал одареннейшей американке Анн-Патрис МакДанаф. Она заняла в Пекине ровно то же место, что и на последнем чемпионате страны, -- четвертое. Американцы несколько запальчиво, но не без оснований считают, что уровень их национального чемпионата в женском катании сопоставим с Олимпийскими играми. Делайте выводы сами.
Самое удивительное в том, что призовую японскую троицу нельзя назвать первой сборной страны. Япония могла бы заявить на турнир еще одну команду, и не факт, что она выступила бы хуже. В Пекин не приехала Йоши Онда, выигравшая в этом сезоне два турнира Гран-при. Уже переросли уровень соревнований малолеток Юкина Ота (победитель последнего юниорского Гран-при) и Мики Андо -- первая девушка в истории фигурного катания, которая исполнила прыжок в четыре оборота на официальных соревнованиях. Это не милость природы, каковой можно было бы признать появление в Японии таких фигуристок, как Ватанабе, Ито и Сато. Из нынешнего поколения только о Фуми Сугури можно сказать -- фигуристка от бога. Просто в этой стране очень хорошо научились учить прыгать, как в свое время научились делать хорошие машины и телевизоры. Наблюдая за страданиями одаренных русских барышень, мучительно переживающих переход из юниорских соревнований во взрослые, можно констатировать, что в России наука прыжка находится в некоторой стагнации. В Японии заработал мощный конвейер, у нас работают вручную.
Такой же конвейер запущен в другой азиатской стране. Китайский пьедестал в парном катании -- не новость. Учитывая то, как вяло развивается эта дисциплина в Европе и Северной Америке, можно смело прогнозировать, что все крупнейшие турниры этого олимпийского цикла превратятся в столкновение двух школ -- китайской и российской. Петербург, несмотря на все трудности, остается мировым центром высоких технологий в парном катании.
Единственной областью фигурного катания, где пока никак не ощущается присутствие Азии, остаются танцы. Разумеется, японцы и китайцы старательно штудируют эту науку под началом зарубежных репетиторов. Но учеба дается трудно. На чемпионате мира в Вашингтоне ни одна азиатская пара, скорее всего, не попадет в первую двадцатку. Так что танцевальный турнир "четырех континентов" предсказуемо вылился в матчевую встречу Канады и США, которые были представлены в Пекине сильнейшими парами. Получилось что-то вроде ничьей. В тройке призеров -- две американские пары, но с золотом уехали канадцы Бурн и Краатц. В Пекине эта знаменитая пара впервые в сезоне представила на суд международной общественности свою новую и последнюю в их спортивной карьере произвольную программу. После чемпионата мира канадцы уйдут. И после пекинской презентации многие наблюдатели склонны думать, что уйдут с золотыми медалями чемпионов мира -- первыми в их карьере. За прокат произвольной программы Бурн и Краатц получили пять "шестерок".
На протяжении многих лет эту канадскую пару почитали как одиноких носителей подлинного танцевального стиля, отважных воинов, ведущих неравный бой с тем, что их прежний тренер Наталья Дубова презрительно называет "имитацией". Устав проигрывать, Бурн и Краатц решили победить врага его оружием -- обратились за помощью к Татьяне Тарасовой, которая на протяжении 15 лет делала погоду в танцах и во многом сформировала "новую эстетику". Фокус с поворотом на 180 градусов не слишком удался. Поплыв по течению, канадцы потерялись в общем потоке и остались без олимпийских медалей.
Но они решили испытать судьбу в последний раз. Под руководством молодого и уже очень востребованного русского хореографа Николая Морозова они сделали образцовый драматический китч. Здесь есть все обязательные составляющие этого стиля, торжествовавшего в танцах последние 15 лет, -- кричащие костюмы, несколько удачно придуманных трюков с поддержками, изувеченная компьютером классическая музыка и такая же, как костюмы, навязчивая, до рези в глазах, образность. Все это загримировано под высокие чувства, а стоит за всем этим точный расчет.
В послеолимпийский год в танцах многое изменилось -- стало как-то веселее и приятнее. Люди вновь стали потихоньку возвращаться к тому, чем им и положено заниматься, -- танцевать, а драмтеатром пусть занимаются драмтеатры. Хитрость канадцев и их русского тренера состоит в том, что они решили вновь разминуться со временем. И противопоставить современному легкомыслию высокопарность -- "произведение, заставляющее думать". Думать вашингтонскому зрителю, впрочем, много не придется. "Месседж" новой произвольной программы Бурна и Краатца, в общем, умещается в рифму "Нас били (что, кстати, сто раз правда), но мы победили". История канадской пары хорошо известна любителям фигурного катания Северной Америки, и можно не сомневаться, что конец танца Бурн и Краатца в Вашингтоне будут встречать стоя, многие -- со слезами на глазах. Поэтому получается, что Авербух и Лобачева со своим зажигательным рок-н-роллом не попадут в настроение зала. Поэтому велика вероятность того, что в Вашингтоне судьи вслед за Борисом Борисовичем Гребенщиковым большинством голосов повторят: "Не стой на пути у высоких чувств".