0

Чемпионы безвременья

Девятиматчевая победная поступь французов на этом турнире не походила на бравый марш. Скорее ее стоит сравнивать с движением Сизифа -- с той лишь разницей, что свой камень в гору они все-таки дотолкали, избежав срыва, весьма реального на каждой стадии плей-офф. Немцы выглядели в четвертьфинале мощнее и безошибочнее сборной Франции, но сдались в несчастливо сложившемся для них овертайме. Египтяне в полуфинале были организованнее сборной Франции, но в решающие мгновения именно они совершили роковой промах. Шведы в финале выглядели умнее и попросту класснее сборной Франции, но не сумели своевременно воплотить свой перевес в результат, а затем допустили слабину в дополнительной десятиминутке. Ни по подбору игроков, ни по тактической выучке сборная Франции не была лучшей на этом турнире, являясь чемпионом лишь по азарту, духу, эмоциям и самоотверженности.

Нынешний чемпионат мира стал иллюстрацией классического тезиса о роли дополнительного, восьмого игрока -- публики, всегда заполнявшей трибуны до отказа, голос в голос с командой горланившей предматчевую "Марсельезу", ахавшей вместе с ней каждому промаху и протестовавшей вместе с ней каждому решению судей в пользу соперников. Последнее, правда, было делом нечастым, ибо судьи сами, когда восьми игроков хозяевам не хватало, становились девятым. В предельном по накалу и оборонительном по содержанию четвертьфинальном противостоянии рефери грамотно вывели из игры главный защитный козырь немцев -- 214-сантиметрового Марка Драгунски. Но особенно сильно "ангелам-хранителям" сборной Франции пришлось постараться в полуфинальной встрече с египтянами, где рефери дали несколько не то что спорных, а бесспорно надуманных свистков.

Сборную Египта, несмотря на ее роль обидчицы россиян, было несколько жаль. Под руководством нового главного тренера, матерого югослава Зорана Живковича, она стала главным открытием турнира, даже несмотря на провал в матче за бронзу. Открытие состояло в том, что эта команда со свойственными для африканцев пластикой и атлетизмом, всегда страдавшая от горячности, теперь к набору достоинств добавила удивительное хладнокровие и едва ли не самую дисциплинированную игру на турнире. Нынешний гандбольный чемпионат мира войдет в историю как первый за долгое время турнир, в отношении которого будет выглядеть натяжкой ироническая характеристика -- "открытый чемпионат Европы". Даже несмотря на то, что египтяне стали единственным четвертьфиналистом, представляющим не Старый Свет.

Завоевав со сборной Франции второй планетарный титул, ее главный тренер Даниэль Костантини, подобно футбольному коллеге Эме Жаке, сразу отправился в отставку. Быть может, понимая, что эта победа французов мало походит на их еще более сенсационный, но зато абсолютно бесспорный триумф в 95-м, вклинившийся в череду попеременных побед шведов и россиян. Тогда у Костантини действительно была команда звезд, да к тому же играла она в яркий, романтичный гандбол. Продолжая параллели с футболом, можно сказать, что если сборная Франции того образца была чем-то схожа с футбольной командой времен Платини и Тиганы, то нынешняя ближе к победившей в 98-м команде Дешама и Блана (полагающегося для полноты сравнения Зинедина Зидана у нынешней сборной не оказалось -- ее всегдашний лидер Джексон Ричардсон провел турнир без блеска). Просто на сей раз подопечные Костантини жадно и четко воспользовались своим шансом, который состоял прежде всего в безвозвратности процесса старения сборных Швеции и России. Шведы, не изменившие своей тягучей манере игры и разгуливавшие по площадке пешком, некоторую нехватку физических кондиций компенсировали опытом, гандбольным интеллектом, даже -- хитростью. Например, один из мячей в финале Магнус Андерсон забросил с центра площадки, заметив, что не ожидавший в этот момент угрозы вратарь французов засмотрелся на бело-красно-синие трибуны. Похожим образом шведы проникли в финал, только на мяч превзойдя отчаянно упиравшихся югославов. Имея лишь полтора десятка секунд на последнюю атаку в основное время, шведы начали ее подчеркнуто вяло, всем своим видом демонстрируя готовность к овертайму. Пока лучший игрок чемпионата Стефан Ловгрен за секунду до сирены вдруг не взорвался и, начав свой разбег метрах в 13 от ворот, не вогнал в ворота поддавшихся на хитрость и не успевших даже поднять руки соперников решающий мяч. Однако выучки и опыта шведов оказалось недостаточно против того оглушительного натиска французских игроков и французских трибун, который был присущ финалу в "Берси".

Шведы, впрочем, уже принялись за постепенное обновление своего суперзвездного, но подуставшего морально и физически состава. И это дарит надежду на то, что период безвременья, в который, кажется, вступил гандбол после сиднейской Олимпиады и который дал шанс на успех командам без явных признаков величия, не затянется. Куда меньше веры в скорое возрождение сборной России, которая и рада бы заняться омоложением, но не обладает хотя бы сколь-нибудь адекватным ветеранам резервом. Продолжение "золотого века" российского гандбола кажется сейчас весьма сомнительным. Как бы, минуя век бронзовый, не скатиться прямиком к каменному...

Париж.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости