0

Геннадий ТУРЕЦКИЙ: "Спортивные достижения не являются для меня приоритетом"

''20 августа взгляды всех болельщиков мира, без сомнения, будут прикованы к афинскому Олимпийскому центру водных видов спорта. В этот день на старт пятидесятиметровой дистанции вольным стилем выйдут сильнейшие спринтеры мира, среди которых наверняка будет и наш Александр Попов. 32-летний пловец имеет шанс добиться уникального достижения завоевать медаль на четвертой Олимпиаде кряду. Ровно за месяц до часа Х корреспондент ГАЗЕТЫ Владимир Рауш позвонил в швейцарский городок Золотурн, где последнее время тренируется Попов, и поговорил с его наставником Геннадием Турецким.

- Три года назад, когда Александр объявил о своем желании выступить в Афинах, многим это решение показалось авантюрой. А что сказали своему ученику вы?

- Я первым делом спросил: Ты хочешь просто проплыть на Играх? Или выиграть золотую медаль? В первом случае я не буду с тобой работать, во втором пожалуйста. Вы можете догадаться, что ответил Саша, раз мы с ним продолжили сотрудничество.

- Как Попову удается сохранять великолепную форму в таком солидном для плавания возрасте?

- Все дело в нашей щадящей системе тренировок и его богатейшем генетическом фонде. С другой стороны, по меркам России Попов не уникален. В нашей стране очень много столь же одаренных людей. Потому-то все разговоры о том, что генетический фонд русской нации изношен, я воспринимаю с улыбкой. Наоборот, он лучший в мире.

- На что был сделан акцент в подготовке Попова в этом олимпийском цикле?

- Главным было сохранить физический потенциал Саши. В этом смысле он, безусловно, является самым одаренным пловцом в мире. Поэтому очень много времени мы проводили в тренажерном зале. Кроме того, важно было психологически его не перегрузить. Не случайно он занимался другими, не спортивными делами в частности, общественной деятельностью.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние своего ученика?- Сейчас Саша находится практически в оптимальной форме. Ему остается только нарастить соревновательную мощь. Это очень важный и тонкий момент: перед Олимпиадой в Сиднее Попов тоже находился в хорошем состоянии, но не смог добрать нескольких процентов готовности. И в итоге проиграл.

- В чем выражаются эти проценты?

- Только не в тренировочном километраже. Скорее в психологической готовности к высоким достижениям, а еще точнее в заряженности на успех. Если хотите знать, я сейчас вообще почти не нагружаю Сашу. На тренировках мы отрабатываем чисто соревновательные моменты старт, повороты

- Официальные старты в последний месяц перед Олимпиадой у вас тоже не запланированы?

- Поначалу мы хотели принять участие в Открытом чемпионате Швейцарии, который пройдет на следующей неделе, но потом передумали. Плыть сильно Саше сейчас не имеет смысла, слабо вообще незачем. В июне Попов принимал участие в трех этапах международной серии Mare Nostrum, они показали: нужный нам уровень готовности достигнут. В Афинах необходимо будет сделать последний шаг, который отделяет высокий уровень от высочайшего.

- Последние дни проведете в Золотурне?- Нет, на следующей неделе мы едем во Францию, в горы. Саше нужно поднабрать простого человеческого здоровья, на Играх оно очень пригодится. Потом заглянем на Средиземное море. В Афинах появимся дня за три до первого старта, этого хватит.

- Уже решено, на каких дистанциях будет стартовать ваш ученик?- Помимо своих коронных 50 и 100 метров Саша, скорее всего, примет участие в двух эстафетах 4х100 и комбинированной.

- Кроме Попова вы консультируете еще одну звезду российского плавания Станиславу Комарову. Каковы ее перспективы?- Это потрясающе талантливая девочка. По своим способностям - лучшая в мире. На Олимпиаде в Афинах она может выиграть две медали, а может - в силу возраста - ни одной. Куда важнее другое: Комарова способна стать настоящей суперзвездой и выступать на высочайшем уровне в течение десяти лет. Нужно только не форсировать ее подготовку.

- Говорят, у нее есть проблемы с мотивацией?

- Не думаю. Она просто еще очень молода. Комарова жемчужина нашего спорта, и относиться к ней нужно бережно.

- За свою тренерскую карьеру вы работали со многими спортсменами. Кто был самым любимым учеником?- Смотря по какому принципу выбирать. Лично для меня спортивные достижения пловца никогда не становились приоритетом. Важно, какого человека я из него сделал. Потому-то самой дорогой наградой стала видеокассета, присланная учениками на мое пятидесятилетие. На экране каждый из них поздравлял, рассказывал какие-то истории. Один вспомнил: Однажды я не выполнил норматив, но вы не стали выгонять меня. Спасибо вам за это. За свою жизнь я воспитал куда более известных пловцов, чем тот мастер спорта, но его благодарность тронула меня до слез.

- Трудно поверить, что тренер такого уровня, как вы, ставит спортивные достижения учеников на второй план.- И все-таки человеческие качества важнее. Взять хотя бы Николая Евсеева, ныне работающего в Германии. Очень сложный был человек: тонкий и в то же время агрессивный, склонный к демонстративным поступкам. Или же Игорь Полянский тоже характер будь здоров. Я учил этих ребят побеждать. Но никогда не настраивал враждебно по отношению к сопернику.

- А как же понятие спортивная злость?- Это качество в избытке было у другого моего бывшего ученика, австралийца Майкла Клима. В жизни он очень приятный, милый парень, но на дистанции привык ненавидеть всех и вся. После триумфа на чемпионате мира 1998 года, когда мы выиграли четыре золотые медали, в Австралии развесили плакаты с ликующим Климом на финише: кулаки сжаты, гримаса зверская. После возвращения Майкл подходит, спрашивает: Тренер, не слишком ли я эмоционален на снимке? - Но ведь это и есть твое лицо, - отвечаю ему.

- Тем не менее иногда негативные эмоции по отношению к сопернику приносят пользу

- Я категорически против антигуманной природы спорта. Увы, на Западе идея о том, что противника нужно ненавидеть, приобретает все больше сторонников. Выпущена даже книга, которая утверждает, что злоба снижает у человека болевой порог. Но вот возьмите еще одного австралийца, Гарри Холла-младшего. Перед каждым заплывом он кричал, что готов разорвать Попова. Но где Саша и где Холл!

- Последнее время плавание часто ассоциируется с использованием гидрокостюмов, употреблением стимуляторов. Выходит, эпоха чистого искусства прошла?

- В этом утверждении есть доля истины. Хотя, по моему мнению, современные пловцы не используют свой природный потенциал даже на 30%. Я вижу огромные резервы как в физической подготовке спортсмена, так и в его техническом оснащении. Для этого не нужен допинг, понадобятся лишь разрешенные препараты для поддержки организма.

- Откуда вы черпаете свои идеи?- Знаете, у меня лежит книга Александра Шумина Вопросы дыхания в плавании, изданная в 1927 году. Этот томик я вожу с собой везде и всюду, он вселяет в меня вдохновение. Уже в то время этот человек затрагивал такие вопросы, ко многим из которых мы подошли вплотную только теперь. Вот это наглядная связь поколений, воплощение традиций российского плавания.

- Какой же результат, по-вашему, пловцы будущего смогут показать, к примеру, на стометровке?

- Примерно 43 секунды.

- Для этого нужна физическая мощь Торпа? Техника Попова?

- Из всех моих учеников ближе всего к идеалу пловца подходил Геннадий Пригода. У него была абсолютно лучшая, просто-таки уникальная техника. Он мог одним движением посадить себя на волну. Я до сих пор не могу понять, как он это делал.

- Почему же тогда Пригода не стал суперчемпионом?

- По своему потенциалу Гена был вполне готов на результат в районе 47 секунд. Однако мне никак не удавалось найти ключ к его тренировке. Откровенно говоря, в то время я просто не знал, с какой стороны подойти к человеку с такой техникой...

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости