Топалов привел Софию в восторг
В столице Болгарии прошел супертурнир, где впервые были запрещены всяческие переговоры между шахматистами. Ничьи могли фиксировать только арбитры, если их к тому вынуждали обычные правила и простые теоретические позиции. За десять игровых дней не наблюдалось ни единого случая уклонения от борьбы, а первое место занял Веселин Топалов -- самый боевой из элитных гроссмейстеров.
Этот турнир отличался захватывающими дух перепадами в результатах чуть ли не всех участников. Будущий победитель не выиграл в первом круге ни одной партии и делил по его итогам последнее место. Впереди шли англичанин Майкл Адамс и россиянин Владимир Крамник, демонстрировавший необычно острую для него игру. У остальных по-прежнему было много "половинок". Чемпион мира по классической линии успокоил журналистов и организаторов турнира: напряжение скоро приведет к ошибкам, и результативность сразу возрастет. Возросла аж в два раза и для соревнования XX категории трудности достигла почти рекордного уровня. Любопытно, что решающий вклад в это внесли те же Крамник и Адамс: в 10 партиях на двоих они сумели сделать всего по паре ничьих. Настоящая же драма разыгралась в самом последнем туре.
Крамник против Топалова владел правом выступки. Накануне он вслух пообещал дать болгарину бой -- уже хотя бы потому, что терять ему было нечего. Выйти же он мог аккурат в середину таблицы, а заодно "организовать" дополнительные шансы на первое место для Вишванатана Ананда. Страшное дело: в темповой борьбе чемпион попросту подставил фигуру. И какое потрясение он испытал, скрывшись у себя в номере и там вдруг сообразив, что за три хода до "зевка" сам мог безнаказанно забрать черного коня и целое очко. Крамник обещал отыскать нешахматные причины потери концентрации и всего случившегося здесь, в Софии. А я посоветовал россиянину прежде всего бросить курить там -- у него дома, в Париже. Никто другой из ведущих гроссмейстеров этим давно не балуется.
В том числе -- венгерка Юдит Полгар. Она выиграла в Софии лишь у Адамса, но партия с Топаловым была похожа на великую ничью великой шахматистки. Когда-то Ласло Полгар, папа трех сестер, мечтал для них о шахматной короне, причем не простой, а мужской -- самой золотой. Теперь Юдит после рождения первого сына жаждет достойно выступить на чемпионате мира среди мужчин в Аргентине.
На торжественное закрытие турнира прибыл сам президент Болгарии. Он поздравил всех и подчеркнул, что ему, болгарину, особую гордость доставила победа Веско Топалова. Шахматисту, на которого здесь чуть не молятся, вручили икону. Ее тут же взял под охрану его менеджер Сильвио Данаилов, инициатор турнира, и обратил общее внимание на то, что текущий рейтинг его подопечного стал выше, чем у Ананда.
София