14 мин.

«Отвожу детей в школу, мне говорят: «А вы правда считать не умеете?» Самый меметичный судья медиафутбола

Его троллил Уткин.

Самый медийный рефери медиафутбола, неожиданно, работает в Казахстане. В 2024-м в местную медиалигу приехали «Амкал» и 2Drots, но главной звездой стал судья Алиби Мергазы. 

1. В полуфинале Алиби неправильно посчитал расстояние от нарушения до стенки – пропустил цифру семь. Подсчеты попали в прямой эфир и вызвали бурную реакцию как у комментаторов (оглушительный смех), так и у Василия Уткина: «На семи судья сглотнул, это случается».

2. В том же матче Мергазы удалил из технической зоны тренера 2Drots, который его оскорблял: но ошибся и показал красную другому тренеру, который просто стоял рядом.

3. В финале Алиби поставил пенальти в ворота 2Drots – главный тренер Дмитрий Кузнецов увел команду с поля.

Команды были в бешенстве от Алиби (2Drots даже пригрозили проигнорировать следующий сезон, если рефери не поменяют), а болельщики – в восторге: отчасти из-за того, что турнир был второстепенный, а еще и из-за меметичности арбитра. 

В 2025-м Алиби не судит в медиалиге Казахстана, но организаторов начали донимать вопросами о его приглашении еще за несколько месяцев до старта. Еще никогда рефери в медиафутболе не становился настолько популярным.

Ниже – монолог Алиби Мергазы. Из текста вы узнаете:

● Как изменилась жизнь после медиалиги? Школьники узнают на улице, пригласили в сериал.

● Почему пропустил цифру семь?

● Кого из игроков «Амкала» и 2D Алиби сравнил с Модричем, а кого – с Аршавиным?

● Почему в Казахстане тяжело судить? Не платят по 4-5 месяцев, перед матчами подходят с просьбами.

● Обиделся ли на то, что главный тренер 2Drots назвал его чукчой?

Мем «6,8,9» появился из-за того, что «пересчитывать расстояние до стенки – западло по понятиям судьи»

Я – бывший футболист. Был в команде мастеров в Семее, проходил сборы с командой первой лиги, но не заиграл. 

Бывшему игроку тяжело быть возле мяча. Охота ударить, поверьте. Еще когда команды никакие, понимаешь, что мог бы подсказать или отдать передачу, пробить по воротам. Поэтому мы часто играем в футбол с друзьями, коллегами, братьями.

Я судья национальной категории. С 2018-го работал ассистентом главного арбитра в Премьер-лиге. Судил все гранды Казахстана – «Астану», «Кайрат», «Ордабасы», «Тобол». Но топовые матчи не давали. Когда «Астана» и «Кайрат» разыгрывали чемпионство, работали авторитетные арбитры, которым за 40.

В прошлом году Дидар Сыдыкбек [президент турнира] пригласил меня в медиалигу Казахстана. Я уже судил там в 2023-м, но не погрузился – приехал, отсудил, уехал. А в 2024-м я изучал, мне объяснили что это такое, кто такие «Амкал» и 2Drots. Подумал: какая разница? Привозите хоть «Реал» и «Барсу», правила едины.

Но отличий от профи много. Условия в медиафутболе скромнее, но я уважаю Дидара – он меня не обидел. Еще все выбегают из технической зоны с камерами. Для меня это было дико. Но, как говорит Миша Литвин, мы работали на кондициях: тихо, спокойно, где-то с юмором. В школе я играл в КВН, казахский юмор всегда залетает в России. Сабуров у вас отлично двигается.

Как я понял, у вас в России мат – это нормально, сильно внимания не обращают. Но наш менталитет другой. Я корректно со всеми общался и старался сдерживать эмоции, но из «Амкала» и 2Drots можно было полкоманды удалять за мат.

В полуфинале «Амкал» – 2Drots родился мем «6,8,9». Прокоп и Имай требовали пересчитать расстояние до стенки, а это по понятиям судьи – западло. Нельзя идти на поводу у футболистов. Но они давили: «Давай, пересчитай». Главная задача в этот момент – не проиграть дуэль игроку. Но я считал шаги, дошел до шести – понял, что девять шагов не набирается, поэтому пропустил цифру.

Я и раньше попадал в такие ситуации, и спокойно пропускал цифру. Но в этот раз на мне был микрофон, поэтому разлетелось. Это был юмор. Я никого не унизил, не задел этой шуткой.

К тому же, там правда было девять метров. Просто я отвлекся на разговор с [капитаном «Амкала»] Имаем: сделал шаг, а посчитать забыл, начал со второго. Я много раз пересмотрел, действительно шаг оставил, поэтому не хватило.

Наш менталитет не воспринял «6,8,9». «О, считать не умеет», «Что у него с математикой?» В России это поняли лучше. Думаю, основные просмотры идут из России. У нас таких просмотров быть не может – в Казахстане население 20 миллионов.

Моя гримаса тоже стала мемом. Но это не специально: в моменте с Уланом Конысбаевым (полузащитник Aiqyn, бывший игрок сборной Казахстана – Спортс’’) общались на кондициях. Он же в Премьер-лиге играл. Пошло хи-хи, ха-ха, а это записали.

В жизни я на изи. Компанейский. Юмор – это мое. Но когда играл в футбол, так про меня не говорили. Я был опорником, который прыгает с двух ног.

Детали безумного финала с 2Drots: президент и тренер приходили в судейскую до матча, звонили из прокуратуры

В финале против SD Family (команды организатора турнира Дидара Сыдыкбека – Спортс’’) Дмитрий Кузнецов увел 2Drots в раздевалку из-за несогласия с моими решениями. 

В день финала главный тренер и вот этот длинноволосый – как его зовут? Президент, Некит. Вдвоем подошли: «Мы хотим нормального судейства». Я ответил: «Все сказали? Тогда выходите, вам в судейскую нельзя».

И мат пошел с первых минут. «Э!», «А!», «У!» Кузнецов с бровки орал «чукча». Мне потом из прокуратуры звонили. Я сказал, что претензий не имею, это были эмоции.

Отмечу Газданова. Он не раз ко мне подходил, говорил: «Брат, ты должен понимать. Это медийный футбол. Не обращай внимание». Подумал: ну хоть один здравый человек.

Когда 2Drots ушли с поля, мне хотелось завершить матч. Я говорил: «Да нафиг они нужны? Пускай едут домой».

Тренер не должен уводить команду в таких ситуациях. У Эда была игра рукой. Момент 50 на 50, на усмотрение арбитра. Я решил: рука в неестественном положении. Плюс у SD нападающий набегал и выходил бы один на и один, если бы не игра рукой. Это был срыв атаки. Я сомневался: «Может ошибся?» Но когда посмотрел ВАР, убедился в правоте.

Когда 2Drots ушли в раздевалку, я засек 15 минут и предупредил: «Если они не выйдут, я завершаю матч». Но организаторы попросили подождать, пока Дидар поговорит с их президентами. 2Drots не было 30 минут.

Уверен, что если бы не разговор до матча с Никитой и Кузнецовым, все пошло бы по-другому. Они сами себя психологически настроили, что их будут убивать. 2Drots в финале были на голову выше, кучу моментов не забили. А если бы я хотел их убить, надавал бы красных за мат.

«Мне не важно кто из технической зоны в мою сторону матом блюет». Алиби удалил не того тренера 2Drots – и не считает, что ошибся

Где-то у меня проскакивали ошибки. Например, со стенкой – можно было пересчитать правильно. Но Дидар был доволен. А куда деваться? Он понимает, что только я согласился на этот турнир. Многие действующие главные арбитры отказывались.

В 2023-м в казахстанской медиалиге тоже был бардак – драка в матче 2Drots и Top Team, судью убрали. Я не смотрел, но уверен, что 2Drots возили Top Team рылом, а те начали прыгать. Так и было?

Грубую игру надо гасить, сажать на свисток. Вспомните, как я судил полуфинал 2Drots – «Амкал». Надо мной смеялись за то, что я удалил не того тренера 2Drots. Просто когда пошли взрывы, я сажал всех на свисток. Тренеры 2Drots бунтовали, одного я удалил. Потом мне объясняли, это не тот тренер. Я отвечал: «Мне не важно кто из технической зоны в мою сторону матом блюет».

После Казахстана был Суперкубок Медиалиги, 2Drots и там проиграли. Значит, команда была не готова. Если бы они были в порядке, в Казахстане бы всех разорвали. После моего финала они и в России ничего не выигрывали. Это карма. Пусть позвонят мне, наладим отношения.

Но надо признать, что российские команды с запасом сильнее всех в казахстанской медиалиге. У 2Drots запомнились фланги – Слон, Газданов, Стиль. В середине поля – Манна: по-своему на Модрича похож, голова работает.

Но «Амкал» мне понравился больше. Вся середина поля была хорошая – Эрик, Прокоп. Пича выделялся – скоростной, техничный.

Маврин – это ваш Аршавин. Спрашивал у Дидара: «Сколько он в РПЛ играл?» – «Алиби, нет. Он даже во Второй лиге не играл». Я такой: «Да ну нафиг. Это уже не Аршавин, а Варди, который в 30 лет в «Лестере» заиграл».

Сейчас в России же конкуренция не такая высокая. Мне кажется, Маврин спокойно заиграл бы в середняке РПЛ. Высокий футбольный интеллект: передачи, открывания. И самое важное – Маврин умеет исполнять. Не раз ловил судей на своих падениях.

Популярность после медиалиги: школьники фоткаются на улице, звали в сериал (отказался, потому что по сценарию нужно брать взятку)

Профессиональные арбитры в Казахстане – максимально закрытые люди. Но после медиалиги я прилетел домой в Астану и почувствовал популярность. В основном подходила молодежь, просили фото. Для меня это было дико, но я воспринимал позитивно. В фотографиях не отказываю.

История со стенкой – мой любимый мем с моим участием. Когда отвожу детей в школу, мне говорят: «О, Алиби!», «6, 8, 9», «А вы правда считать не умеете? Вы в школе не учились?» Но я не обижаюсь, это приятная популярность. Мем разлетелся. Друзья звонили: «Ты в курсе, сколько просмотров?» Кто-то мне показывал, 30-40 миллионов на ютубе. 

Медиалига изменила мою жизнь. Благодаря популярности я стал востребован как медийное лицо (ниже подробно об этом – Спортс’’). Меня пригласили экспертом Metaratings.kz. Журналисты мне говорят, что я самый известный арбитр в Казахстане. За счет лица приношу пользу – люди больше узнают про судейство. Разбираю спорные судейские решения в казахстанской Премьер-лиге. Плюс мы запустили ютуб-канал, где я тоже даю трактовки. Кто-то обижается, чуть-чуть пошла война с судьями.

В конце 2024-го меня позвали в сериал на роль арбитра. Но я отказался. По сценарию нужно было брать взятку. Люблю честно зарабатывать, воспитание такое. Мне никто не скажет, что я с конторами работаю и херачу договорные матчи. Даже в кино не готов это делать. Наш менталитет заставит людей воспринять это всерьез. Но если бы я участвовал в грязных делах, то сидел бы тихо, а не работал в медиалиге.

К тому же я вышел из этой кухни. Судейство и федерация футбола дали мне образование. Я вырос как личность. И как я буду сниматься в таком провокационном сериале?

Алиби закончил карьеру после медиалиги. Недоволен хамством легионеров, в Премьер-лиге Казахстана получал от 53 тыс рублей в месяц

Судья – неблагодарная профессия. Всю жизнь веришь, что сейчас улучшат условия, обеспечат безопасность. Но каждый год одно и то же. Поэтому как только я стал известным и получил возможность сменить работу – завершил карьеру судьи.

В Казахстане больше нет таких людей, как Николай Левников. Это российский арбитр ФИФА, в 2017-м начал отвечать за судейство в казахстанском футболе. Он вытащил всех молодых на сборы в Турцию. Слава всевышнему, он меня заметил и вытянул в Премьер-лигу. Если бы не Левников, я бы не судил.

Футболисты зарабатывают миллионы, а судьи намного меньше. Хотя все на одном поле. В Европе работа судьи хорошо оплачивается, но у нас не так. Игроки смотрят свысока. Арбитр приезжает на игру на «Приоре», кто-то на «Камри», а эти могут на вертолете прилететь. Баланса нет. У тебя есть деньги – есть власть. Так и на поле, к сожалению.

Легионеры приезжают и ужасно ведут себя. Много случаев, когда меня материли хорваты, болгары, сербы. «Мачу, пикчу, пикчу, бакчу» – что-то на своем. Устал от такого отношения.

Главная проблема казахстанских судей – мало платят. Важно, чтобы у судей были контракты. Сейчас их нет: матч отработал, сдал акт, получил деньги. Нет назначений – нет денег. Я всю дорогу параллельно работаю, потому что зимой судьи без зарплаты. В ноябре сезон заканчивается, в декабре получаем последнюю зарплату и до мая – без денег. Нужно восстановление, тренажеры – это все деньги. В северных городах холодно, на улице не потренируешься.

Ассистентом в Премьер-лиге получал 141 тысячу тенге [около 27 тысяч рублей] за матч. В идеале могли дать три матча в месяц, но обычно получал только две игры в месяц [около 53 тысяч рублей]. На что этого хватит? Это копейки. А у всех ипотеки, кредиты, семьи.

70% судей терпят и верят в чудо. В декабре пришел новый президент федерации – Марат Омаров. Молодой парнишка, 36 лет. Тоже из Семея, мы занимались вместе. Он футбольный, разбирается. Мы верим, что он создаст условия.

Если оценивать последние 10 лет казахстанского футбола, то прогресс есть только последние два года. Судейский комитет возглавлял испанец Хуан Антонио Марин. Он проделал объемную работу: проталкивал ребят в УЕФА, уровень судейства вырос. Но в 2024-м Хуан ушел, комитет возглавил Александр Перемитин и мы откатились на пять лет.

В Казахстане есть хорошие арбитры. Но чемпионат хромает, и наших судей мало знают в Европе. Два-три рефери – не хуже Карасева: хороший возраст, знание языка, физическая подготовка. Ждем, когда они вылезут в топ. В России мне нравится Кукуян. Он чем-то на меня похож – с юмором, шутит с игроками, но его слушают.

Если бы 10 лет назад я знал, каково быть судьей, не пошел бы в эту профессию.  В начале зарабатывал 20 тысяч тенге (около 4 тысяч рублей – Спортс’’) за матч во второй лиге. Давали одну-две игры в месяц, поэтому параллельно работал торговым представителем, экспедитором. Мог стать супервайзером и директором компании, но судейство не позволяло – то сборы, то игры. Если бы сконцентрировался на торговле, сейчас уже открыл бы свой гипермаркет.

***

После финала Кубка Лиги пацаны шутили: «На «Газпром Арене» 2Drots и «Амкал» 30 тысяч собрали. Ты что не судил там?» Если президент Медиалиги пригласит, я рассмотрю предложение.

Если медиафутбол собирает такую аудиторию, значит на данный момент интереснее РПЛ. Возможно, потому что российские команды не играют в еврокубках. Сборная Казахстана максимум 30 тысяч собирает, а у вас на Медиалиге столько. Это нужно принимать.

От работы в медиалиге Казахстана в этом году я отказался. Она помешала бы моему личному проекту. Есть идея собрать всех комментаторов на лекцию о правилах. Я готов даже бесплатно, лишь бы они правильно доносили происходящее до зрителя. А то в матче пауза, комментатор говорит: «Наверное, судья свистнул штрафной». Хотя на самом деле там офсайд. Комментатор – мост между болельщиками и полем. А они не могут дать элементарные трактовки, потому что не разбираются в правилах. 

Зачем мне это? После медиалиги люди свыше сказали: «Братишка, хайпанул, теперь используй свое лицо в правильном направлении». И я использую, хочу развивать футбол в Казахстане. Я еще внесу свой вклад.

Телеграм-канал Ильи Ковалева

Медиаклубы против «Спартака», сборная сыграет с Венесуэлой, ММА-бои звезд. Медиаспорт в 2025-м

Фото: соцсети Алиби Мергазы; скриншоты трансляций казахстанской медиалиги; ФК «Пари Нижний Новгород»; телеграм-канал Севастиана Терлецкого; скриншот ютуб-канала Zidan4eg Live