19 мин.

Что такое медиафутбол?

Медиафутбол – направление футбола, в котором команды формируются из популярных блогеров, бывших профи, а также футболистов-любителей. В медиафутбол играют по правилам традиционного футбола, но в некоторых соревнованиях могут быть введены оригинальные правила (чистое игровое время, бонусный мяч, буллиты вместо пенальти и другие).

Интерес к медиафутболу проявляют и звезды профессионального футбола. Игроки московского «Спартака» Георгий Джикия и Александр Соболев летом 2022 года создали свою команду «Бей Беги». В декабре 2022-го года бывший защитник «Барселоны» Жерар Пике создал медиафутбольую лигу, получившую название «Кингс Лига». В ней сыграли Роналдиньо, Серхио Агуэро и Чичарито, а Икер Касильяс стал президентом одной из команд. 

Самыми известными медиафутбольными клубами  России являются 2Drots и «Амкал».

История создания медиафутбола

Медийные команды впервые появились в начале 2010-х. В 2012 году была создана «Спарта», о которой снималось реалити-шоу на телеканале «Россия-2». Чуть позже блогер Ник Ковальчук основал сразу две команды – Caramba Team и ФК «КФ». В 2017-м спортивный блогер Василий Уткин стал владельцем любительского клуба «Эгриси». На ютуб-канале Уткина запустили реалити-шоу, которое в ежедневном режиме рассказывало о жизни команды. 

Но это были разовые проекты, которые вертелись или вокруг селебрити, или были созданы при поддержке телевидения. На тот момент даже не существовало слова «медиафутбол». 

Все это время параллельно развивался совершенно другой мир. Приблизительно в середине десятых на ютубе начали появляться блогеры-фиферы. Они играли в FIFA (популярный симулятор футбола), соревновались друг с другом, распаковывали карточки внутри игры и снимали все это на видео. Аудитории нравилось, и к блогерам пришли первые рекламодатели. Однако достаточно быстро в индустрии наступил кризис идей. Постоянно придумывать видео вокруг Фифы было тяжело.  

Тогда первые блогеры начали выбираться в офлайн. Они арендовали поля, звали друзей и снимали футбольные челленджи. Считается, что первым формат придумал Герман Эль Класико. На 2017-й он был популярным блогером-миллионником. Также одними из первых ролики начали записывать Некит и Жека – популярные блогеры, а в будущем – основатели 2Drots. Они приглашали юных футболистов из московских академий. Некоторые из них в будущем стали игроками 2D. Например, Крап и Мбэйп пришли в команду в 13-14 лет и до сих пор состоят в ростере «дротов».

 

Следующий рывок случился в 2018-м. Герман Эль Класико придумал радикально новый формат: создать футбольную команду из блогеров.

«Амкал» родился максимально рандомно, – рассказывал Герман в интервью Sports.ru. – Я думал, что хочу собрать свою команду. Была мысль: звать исключительно блогеров и ставить их в формат, в котором они не бывают. Мы же много говорим о футболе, но на поле играем редко. 

Мы создали формат, где подписчики являются президентом клуба и принимают решения голосованием. Подписчикам нравилось управлять командой: выбирать цвет формы, эмблему, состав. Все это делали они. Нам оставалось только играть». 

Новаторский формат очень понравился аудитории. Кстати, Жека и Некит участвовали в одном из первых сезонов «Амкала», однако достаточно быстро вышли из проекта и создали собственную команду – 2Drots. 

В 2020-м Герман Эль Класико создал Московский Кубок Селебрити и медийный футбол перешел на следующий этап – к челленджам и видосам на ютубе добавился спортивный турнир.

В 2022-м Николай Осипов создал Медиалигу. После этого медийный футбол вышел на абсолютно новый уровень популярности: о нем писали большие институциональные медиа, его обсуждали на «Матч ТВ», свои медиакоманды организовывали РФС, Medium Quality, «Рубин». Благодаря Медиалиге и лобби ее президента Николая Осипова медиаклубы впервые сыграли в Кубке России.

Популярные команды в медиафутболе

2Drots

2Drots – победители первых двух сезонов Winline Медиалиги, серебряные (2021) и бронзовые (2022) призеры Московского Кубка Селебрити. В сезоне-2022/23 команда дебютировала на профессиональном уровне, получив приглашение в Кубок России. «Дроты» дошли до 1/128 финала, где уступили ивановскому «Текстильщику» в серии пенальти.

У основного канала 2Drots 3,36 млн подписчиков на ютубе – по этому показателю клуб является лидером российского медиафутбола. 

«Амкал»

Победитель МКС (2021), участник Кубка России по футболу, участник второго сезона Winline Медиалиги. Второй по количеству подписчиков клуб на ютубе (2,7 млн). 

«Амкал» – первый медийный клуб России и, по мнению многих, самый сильный и популярный. Часто играет выставочные матчи по России, один из самых громких – против московского «Динамо» весной 2022-го. В той игре забил гол знаменитый хоккеист Александр Овечкин. 

В своем дебютном сезоне в Медиалиге «Амкал» добрался до 1/4 финала, где потерпел поражение от 2Drots (3:4). 

«БроукБойз» 

«Броуки» – редкая медиакоманда с продуманной концепцией. Название происходит от слова broke, что на английском сленге означает нищий, разбитый. В клуб в основном приглашают футболистов с «поломанной» судьбой, не прижившихся в других командах или после тяжелых травм. Девиз «БроукБойз» – «нас не сломать, мы и так поломаны».  

«Броуки» многими воспринимаются как третья сила медиафутбола. Они яркие медийно благодаря своим президентам – Дмитрию Егорову и Райзену. И показывают классные результаты: в обоих сезонах МФЛ клуб добирался до четвертьфинала, а на МКС-2022 запрыгнул в финал. 

«10»

«10» – проект продакшена Medium Quality и команды «Ничего Обычного». Был создан летом 2022-го, перед вторым сезоном МФЛ-2, но быстро стал одним из самых популярных медиафутбольных клубов.

На поле регулярно выходят президенты «Десятки» и комики ТНТ – Денис Дорохов и Азамат Мусагалиев.

Звезды медиафутбола

Герман Эль Класико («Амкал»)

Президент «Амкала» и создатель Московского Кубка Селебрити. В футбол уже давно не играет. Считается самым популярным персонажем комьюнити.

Прокоп («Амкал»)

Воспитанник «Чертаново», в медийный футбол пришел в 2021 году. Выступал за «На Спорте» и 2Drots, но настоящей звездой стал в «Амкале». Считаемся лучшим футболистом медиафутбола. Отдавал классные ассисты в Кубке России (за «Амкал») и пробовал себя в профессиональном клубе «Ботев» из Болгарии.

Кутуз («Титан»)

Лучший форвард медийного футбола. Забивал в финале МФЛ-1 на «ВТБ Арене» и в Кубке России. Второй бомбардир МФЛ-2 (5 мячей). Перед стартом третьего сезона неожиданно перешел из 2Drots в «Титан».

Сибскана («Амкал»)

Один из олдов медиафутбола, капитан «Амкала». Несмотря на возраст (36 лет), играет в основе. Известен бойким характером (на поле не дает своих в обиду) и медийностью – троллит медийных футболистов на своем ютуб-канале (400 тыс подписчиков). 

Володя XXL (FC Bus) 

Одиозный форвард. Устраивает истерики, разбивает автомобили, сидит в СИЗО. Признавался, что у него есть психологические проблемы. Тем не менее достаточно классный форвард. Мечтает заиграть на профессиональном уровне.

Ромарой («Эгриси» / «Рома») 

Олд комьюнити. Начинал в «Амкале», затем основал «Рому» и с ней выиграл первый МКС. Техничный форвард, забивает классные голы. «Рома» лишилась спонсора и не попала в МФЛ-3, поэтому Ромарой проводит сезон за «Эгриси» Василия Уткина. 

Райзен («БроукБойз»)

Президент «БроукБойз», экс-игрок «Амкала». Одиозный персонаж: бурно ведет себя во время игр «Броуков», но на ютубе – корректен и интеллектуален. Придумал сленг медиафутбола – например, слово «снитч».

Виталий Дьяков (GOATS) 

Экс-игрок «Локомотива» и «Динамо», с 2022-го – в медийном футболе. Один из сильнейших защитников медиафутбола. С 2023-го играет в GOATS.

Дмитрий Сычев (2Drots) 

Голкипер 2Drots, лучший вратарь медийного футбола. Воспитанник ЦСКА, мечтает однажды вернуться в профессиональный футбол (возраст позволяет – к старту МФЛ-3 Сычеву 21 год).

Болельщики «самураев» обожают голкипера и придумали про него чант: «Оооо, Великииий  Сычееев».

T-Killah («Родина Медиа») 

Музыкант и президент клуба «Родина Медиа». Запомнился своим трэштоком в адрес других команд.

Медиафутбольные турниры

Winline Медиалига (МФЛ)

Президент лиги: Николай Осипов.

Главный медиафутбольный турнир России стартовал в апреле 2022 года. Это первый длинный турнир между медиафутбольными клубами. По словам Осипова, идея была настолько новаторской, что он с трудом нашел участников для первого сезона. Многие не понимали идею и отказывались. Например, в МФЛ-1 не играл «Амкал». 

Однако уже по ходу первого сезона популярность Медиалиги стремительно росла. Матчи плей-офф по просмотрам догоняли игры РПЛ, а финал прошел на «ВТБ Арене» и собрал 11 тысяч зрителей. 

Летом 2022-го Медиалига гремела по всей России, а на участие во втором сезоне пришло больше 100 заявок. Медиалига окончательно стала главным медиафутбольным турниром.

Главные особенности МФЛ:

• видоизмененные правила: тайм-ауты, красный мяч, чистое игровое время, офсайд Венгера

• активное участие бывших звезд РПЛ: в лиге появлялись Роман Павлюченко, Денис Глушаков, Виталий Дьяков, Александр Мостовой, Алан и Сослан Гатаговы, Георгий Тигиев, Арсений Логашов.

• активное участие медийных звезд: на полях МФЛ появлялись стендап-комики Азамат Мусагалиев и Денис Дорохов, музыкант Эльдар Джарахов, спортивные комментаторы Роман Нагучев и Дмитрий Шнякин.

• регулярные матчи на больших стадионах: «Открытие Банк Арена», «ВТБ Арена», Нижний Новгород», «Краснодар-2».

К старту третьего сезона на канал Winline Медиалиги подписано более 210 тысяч человек.

Московский Кубок Селебрити (МКС)

Московский Кубок Селебрити проводится раз в год, весной или летом. Обычно начинается с группового этапа (одна или две группы, в зависимости от числа участников), затем плей-офф.

Появление МКС в 2020-м означало новый этап развития медийного футбола – переход от челленджей и съемок видосов на ютуб к соревновательному футболу. МКС организовал Герман Эль Класико, президент «Амкала».  В первом розыгрыше МКС приняли участие 12 команд. В финале «Рома» обыграла «Ничего Обычного» (2:2, 5:3 по пенальти). Лучшим игроком турнира был признан Николай Обольский из «Ромы».

После появления Winline Медиалиги МКС считается скорее второстепенным турниром. Здесь нет крупных гонораров, миллионных просмотров, музыкантов-суперзвезд на разогреве и стадионов ЧМ. Однако МКС по-прежнему привлекает участников, ведь здесь всегда играет клуб Германа – «Амкал». 

1XBET Media Football League

Международный медиафутбольный турнир. Дебютный розыгрыш прошел в Астане в январе-феврале 2023 года. Участие приняли восемь команд из России, Казахстана и Кыргызстана: 2Drots, «БроукБойз», FightNights, SD Family, Top Team, Konoha, Sparta, One Game. 

Организовал турнир Дидар Сыдыкбек – бывший профессиональный футболист и президент SD Family (самого популярного медиаклуба из Казахстана).

Турнир прошел на достаточно высоком уровне и запомнился местным колоритом:

• 2Drots разгромили новичков медиафутбола Konoha 9:0. Игра была настолько легкая, что на поле появились даже президенты «дротов» – Некит и Жека.

• Матч 2Drots с клубом из Кыргызстана Top Team закончился массовой дракой и вызовом наряда полиции.

• Некоторые клубы были недовольны условиями проживания. Например, «БроукБойз» жаловались, что им слишком редко дают поле для тренировок. А форвард «Броуков» Володя XXL негодовал, что их кормят исключительно бешбармаком.

• Дидар сказал, что Майкл Оуэн мог приехать на церемонию награждения.

Первый победитель – 2Drots. В финале «самураи» победили Fight Nights в серии пенальти (1:1, 5:3). Будет ли турнир регулярным – не ясно.

Кингс Лига

Медиафутбольный турнир, проходящий в Барселоне. Главное отличие от российских и казахстанских соревнований – медийные личности не играют, а являются руководителями клубов. 

Матчи проходят в крытом павильоне в формате 7 на 7, таймы – по 20 минут.

Основатели лиги – бывший игрок «Барселоны» Жерар Пике и популярный испанский блогер Ибаи Льянос. Среди президентов клубов – Икер Касильяс, Серхио Агуэро и крупные испанские инфлюенсеры и селебрити. 

Трансляции 1-го тура Кингс Лиги привлекли огромный интерес: в среднем онлайн смотрели 450 тысяч зрителей, а пик пришелся на игру между «Порсиньос» и «Сайянс», за которой в прямом эфире на твиче следили 780 тысяч человек.

По ходу первого сезона Кингс Лига привлекла Роналдиньо. Великий бразилец сыграл за команду «Порсиньос». На поле Ронни не особо отличился, зато запомнился забавным эпизодом. Когда бразильца попросили разбежаться для исполнения буллита, тот отказался: «Пусть это делает кто-нибудь другой, я тут не для того, чтобы бегать».

Лига сообщила, что на всех платформах за матчем следили 2 120 962 зрителей.  

Дальше интерес только рос. Финал турнира прошел на стадионе «Камп Ноу» и собрал 92,5 тысячи зрителей и больше миллиона онлайна на твиче. Перед финалом лига объявила о расширении в Южную Америку и создании бразильского клуба, президентом которого станет Неймар. Все это анонсировали в шутливом ролике.

В мае 2023-го стартовал второй сезон Кингс Лиги.

Где смотреть матчи медийных команд?

Матчи медийных команд транслируются на ютуб-каналах лиг, иногда для показа используется сервис твич.

В апреле 2023-го Медиалига объявила о сделке с «Кинопоиском». Онлайн-кинотеатр получил возможность транслировать все матчи третьего сезона, а также пресс-конференции. 9 матчей будут доступны эксклюзивно, только подписчикам «Кинопоиска» (остальные можно будет посмотреть и на ютуб-канале Медиалиги).

Финансирование и спонсоры

Исторически основной источник финансирования в медийном футболе – букмекерские компании. 

Лидеры этого рынка – Фонбет, PARI и Winline. Они поделили самые крупные активы – Медиалигу (Winline), «Амкал» (PARI) и 2Drots (Фонбет). Среди заметных игроков можно отметить БК «Леон» (ФК «Деньги») и BetBoom (работают с «БроукБойз» с момента основания клуба).

Размер отчислений зависит от статуса и популярности клуба. В октябре 2022-го (по ходу второго сезона Медиалиги) «Рейтинг Букмекеров» опубликовал цифры доходов. 2Drots получали от Фонбет 10 млн рублей, «Амкал» – 9 млн. В среднем клубы МФЛ получали 3-4 млн рублей в год.

Потеря спонсора-букмекера означает почти гарантированную гибель для медиафутбольного клуба.

• Летом 2022-го от «Ромы» ушел букмекер. Чтобы заявиться во второй сезон Медиалиги Ромарою (президенту команды) пришлось распродавать личные вещи: Apple Watch, велосипед, MacBook.

• Тем же летом БК Winline урезала финансирование клубу «На Спорте» (на тот момент – один из лидеров медиафутбола). Команду моментально покинула главная звезда – рэпер T-Killah. В декабре контракт с Winline истек, клуб не нашел нового партнера и даже не претендовал на третий сезон Медиалиги.

• «Сахалинец» был в шаге от закрытия после ухода Фонбет в начале 2023-го.

Медийный футбол часто критикуют за такое мощное присутствие букмекеров. Читатели традиционных спортивных медиа считают, что медийные клубы продвигают ставки и подсаживают на них юную аудиторию. Это претензии легко разбиваются.

• В Российской Федерации запрещены ставки до 18 лет. А при регистрации в легальной букмекерской компании требуется подтверждение личности.

• На матчи Медиалиги и МКС не принимаются ставки.

• Спонсоры-букмекеры есть у всех клубов РПЛ и КХЛ, а «Пари Нижний Новгород» даже продал права на нейминг компании PARI. Медиалига точно не выделяется из этого ряда.

Второй по популярности источник финансирования – личные средства владельца или президента. Редкий вариант, ведь обычно у президентов нет денег.

Исключение – Александр Зуев, президент «Титана». У его семьи бетонный завод, и он с 2014 года содержит команду за свой счет. Перед стартом в МФЛ-3 «Титан» не обзавелся спонсором-букмекером.

Отличия медиафутбола от традиционного и отношение профессиональных футболистов

• Уровень открытости. Медийный футбол намного более открытый, чем профессиональный. Игроки легко общаются с журналистами до и после матчей (а иногда и во время). Пресс-службы команд не ограничивают игроков в общении со СМИ, а те не ограничиваются шаблонными фразами, а говорят все, что думают.

• В Медиалиге рефери носят камеру, а тренеры – микрофон. Поэтому мы видим и слышим буквально все, что происходит на поле.

• Профессионализм. Медийные команды не проходят сборы (за редчайшим исключением) и за год играют максимум 6 месяцев. По скоростям и качеству игры они уступают профессиональным клубам.

• Правила. В медийном футболе легко экспериментируют с правилами. В Медиалиге со второго сезона ввели красный мяч, тайм-ауты, чистое игровое время, а с третьего – офсайд Венгера.

• В Кингс Лиге матчи геймифицированы: играют усеченными составами на небольшом поле, президенты один раз за матч имеют право исполнить пенальти, в специальном кубике (подбрасывается во втором тайме) командам выпадает случайный бонус – например, игра в большинстве.

• Отсутствие системы трансферов. В медийном футболе нет единого регулятора (как УЕФА или ФИФА), поэтому ничего не мешает топ-команде забрать понравившегося игрока без согласия его клуба.

• Отсутствие международных турниров. Уже несколько раз у российских менеджеров были планы создать турнир медийных сборных, однако на весну 2023-го таких соревнований нет.

Отношение профессиональных игроков к медийному футболу скорее сдержанно-позитивное. Многие играют за клубы МФЛ, во втором сезоне даже участвовала команда РФС «Наши Парни», состоявшая из экс-звезд русского футбола.

Виталий Дьяков – важная часть медиафутбола, и он с удовольствием раздает комплименты Медиалиге: «Некоторые медийные команды сильнее каких-то команд из Второй лиги. Здесь есть хорошие ребята, у которых не получилось по каким‑то причинам заиграть. Некоторые футболисты чуть старше 20 лет приходят и хотят играть в Медиалиге, но не хотят выступать за команды из Второй».

Один из хейтеров медийного футбола – Андрей Аршавин. Его регулярно спрашивают про медиафутбол, однако Шава отвечает, что ему это абсолютно неинтересно: «Мое мнение никак не поменялось. Для меня это не футбол».

Негативные стороны медийного футбола

• Слишком много профи и мало блогеров.

На раннем этапе развития играли исключительно блогеры. Но с появлением Медиалиги в индустрию хлынули игроки низших дивизионов и ЛФЛ, экс-звезды РПЛ, выпускники футбольных академий. Блогеры или переехали на скамейку, или вообще ушли из медиафутбола. Новые селебрити тоже редко появляются. Исключение – Мусагалиев и Дорохов, которые регулярно играют за «10».

Теперь команды заранее договариваются на игру медийными составами. То есть обоюдно выпускают блогеров и селебрити на несколько минут. Во втором сезоне Медиалиги такое было лишь раз – в матче 2Drots и GOATS. Кстати, игра стала одной из самых просматриваемых в сезоне – зрители явно соскучились по блогерам. 

• Cлабая защита арбитров.

В медийном футболе игроки и тренеры позволяют себе намного больше, чем в профессиональном. В первую очередь по отношению к арбитрам. В их адрес регулярно можно услышать посылания матом – чаще всего за это не показывают даже желтые карточки. В августе 2022-го арбитру матча ФК «Деньги» – «БроукБойз» пришлось покидать стадион с охраной.

Из-за этого некоторые арбитры отказываются работать на матчах медийного футбола.

• Мало контента.

Многим командам Медиалиги не достает медийности: ярких форматов на ютубе, шоу перед матчами, креатива во время игр. Чаще всего команды используют шаблонные форматы: интервью, подкасты или пари с кем-то. 

Кажется, что ситуация исправляется: Медиалига ввела рейтинг медийной активности – в третьем сезоне по нему распределяет 5 миллионов рублей. Кроме того, в лигу зашли несколько ярких новичков, которые обещают много контента – например, «Титан».

Как попасть в медиафутбольную команду

Попасть в топовый медийный клуб с улицы практически нереально. В Медиалиге постоянно идет гонка вооружений, команды комплектуются бывшими профессиональными игроками, ЛФЛщиками, пацанами из мини-футбола и пляжного футбола. 

Поблажки делают только для топовых селебрити, однако даже от них требуется какая-то футбольная школа и регулярные тренировки. 

Хотя еще относительно недавно было по-другому. В первые годы существования «Амкал» и 2Drots проводили открытые наборы в свою команду в формате реалити. В клубы могли попасть люди с не самой сильной футбольной школой, но яркие или с интересной жизненной историей. Однако такие отборы уже несколько лет как не проводятся.

Весной 2023-го Winline Медиалига впервые провела драфт. На него могли заявляться как футболисты, так и блогеры/журналисты. Лучшие были выбраны в первом раунде командами МФЛ. Но есть нюанс: по правилам команды не обязаны выпускать задрафтованных. Поэтому еще далеко не факт, что они будут играть регулярно.

Будущее медийного футбола

Туманно. Медийный футбол – новое явление, индустрия растет и меняется прямо на наших глазах. Каким медиафутбол будет через 5 лет (и будет ли вообще) – не знает никто. 

Главный вопрос для российской Медиалиги – какое место она займет в экосистеме российского спорта? Многие связывают ее успех с моральным устареванием РПЛ – молодежи лига кажется скучной, закрытой, плохо упакованной медийно. Однако рано или поздно РПЛ обновит упаковку, станет более открытой и яркой. И вопрос в том, сможет ли Медиалига найти новое конкурентное преимущество?

Пока не вызывает беспокойство будущее топ-клубов. «Амкал» и 2Drots настолько большие бренды с внушительной армией болельщиков, что их существованию вряд ли что-то угрожает.

Не исключен вариант частичного симбиоза медийного футбола и профессионального. Президенты 2Drots давно говорят о желании сыграть в РПЛ и не исключено, что в какой-то момент клуб решится стартовать со Второго дивизиона.