3 мин.

Денис Матюхин: «Ребята просто молодцы, что приехали!»

alt

О соревнованиях

Признаюсь, со Спартакиадной соревновательной линейкой я близко познакомился только в этом году. Проведение Спартакиад – это прерогатива Министерства спорта, с которым мы активно сотрудничаем. Федерация дзюдо, в свою очередь, помогла с выбором формата соревнований. Мероприятие проводится в два дня: первый день – демонстрация техники 4 КЮ, а второй день соревнований – собственно командная борьба. Мы стараемся внедрить данный формат на всех этапах подготовки спортсменов до 15 лет, для того чтобы юные спортсмены не зацикливались только на борьбе.

В первый день Спартакиады ребята показывали знание техники дзюдо – в данной возрастной группе это очень важно. Во многих европейских странах, да и у наших родоначальников японцев, поэтапное освоение дзюдо основывается на изучении техники 6-1 КЮ – это общепринятая практика. В результате у молодых спортсменов постепенно растёт уровень их мастерства, и в зрелом спортивном возрасте ребята становятся наиболее вариативны в техническом плане. Для нас эти соревнования – еще один хороший старт, на котором ребята могут дополнительно посоревноваться и проявить себя.

О регионах

В марте этого года мы проводили в Мурманске первенство России в возрастной группе до 15, а в мае – Всероссийские соревнования до 13 лет в Екатеринбурге. В обоих возрастах первое место заняла технически хорошо подготовленная команда Северо-западного Федерального округа. Их тренеры проводят очень серьезную работу по изучению техники дзюдо. Сегодня результат этой работы мы видим – в первый день соревнований ребята из Вологды даже тремя парами показали достойный результат.

Команду из Волгограда я впервые увидел месяц назад в Екатеринбурге. Очень перспективная команда, а главное, тренеры очень были заинтересованы данным форматом соревнований – вот уже второй раз принимают в них участие. С точки зрения результата, не так важно, как они выступили, главное они уже «в теме». Просто молодцы, что приехали и достойно соревнуются. Кроме того, мне очень понравились команды из Москвы и Московской области.

О судействе

Вопросы к судейству будут всегда. Даже в Олимпийском дзюдо, когда один борец бросает другого на «иппон» (чистая победа), у судей бывают разногласия. Кто-то видел прием с другой стороны татами и подметил какие-то нюансы. Дзюдо в плане судейства субъективный вид спорта. А судейство соревнований по техники – еще более субъективно. Но в любом случае, при разногласии тренера и судьи в оценке того или иного действия, представитель команды может об этом заявить в строго установленном порядке, после чего, есть возможность скорректировать оценку. Все технические условия для этого есть – на соревнованиях ведется качественная видеозапись, так что всегда можно повторить тот или иной прием. В целом, на определение победителей и призеров судейство не сказывается. Специально для родителей и болельщиков мы ведем прямую трансляцию соревнований в интернете.

Об обучении

Я считаю правильным применять в обучении детей дзюдо общепринятую систему КЮ. Одновременно с этим ребята осваивают как терминологию, так и философию дзюдо. И здесь наши соревнования, безусловно, являются большим подспорьем. Федерация дзюдо России проводит в этом направлении кропотливую работу, делает ставку на полноценное всестороннее развитие детей.

Нормальное обучение возможно только на основе педагогических принципов. К сожалению, не все тренеры обладают высоким уровнем организации тренировочного процесса. Бывает так, то изначально тренер учит детей именно той технике, которую он сам когда-то применял, будучи спортсменом, и такое обучение, зачастую, не совпадает с главным принципом педагогики – «обучение от простого к сложному». Поэтому, сегодня Федерация дзюдо России регулярно проводит обучающие семинары для тренеров. На некоторых из них, наставники так же, как и дети, выходят на татами и сдают экзамены по технике дзюдо. Признаться, этот процесс иногда бывает достаточно мучителен для наших тренерских кадров.

Мы конечно не требуем идеального исполнения техники, но я считаю, что тренер обязан знать и уметь показать основной принцип броска. Осознание необходимости практики на татами с последующей сдачей экзамена, к некоторым из них приходит постфактум. Тем не менее, отечественные тренеры достаточно легко обучаемы и проявляют интерес к этому процессу, а это, безусловно положительным образом в дальнейшем скажется на дальнейшей работе – наиболее качественной подготовке юных дзюдоистов.

Отчёт о первом дне Спартакиады по дзюдо

Отчёт о втором дне Спартакиады по дзюдо