6 мин.

Люди, подарившие нам карате

Алексей Борисович Штурмин родился в Харькове в 1947, но когда ему было 5 лет, его семья перебралась в Москву. Именно здесь началось его увлечение спортом и довело до того, что он попал в секцию самбо к самому Харлампиеву, тому самому Анатолию Аркадьевичу Харлампиеву, который это самбо и придумал. Ну и понеслось - поехало. Успехи в боксе, в борьбе и привели его к карате.

Не очень-то жалуемый властями вид спорта обязан очень многим, если не всем, именно Штурмину. Он - первый тренер первой в Москве секции карате, он основатель Центральной Школы карате. Надо сказать, что для первого набора требовалось 50 учеников, а пришли записываться более 10 тысяч... Вот это конкурс, я понимаю! А вы мне про МГУ рассказываете))

Первые соревнования и первый чемпионат СССР - это все заслуга Алексея Борисовича и его друзей-соратников.

в

Карате в конце 1970х годов было в стране невероятно популярно. Но развитию его мешало то, что советская власть считала организованных каратистов прямым конкурентом комсомола и надо сказать, небезосновательно. Об этом рассказывает Александр Иншаков, еще один человек, многое сделавший для становления этого молодого вида спорта в СССР.

Меня лично посмешила история с Владимиром Высоцким, которого милиционеры, не признав, никак не хотели пропускать на турнир. Пропустили же только тогда, когда им объяснили, что это тот самый Жеглов, и только тогда они и признали коллегу)

Тадеуш Рафаилович Касьянов - один из ближайших сподвижников и друзей Штурмина, президент гильдии каскадеров и прочее, и прочее, тоже внес очень значительный вклад в отечественное карате. Кому эта фамилия ни о чем не говорит, посмотрите фото и убедитесь, что вы знаете этого человека))

в

Так вот, он в момент знакомства со Штурминым, он серьезно занимался боксом, но видимо судьба сводит людей, ради одной цели и я здесь привожу дословно его рассказ о том, как они познакомились.

«На дворе стоял август 1969 года. Я «бомбил» по городу на казенном «Москвиче». Смотрю, у Скаковой аллеи какой-то худощавый додик – так в то время модных парней называли – руку тянет. Ехать ему нужно было на Каретный ряд. «Рублишко», – объявил я цену. «Да хоть два, только побыстрее!» – отвечает. Повез я его. А у меня между сиденьями лежала та самая книжка Паркера. Заметив ее, случайный пассажир оживился: «Занимаешься?». «Да нет, так…Дерьмо какое-то несерьезное. Я боксер», – говорю. «Это не дерьмо, а вещь путевая. – Он словно даже обиделся. – Я сейчас уезжаю, неделю меня в Москве не будет. Если хочешь, давай потом пересечемся, поговорим на эту тему. Может, ты свои взгляды изменишь». Парня звали Алексей Штурмин. Так мы и познакомились.

А спустя неделю действительно встретились у ипподрома, недалеко от которого жил Алексей. Пошли к нему, по дороге беседовали о каратэ. А дома Штурмин предложил поспарринговать. Скинули пиджаки, встали друг против друга. Я был уверен в своих силах, а потому спокоен. Начал наступать. И тут перед лицом замелькали ноги Алексея. Попробовал пробиться сквозь защиту, но тут же получил несколько легких ударов по корпусу. Откровенно говоря, самолюбие мое оказалось уязвленным. Видел, что пропускаю его удары, не успеваю среагировать. Еще через несколько минут я поднял руки: «Учи! Хочу знать эту штуковину»

И благодаря этому случаю у Алексея Борисовича Штурмина появился первый ученик - Тадеуш Касьянов. Потом было много учеников и учеников учеников... и учеников учеников учеников...

Им очень здорово помогал Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Именно этот мудрый человек донес до молодых мозгов, что нельзя слепо копировать восточную технику и философию. Штурмин с товарищами развивали свой стиль карате, если можно так сказать "советский". В той школе карате занималось много офицеров, десантников, известных людей, и даже дети некоторых членов политбюро... Школа обрастала мясом и нужными связями.

Но когда разрешили создать федерацию карате, то все-таки побоялись сделать ее руководителем Штурмина. Назначили какого-то чиновника... Но дело даже не в этом. Карате развивалось и в школу стали направлять даже большие армейские коллективы для обучения навыкам рукопашного боя.

Затем произошел еще один скачок в популяризации "советского" карате. Кино!

а

Евгений Месяцев, друг Алексея Штурмина, затеял снимать кино о ВДВ. В роли главного героя изначально планировался сам Штурмин, но из-за травмы он участвовать в съемках не смог и на его место пригласили Галкина. Впрочем, сам фильм от этого ничего не потерял, мне Галкин в этой роли очень понравился! Постановку трюков взял на себя Касьянов и тоже великолепно с этим справился. Он же дублировал Михая Волонтира, благо они очень похожи. Сам фильм снимался в Литве и поэтому в качестве благодарности Тадеуш тренировал литовских чекистов параллельно со съемками.

Еще один забавный эпизод того времени. Спецслужбы из Каунаса впервые увидели нунчаки именно в этом фильме и до того вдохновились, что заказали их себе для служебных целей.

Затем были съемки "Ответного хода", но нашим каратистам отказали в оплате и они покинули проект. Завершал его Александр Иншаков. А Касьянов взялся за "Пиратов ХХ века", поставил там все трюки, снялся сам в роли героического боцмана и успех фильма превзошел все ожидания!

Но затем случилось то, что случилось. На носу была московская Олимпиада и карате в стране из-за каких-то мифических страхов запретили. Объяснили же это очень просто - мол, с бандитами, владеющими приемами карате, советские милиционеры справиться не могут. Детский сад.

В период запрета между Касьяновым и Штурминым пробежала черная кошка. Мы не знаем причины, известно лишь то, что проблема была в каких-то "организационных вопросах". И в это время действовала всего лишь одна секция карате, руководимая Касьяновым, где он обучал сотрудников спецподразделений "Вымпел" и "Альфа".

Как и следовало ожидать, идиотский запрет был впоследствии отменен, во многом благодаря энтузиастам-каратистам, которые давили на спортивное руководство всеми возможными способами. Сначала разрешили рукопашный бой, ну а затем и все остальное.

В настоящее время Алексей Штурмин является членом президиума Российского Союза боевых искусств. Александр Иншаков - президент Ассоциации каскадеров России и национальной федерации карате. Тадеуш Касьянов - президент федерации рукопашного боя.

http://santevit.livejournal.com