7 мин.

TaeKwonDo

История Тхэквондо Тхэкгён - традиционное корейское боевое искусство существовавшее ещё в древние времена, в племенном обществе. Как и многие виды традиционных единоборств, трансформировался с течением времени, развития общества и технологий, меняя своё название и приобретая иную роль. В этнографической книге периода Чжосон (1392 ~ 1910 гг. н. э.), «Хэдончжукчжи», наиболее точно передающей информацию о Тхэкгёне, пишется следующим образом.  “Среди древних обычаев есть вид борьбы Гаксуль(старинное название Тхэкгёна), в котором встав друг против друга ударяют ногой и опрокидывают. Есть три способа, самые низшие ударяют по ногам, те кто сильнее, ударяют по плечу, а самые сильные ударяют по голове. Таким образом, древние люди мстили своим врагам, некоторые делая ставки теряли любимую женщину.”  В период IV-VII веков Тхэкгён, распространяется по территории «Трёх государств», Когурё, Бэкчже и Силла, разделяющих в этот период Корейский полуостров, приобретая различные особенности, характерные, для параллельного развития, обособленных боевых систем имеющих общие корни. Когурё (37 год до. н. э. - 668 г. н. э.). Находилось на территории современной Северной Кореи, и было первым государственным образованием, возникшим из племенного союза, добившегося независимости от Китая. Получило название одного из племён. На стенах главных религиозных сооружений, буддийских храмов, наряду с религиозными принципами были изображения священных воинов, сражавшихся между собой и находящихся в стойках национальной борьбы ссирым и предположительно тхэквондо. Поскольку данный исторический период был насыщен междоусобными воинами и конфликтами, военная подготовка, включающая владение боевыми искусствами, имела важнейшее значение, лучшие воины занимали высшие посты в государстве.  В период правления шестого короля Тэче сформировалась базовая боевая система Сон-Бе, применявшаяся для подготовки королевской гвардии, бойцы которой носили отличительную короткую стрижку, высококачественную одежду и шелковые пояса. Преподаватели стиля обладали титулом «Ту Тэ Хен» и в военное время командовали отрядами "Сон-Бе", разрабатывали стратегию, принимали тактические решения на уровне провинций. Они не стригли коротко волосы, и их одежда отличалась ещё более высоким качеством. Сон-Бе наряду с практическим применением имела соревновательную составляющую. Во время ежегодного праздника "Син Су Ду" проводились состязания Тэк Ген (ранняя форма Тхэквондо): разбивание ледяных глыб, прыжки в ледяную воду и затем спарринг. Победителями турнира, как правило, становились бойцы практиковавшие систему Сон-Бе. Сон-Бе имеет и второе название. В источниках того времени встречается упоминание стиля «Су-Бак», под этим названием воины, практикующие Сон-Бе, участвовали в состязаниях сопредельных государств, в том числе Японии и Китае. В результате таких межстилевых состязаний развивались не только корейские стили, корни Су-Бак вошли в основы китайского стиля «Квон Поп» и японского Дзюдо. Пэкче (18г. д. н. э(по легенде). - 660г. н. э.) Основано королём Онджо, по легенде сыном основателя Когурё, в районе современного Сеула. На фоне своих соседей, Пэкче было миролюбивое и вместе с тем в процветающее, цивилизованное государство, ведущее активную морскую торговлю с Китаем и Японией . В этих условиях Боевая система наряду с практическим применением, превратилась в искусство, практику которого применяли как армия, так и гражданское население. Известно что, применялись техники атаки и защиты руками и ногами, а так же название "Су Бег Тха". Силла (57 г. до н. э. - 935г. н. э.). Юго-восточное расположение государства привело к его обособленности, изоляции от китайского влияния, самобытности и уникальности государственного и общественного устройства. Методикой отбора из молодежи, наставников-аристократов, стала, разработанная система, "вонхва" и "хварангдо". Она и определила военную, политическую, и общественную жизнь страны, закладывая моральные принципы "пхунвор" в основном актуальные и поныне:  - отказ от алчности; - верность слову и долгу; - преданность королю; - почтительное отношение к родителям; - совершенствование духа и тела; - защита Родины; - сплочение и объединение нации Большое влияние система Хваранг обрела с приходом короля Чингхунга (540 г. н.э). именно он усилил ее значение в армии и при дворе. Широкое внедрение системы в армии, стало одним из наиболее ключевых моментов правления короля Чингхунга. Методика системы, основывалась, на создании групп молодежи, которые уходили в уединённые, красивые и гармоничные места в горах, чтобы постичь и развить такие базовые качества, как нравственность, верность, ментальный и эмоциональный контроль, необходимый для изучения боевой системы. Путём строгих физических и ментальных тренировок юноши становились профессиональными воинами-интеллектуалами Рангдо, элитой армии и общества, служившей примером для всех остальных. Влияние этой системы распространилось на протяжении многих веков до наших дней. Система получила распространение в сопредельных государствах, в том числе и в Японии, и оказала значительное влияние на формирование японской самурайской культуры Бусидо (по-корейски – Мусадо – моральный кодекс самураев и хварангов). В тот период японцы переняли многие элементы культуры от корейских королевств Силла, Когурё и Пакче. Вместе с социальными аспектами передавались и основы боевых искусств. Так, аналогом Хваранга в Японии стал Сёгун, а аналогом Рангдо были солдаты Сёгуна – самураи. Предполагается, что семья основателя джиу-джицу также была связана с Хварангом. Японское имя «основателя» джиу-джицу – Синна Сабуро – по-корейски зв учит к ак Силла Самранг. Переселяясь в другие страны корейцы часто использовали название своего королевства в качестве своей фамилии. Имя основателя джиу-джицу означает «Третий человек в Силла», что позволяет предположить, что его предки были родом из королевства Силла. В "Хваранге" практиковалась система прародитель тхэквондо "Су Бак До". Членами "Хваранга" являлись целые фамильные роды. Правление этой организации привело к сложению и развитию самой совершенной социальной системы того времени, а в последствии послужило причиной объединения Кореи в одно государство. В переводе "Хваранг" означает "Цветущая молодежь".  Период Коре (918 г. н. э. - 1392 г. н. э.) Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».В конце X века Объединённое Силла , раздираемое внутренней борьбой, ослабло и потеряло власть над наместными королями. Страна погрузилась в хаос гражданской войны и восстаний, после чего на Корейском полуострове вновь, теперь уже ненадолго, возникли три государства. Ключевых сведений о развитии тхэквондо в этот период не имеется. Ван Гон, один из наместников, основал Корё в 918 году. Эра Трёх королевств кончилась после того как Корё завоевало Силла и Хубэкче в 936 году. Ряд источников указывает, что этот период во время народных праздников Весны, Посева и Урожая проводились различные соревнования и игры, одним из видов состязаний при короле Чхун Хэ практиковавшим Су Бак, были поединки среди его солдат. В период Корё военные пользовались большим почётом, а владение боевыми системами служило путём повышения в звании. Период династии Ли ( 1392 г. н. э. - 1910 г. н. э. ) . Пришедшая к власти династия, имеет второе менее известное название Чосон, после проведения коренных реформ в обществе установилась конфуцианская идеология. Военное искусство потеряло бывалый почёт и значимость Тхэкгёна в обществе снизилась до игры. Для положения в обществе мужчина должен владеть каллиграфией, играть на музыкальных инструментах и знать китайскую классическую поэзию. Единоборства снизили темп развития, так как утратили свою социальную роль и практику применения в военных действиях. Число практикующих Су Бак и Тхекгён сократилось, и к тому же, боевая система попала под тотальный контроль государства, на фоне недовольства в стране, как, представляющая достаточно реальную угрозу правящему режиму. Не смотря на эти обстоятельства, образовалось несколько очагов развития. В источниках указывается, что занимающиеся со всей страны приходили в деревни Там Янг и Хен Ли для сдачи аналога современных экзаменов и повышения квалификации. Встречаются и упоминания праздника Пек Чун Наль. Он, проводился в деревне Чак Чи, находящейся в префектуре Ун Чжин, провинции Чхун Чхонг, с участием лучших бойцов Су Бак с окрестных провинций.  Более поздние источники содержат записи о чемпионате по «Су Суль» (синоним Тхекгён), в которых описывается конкретная техника и формы состязаний. Различались три основные ступени мастерства:  Эксперт – удары только в прыжке или в голову соперника Средний уровень – удары не ниже предплечья Начинающий – не ниже уровня бёдер Встречается и описание поединка «Су Бег Та»: Двое бойцов сидя на земле против друг друга используя различные приёмы для ударов, техника могла достигать настолько высокого уровня, что зрители не всегда замечали, как и куда был нанесён удар. В 1790 г. на 14 году правления короля Чон Чжо, генерал Ли Дук Му, с помощью мастеров разных школ, создал книгу о всех известных в то время типах единоборств. Трактат известен под названием «Муедобо Тонгджи», он содержит описание 24 боевых дисциплин, среди которых узнаются элементы стилей Су бак и Тхекгён, дошедших до наших дней в практически неизменном виде. Специалисты отмечают, что большое количество стилей, техник и методик тренировок впоследствии и стало тем стилем, который называется ТХЭКВОНДО – всемирно известным видом спорта. Причиной того, что на сегодняшний день соревнования по Тхэквондо получили наиболее широкое распространение среди азиатских боевых искусств является то, что культура корейского боевого искусства включает в себя культуру соревнований.