TaeKwonDo
История Тхэквондо Тхэкгён - традиционное корейское боевое искусство существовавшее ещё в древние времена, в племенном обществе. Как и многие виды традиционных единоборств, трансформировался с течением времени, развития общества и технологий, меняя своё название и приобретая иную роль. В этнографической книге периода Чжосон (1392 ~ 1910 гг. н. э.), «Хэдончжукчжи», наиболее точно передающей информацию о Тхэкгёне, пишется следующим образом. “Среди древних обычаев есть вид борьбы Гаксуль(старинное название Тхэкгёна), в котором встав друг против друга ударяют ногой и опрокидывают. Есть три способа, самые низшие ударяют по ногам, те кто сильнее, ударяют по плечу, а самые сильные ударяют по голове. Таким образом, древние люди мстили своим врагам, некоторые делая ставки теряли любимую женщину.” В период IV-VII веков Тхэкгён, распространяется по территории «Трёх государств», Когурё, Бэкчже и Силла, разделяющих в этот период Корейский полуостров, приобретая различные особенности, характерные, для параллельного развития, обособленных боевых систем имеющих общие корни. Когурё (37 год до. н. э. - 668 г. н. э.). Находилось на территории современной Северной Кореи, и было первым государственным образованием, возникшим из племенного союза, добившегося независимости от Китая. Получило название одного из племён. На стенах главных религиозных сооружений, буддийских храмов, наряду с религиозными принципами были изображения священных воинов, сражавшихся между собой и находящихся в стойках национальной борьбы ссирым и предположительно тхэквондо. Поскольку данный исторический период был насыщен междоусобными воинами и конфликтами, военная подготовка, включающая владение боевыми искусствами, имела важнейшее значение, лучшие воины занимали высшие посты в государстве. В период правления шестого короля Тэче сформировалась базовая боевая система Сон-Бе, применявшаяся для подготовки королевской гвардии, бойцы которой носили отличительную короткую стрижку, высококачественную одежду и шелковые пояса. Преподаватели стиля обладали титулом «Ту Тэ Хен» и в военное время командовали отрядами "Сон-Бе", разрабатывали стратегию, принимали тактические решения на уровне провинций. Они не стригли коротко волосы, и их одежда отличалась ещё более высоким качеством. Сон-Бе наряду с практическим применением имела соревновательную составляющую. Во время ежегодного праздника "Син Су Ду" проводились состязания Тэк Ген (ранняя форма Тхэквондо): разбивание ледяных глыб, прыжки в ледяную воду и затем спарринг. Победителями турнира, как правило, становились бойцы практиковавшие систему Сон-Бе. Сон-Бе имеет и второе название. В источниках того времени встречается упоминание стиля «Су-Бак», под этим названием воины, практикующие Сон-Бе, участвовали в состязаниях сопредельных государств, в том числе Японии и Китае. В результате таких межстилевых состязаний развивались не только корейские стили, корни Су-Бак вошли в основы китайского стиля «Квон Поп» и японского Дзюдо. Пэкче (18г. д. н. э(по легенде). - 660г. н. э.) Основано королём Онджо, по легенде сыном основателя Когурё, в районе современного Сеула. На фоне своих соседей, Пэкче было миролюбивое и вместе с тем в процветающее, цивилизованное государство, ведущее активную морскую торговлю с Китаем и Японией . В этих условиях Боевая система наряду с практическим применением, превратилась в искусство, практику которого применяли как армия, так и гражданское население. Известно что, применялись техники атаки и защиты руками и ногами, а так же название "Су Бег Тха". Силла (57 г. до н. э. - 935г. н. э.). Юго-восточное расположение государства привело к его обособленности, изоляции от китайского влияния, самобытности и уникальности государственного и общественного устройства. Методикой отбора из молодежи, наставников-аристократов, стала, разработанная система, "вонхва" и "хварангдо". Она и определила военную, политическую, и общественную жизнь страны, закладывая моральные принципы "пхунвор" в основном актуальные и поныне: - отказ от алчности; - верность слову и долгу; - преданность королю; - почтительное отношение к родителям; - совершенствование духа и тела; - защита Родины; - сплочение и объединение нации Большое влияние система Хваранг обрела с приходом короля Чингхунга (540 г. н.э). именно он усилил ее значение в армии и при дворе. Широкое внедрение системы в армии, стало одним из наиболее ключевых моментов правления короля Чингхунга. Методика системы, основывалась, на создании групп молодежи, которые уходили в уединённые, красивые и гармоничные места в горах, чтобы постичь и развить такие базовые качества, как нравственность, верность, ментальный и эмоциональный контроль, необходимый для изучения боевой системы. Путём строгих физических и ментальных тренировок юноши становились профессиональными воинами-интеллектуалами Рангдо, элитой армии и общества, служившей примером для всех остальных. Влияние этой системы распространилось на протяжении многих веков до наших дней. Система получила распространение в сопредельных государствах, в том числе и в Японии, и оказала значительное влияние на формирование японской самурайской культуры Бусидо (по-корейски – Мусадо – моральный кодекс самураев и хварангов). В тот период японцы переняли многие элементы культуры от корейских королевств Силла, Когурё и Пакче. Вместе с социальными аспектами передавались и основы боевых искусств. Так, аналогом Хваранга в Японии стал Сёгун, а аналогом Рангдо были солдаты Сёгуна – самураи. Предполагается, что семья основателя джиу-джицу также была связана с Хварангом. Японское имя «основателя» джиу-джицу – Синна Сабуро – по-корейски зв учит к ак Силла Самранг. Переселяясь в другие страны корейцы часто использовали название своего королевства в качестве своей фамилии. Имя основателя джиу-джицу означает «Третий человек в Силла», что позволяет предположить, что его предки были родом из королевства Силла. В "Хваранге" практиковалась система прародитель тхэквондо "Су Бак До". Членами "Хваранга" являлись целые фамильные роды. Правление этой организации привело к сложению и развитию самой совершенной социальной системы того времени, а в последствии послужило причиной объединения Кореи в одно государство. В переводе "Хваранг" означает "Цветущая молодежь". Период Коре (918 г. н. э. - 1392 г. н. э.) Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».В конце X века Объединённое Силла , раздираемое внутренней борьбой, ослабло и потеряло власть над наместными королями. Страна погрузилась в хаос гражданской войны и восстаний, после чего на Корейском полуострове вновь, теперь уже ненадолго, возникли три государства. Ключевых сведений о развитии тхэквондо в этот период не имеется. Ван Гон, один из наместников, основал Корё в 918 году. Эра Трёх королевств кончилась после того как Корё завоевало Силла и Хубэкче в 936 году. Ряд источников указывает, что этот период во время народных праздников Весны, Посева и Урожая проводились различные соревнования и игры, одним из видов состязаний при короле Чхун Хэ практиковавшим Су Бак, были поединки среди его солдат. В период Корё военные пользовались большим почётом, а владение боевыми системами служило путём повышения в звании. Период династии Ли ( 1392 г. н. э. - 1910 г. н. э. ) . Пришедшая к власти династия, имеет второе менее известное название Чосон, после проведения коренных реформ в обществе установилась конфуцианская идеология. Военное искусство потеряло бывалый почёт и значимость Тхэкгёна в обществе снизилась до игры. Для положения в обществе мужчина должен владеть каллиграфией, играть на музыкальных инструментах и знать китайскую классическую поэзию. Единоборства снизили темп развития, так как утратили свою социальную роль и практику применения в военных действиях. Число практикующих Су Бак и Тхекгён сократилось, и к тому же, боевая система попала под тотальный контроль государства, на фоне недовольства в стране, как, представляющая достаточно реальную угрозу правящему режиму. Не смотря на эти обстоятельства, образовалось несколько очагов развития. В источниках указывается, что занимающиеся со всей страны приходили в деревни Там Янг и Хен Ли для сдачи аналога современных экзаменов и повышения квалификации. Встречаются и упоминания праздника Пек Чун Наль. Он, проводился в деревне Чак Чи, находящейся в префектуре Ун Чжин, провинции Чхун Чхонг, с участием лучших бойцов Су Бак с окрестных провинций. Более поздние источники содержат записи о чемпионате по «Су Суль» (синоним Тхекгён), в которых описывается конкретная техника и формы состязаний. Различались три основные ступени мастерства: Эксперт – удары только в прыжке или в голову соперника Средний уровень – удары не ниже предплечья Начинающий – не ниже уровня бёдер Встречается и описание поединка «Су Бег Та»: Двое бойцов сидя на земле против друг друга используя различные приёмы для ударов, техника могла достигать настолько высокого уровня, что зрители не всегда замечали, как и куда был нанесён удар. В 1790 г. на 14 году правления короля Чон Чжо, генерал Ли Дук Му, с помощью мастеров разных школ, создал книгу о всех известных в то время типах единоборств. Трактат известен под названием «Муедобо Тонгджи», он содержит описание 24 боевых дисциплин, среди которых узнаются элементы стилей Су бак и Тхекгён, дошедших до наших дней в практически неизменном виде. Специалисты отмечают, что большое количество стилей, техник и методик тренировок впоследствии и стало тем стилем, который называется ТХЭКВОНДО – всемирно известным видом спорта. Причиной того, что на сегодняшний день соревнования по Тхэквондо получили наиболее широкое распространение среди азиатских боевых искусств является то, что культура корейского боевого искусства включает в себя культуру соревнований.
Однако, говоря о развитии единоборств на Корейском полуострове, следует заметить, что не все складывалось так уж успешно. Династии владык, сменяющие одна другую, постепенно стали добиваться, чтобы никто, кроме их воинов, не овладел секретами эффективной боевой техники. Владыки боялись, что во время начавшегося бунта эти элементы могли быть использованы против них. Поэтому в средние века боевые искусства в Корее развивались изолированно, секреты боевого мастерства передавались из поколения в поколение как семейная реликвия. Именно этим можно объяснить тот факт, что в 20 веке в Корее сохранились лишь фрагменты стилей некогда известных боевых школ.
Ощутимый удар по корейским боевым искусствам нанес гнет со стороны японцев, длившейся с 1909 по 1945 год. На протяжении 36 лет оккупанты запрещали любой вид спорта.
Таэквондо как вид боевого искусства был основан 11 апреля 1955 года генералом южнокорейской армии Чой Хонг Хи. За короткий срок существования таэквондо обрело огромную популярность, на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире. За годы его истории было зарегистрировано множество различных федераций, три из них самые многочисленные:
Международная федерация таэквондо (ИТФ), зарегистрированная 22 марта 1966 г., имеет филиалы в 126 странах мира, которую до 2002 года возглавлял основатель таэквондо генерал Чой Хонг Хи.
Глобальная Федерация таэквондо (ГТФ), возглавляемая мастером Пак Дзун Тэ. О её численности и организации очень мало сведений и они часто противоречивы.