«Ко мне в сумо приходили тренироваться Артур Таймазов и Хасан Бароев». Последнее интервью Владислава Токаева
Выдающийся тренер сборной России по сумо, родоначальник этого вида спорта на Каказе Владислав Токаев умер от разрыва сердца на 64-м году жизни. За несколько дней до этого печального события, Владислав Каурбекович дал интервью пресс-службе Федерации сумо России. Это интервью стало для легендарного тренера финальным.
– Владислав Каурбекович, почему республика Алания стала кузницей талантов для сборной России по сумо. Как можно объяснить, что в нашей национальной команде столько представителей этого замечательного региона?
– Испокон веков так повелось, что в Осетии всегда борцы были очень сильные. Исходя из этого, когда мы в 2000 году начали в республике заниматься сумо, я делал ставку на борцов-вольников, а сейчас у меня в группе уже появились чистые сумоисты, которые стали чемпионами мира. Мы работаем, но и нельзя сбрасывать со счетов борцовскую наследственность жителей Осетии. На чемпионат мира-2019 в мужскую сборную России отобрались в основном мои воспитанники.
– Сколько чемпионов мира по борьбе сумо вы воспитали?
– За всю историю их 10 человек. Среди них есть трехкратные и четырехкратные чемпионы мира. Среди моих учеников много чемпионов Европы…
– Наверное, устали считать медали, которые завоевали ваши ученики.
– Статистическое управление считает медали. Сразу так и не скажешь, сколько медалей выиграли мои ученики. Надо будет, посчитаем, конечно. Медали под ногами просто так не валяются никогда.
– Как я понял, теперь к вам в секцию приходят юноши, которые раньше не занимались какими-либо видами борьбы, и говорят, что хотят заниматься сумо?
– Да. Я сам бывший вольник, приглашал вольников в секцию сумо, потому что их легче переучивать. А тут ребенок сразу пришел в сумо, например, Русик Багаев. Он кувырок сделает, и живот свой прячет, такой толстенький был маленьким. И не только он, многие…
– В Осетии много олимпийских чемпионов по вольной борьбе, как они относятся к сумоистам? Чувствовали ли их переубеждение по отношению к сумоистам, дескать, это не самый сложный вид спорта?
– Да, так они считали, что борьба сумо – это в сторону корпус убрал, и соперник мимо пролетел. Но перед Лондонской Олимпиадой (2012) в борьбе появились правила: вытолкнул соперника с ковра – балл заработал. Так ко мне приходили тренироваться олимпийские чемпионы – Артур Таймазов и Хасан Бароев. Хотели научиться толкаться, как сумоисты и уходить от приемов, чтобы их не вытолкнули с ковра. Когда они пришли и почувствовали что такое сумо, они сказали: Владислав Каурбекович, мы думали, что ваша борьба - это ничего особенного, теперь мы думаем совершенно по-другому. Сумо – очень сложная борьба, она же очень чувствительная: одним движением можно соперника на колено поставить, и даже не поймешь, насколько быстро это происходит. Особенно тувинцы здорово владеют этим навыком, потому что у них национальная борьба похожа на сумо: берут соперника за локоть, вылавливают шаг, потом дергают оппонента и человек уже на коленях.
– Как осетинские сумоисты конкурирует с тувинцами?
– Очень просто. Их нет на чемпионате мира, а мы – есть.
– То есть вы знаете секрет противоядия приемам тувинских борцов?
– Ничего особенного там знать не нужно, просто необходимо постоянно тренироваться. Как говорят: борец должен бороться, бегун должен бегать. Кто больше тренируется, тот и выигрывает, это понятно и без особых научных подходов.
– Но вы наверняка знаете секрет побед над родоначальниками сумо – японцами.
– Мы же просматриваем видеозаписи поединков наших соперников. На каждого соперника есть своя борьба. Зная слабые стороны противника, можно настраиваться на победу. В сумо ошибаться нельзя, в вольной борьбе бал уступил – можно отыграться, а здесь – все, конец. Поэтому надо быть готовым ко всему во время поединка. Побеждаем мы японцев регулярно на чемпионатах мира в командном зачете, начиная с 2006 года. Два раза прямо в Японии победили.
– В чем особенно сильны японские сумоисты?
– В старте. Стартуют они в начале поединка очень сильно. В профессиональном сумо японцы не уважают тех, кто со старта увиливает от борьбы, от удара грудь в грудь. Обязательно должно быть столкновение, а потом борьба пойдет, - так они считают. Когда их спросишь: как от мощного старта защититься? Они ответят: нужен еще более сильный старт навстречу сопернику. А мы их часто обманывали, они не очень хорошо на ногах стоят, а наши сумоисты, имея навыки борьбы, часто делают проход в ноги.
– То есть, старт в сумо сродни столкновению соперников в американском футболе в начале поединка. Чем сильнее разгон, тем больше шансов одолеть соперника.
– Да. А вот в Японии не уважают тех, кто уклоняется от старта. Хотя это не запрещено, но у них это не любят.
– А может, все-таки кормят по-особенному сумоистов в Алании, если в любительском сумо они сильнейшие в мире?
– Нет. Ничего особенного мы не кушаем. Никто никого специально не откармливает. Просто ребята у меня очень большие. Также я могу сказать: баскетболистов растягивают, что ли, если они такие высокие? Просто в сумо ищут больших людей, кто предрасположен к полноте, их, кстати, видно с раннего детства. Русик Багаев, например, пришел в сумо в 15 лет, а у него вес был уже 140 кг. Сразу видно – сумоист.
– А я думал, что в Осетии готовят специальный шашлык, который помогает стать чемпионом в сумо…
– Мы умеем готовить, покушать любим, но специальной диеты у сумоистов нет. Естественно, когда человек много работает – у него потребность хорошо кушать. А когда человек не работает, то много калорий и не надо. Поэтому, подводя итог нашего разговора, ребята у меня хорошие, сумо – борьба хорошая. Спасибо за интервью.
записал Руслан Карманов