«Я могла выигрывать больше»: Ярослава Шведова о завершении карьеры, о победе на Уимблдоне и выступлениях за сборную Казахстана
Легенда.
Обладательница двух турниров «Большого шлема» в парном разряде и экс-первая ракетка Казахстана Ярослава Шведова объявила о завершении карьеры. На пресс-конференции, организованной Федерацией тенниса Казахстана Ярослава рассказала, почему завершила игровую карьеру, о том, как сложилась для нее Олимпиада в Токио, и о выступлениях за сборную Казахстана.
***
О причине завершения карьеры.
– Это накопленная усталость, невозможность хорошо поддерживать форму. Сложно путешествовать, когда у тебя уже есть семья. Я провела много матчей на US Open, взвесила все «за» и «против». Поняла, что не смогу достойно выступить на Astana Open, и чтобы на расстраивать домашние трибуны и дать возможность играть молодому поколению, я приехала поддержать турнир и объявить о окончании моей карьеры.
О самой талантливой молодой теннисистке Казахстана.
– Сейчас в лидерах, наверное, Жибек Куламбаева. Она очень хорошо играет в этом году, много выигрывает в паре. Мы пригласили ее на сборы, и она потенциальный игрок команды.
О самых ярких моментах в карьере.
– «Золотой сет» на «Уимблдоне» – одно из самых непередаваемых ощущений. Я даже не слышала о таком ранее, не могла представить такую ситуацию. Еще у меня было много эмоций и ощущений, когда мы сделали это с Ваней Кинг, выиграли турнир «Большого шлема». Мы даже щипали друг друга несколько недель, не веря, что выиграли «Уимблдон». Еще воспоминание детства: когда выиграла свой первый турнир, получила кубок, и пошла спать вместе с ним.
Об упущенных возможностях в карьере.
– Я рада своим достижениям, но мне кажется, что я могла быть лучше, могла выиграть больше турниров. Это сложно…У каждого свой путь. Я представляла, если бы я встретила вот этого тренера десять лет назад, и мы начали работать… Все это новые технологии, методы меняются. Но я рада всем своим заслугам и довольна карьерой. Были моменты, где мы нервничали, где не получалось, где не выигрывали. Но это спорт, где есть и всегда будут победители и проигравшие.
О материнстве и спортивном будущем детей.
– У меня двойняшки. Материнство меня поменяло в хорошую сторону. Это новый навык. Особенно это чувствую на позиции капитана команды и тренера. У меня есть материнский инстинкт, что я должна следить за всеми игроками, как за птенцами своими. Хочется им создать максимально лучшие условия. Я кайфую от этого, мне хочется оберегать игроков, защищать их, дарить им тепло. Мы с мужем хотим, чтобы наши дети попробовали себя в разных видах спорта. Сын идет в сторону борьбы, уже сам показывает приемы. Дочь же у меня бегунья. Просим мою маму – она у меня легкоатлетка, чтобы тренировала внучку. Дети пока теннис не пробовали, но было бы интересно на это посмотреть.
О самой сильной сопернице.
– Сложнее всего было играть с Сереной Уильямс. У меня было максимальное желание побороться с ней, хотелось усложнить ей жизнь на корте. Во время встречи, уже во втором сете я начала догонять ее, стало легче играть. Я посмотрела на нее и чувствовала, что она меня боится. Мне настолько понравилось это ощущение, что сама Серена Уильямс меня боится! Я как хищница: хотелось давить все больше и больше, но проиграла в решающей партии. Снимаю перед ней шляпу, что она собралась в нужный момент, обыграла меня на пике. Колоссальный игрок. Меня радует, что я заставила понервничать одну из великих теннисисток нашего времени.
Об Олимпиаде-2020 в Токио.
– Олимпиада получилась необычной: она была перенесена, было много ожиданий и все не было известно до конца. Я счастлива, что смогла квалифицироваться по рейтингу, это была моя третья Олимпиада. Но результатом немного расстроилась. Перед вылетом я сильно отравилась, не знала, смогу ли я долететь до Токио, сбивала температуру. От этого все дальше покатилось комом. Была безумная жара, сложные тренировочные условия, влажно. Я чувствую, что хорошо играла, но безумно расстроена, что мне не удалось доиграть и побороться дальше. У меня случился солнечный удар и паническая атака. Наши девчонки тоже не смогли доиграть, поэтому хотелось дойти до конца и постараться выиграть. Для нас это не самая удачная Олимпиада. Но мы рады, что Лена Рыбакина добралась до полуфинала, поборолась за медаль. Я надеюсь, что на следующих Играх мы заработаем больше медалей.
О выступлении за сборную Казахстана.
– Мне повезло, что меня заметила Федерация Казахстана и пригласила. Раньше мои призовые даже не покрывали расходы на поездки. Было очень сложно. В России большое количество игроков, сложно было попасть в команду. Я с удовольствием приняла решение о переходе: Казахстан для меня родной. Я родилась еще в СССР, мы один народ. Я рада, что в Казахстане появились люди, которые любят теннис. Есть колоссальная разница между моими выступлениями за Россию и Казахстан. В Казахстане я была первой ракеткой страны: отношения болельщиков и эмоции очень сильно заряжали и вдохновляли.
О лучшем партнере в парном разряде.
– Самой запоминающейся напарницей является Ваня Кинг. С ней я знакома еще с юниорства, играли друг против друга, и у нас сложилась дружба. В 2010-м решили попробовать сыграть вместе. Я всегда выбирала напарников, которые по энергетике мне подходили. Бывало, что я выбирала хороших игроков, но мне не хватало общения, дружелюбного отношения. С Ваней постоянно смеялись, улыбались, общались во время перерывов. Это все давало нам расслабиться и не нервничать, выигрывать турниры, хорошо выступать. Это, наверное, самое главное. Мы остались хорошими друзьями, друг к другу ездим в гости, общаемся.
О том, чем будет заниматься в дальнейшем.
– Много мыслей. Я пока пытаюсь определиться. Основное – это капитанство, но мне хочется поделиться своими навыками с игроками. Пока не знаю, как это будет. Наверное это будет индивидуальное тренерство, но я готова и горю желанием всем помочь. Говорю тренерам: звоните, у вас есть мой номер. В последнюю неделю очень сильно заинтересовалась детским теннисом: понимаю, что детям нужна хорошая тренерская база.
О вероятности возобновления карьеры.
– Я думаю, что это окончательно. Я знаю все эти истории, когда игроки завершали карьеру, а затем возвращались, Ким Клейстерс, Лена Веснина тоже и Алла Кудрявцева. У нас даже есть «мамский чат» теннисистов, где собраны девчонки, уже ставшие матерями. Я думаю, что у меня есть накопившаяся усталость. Больше энергии у меня идет в развитие тенниса, помощи молодым игрокам. Я уже вернулась после рождения детей, спустя три года перерыва, и это было очень сложно. Не уверена, смогу ли я еще раз пройти через это.
О прогрессе большого тенниса в Казахстане
– Прогресс виден сильно. Особенно, если смотреть на количество людей, занимающихся теннисом. Сейчас корты буквально забиты. Безумно радостно видеть теннисный бум, ведь после него обязательно появятся новые теннисные звездочки. Чем больше людей, тем больше вероятности, что найдется больше талантливых игроков. Но в то же время Федерация делает много работы для развития и улучшения. История тенниса в нашей стране очень короткая, поэтому мне кажется, пока нельзя требовать от Казахстана звезд в большом количестве. Но мы над этим работаем, и, надеюсь, все получится.
Ааа, они снова вернулись! ❤️ Федерация тенниса Казахстана провела фотосессию с бездомными питомцами
Фото: Федерация тенниса Казахстана; wtatennis.com; REUTERS/Mike Segar