0

Антилогика

Мужская сборная России по гандболу, единственная в стране представительница игровых видов спорта, "озолотившаяся" в Сиднее, менее чем через четыре месяца была направлена судьбой и календарем Международной гандбольной федерации (ИГФ) за подтверждением своего лидерского статуса. Направлена на очередной чемпионат мира во Францию, где во вторник и среду одержала свои первые победы над Тунисом и Украиной. Победы, впрочем, получились такими, что непонятно: следует после них радоваться или насторожиться.

24 команды -- финалисты чемпионата мира оказались в гостях у немногим меньшего числа городов. По точкам концентрации гандбольной знати можно учить географию Франции: в Безансоне, Дюнкерке, Нанте и Монпелье идут групповые турниры, которые выявят имена участников 1/8 финала и сетку "олимпийки". Альбервилль, Амневилль, Марсель и Тулуза проведут матчи этой и четвертьфинальной стадий. А венцом турнира станет непосредственный дележ наград -- разумеется, в Париже. Не берусь прогнозировать, сколь радушно встретит гандбол избалованный "Берси", но пока мне трудно отделаться от ощущения, что чем дальше от финала (и соответственно от Парижа), тем трогательнее и теплее атмосфера, сопутствующая этому турниру и его участникам.

Для пущего комфорта играющих в Дюнкерке команд тут даже сформировали из школьников своеобразные группы поддержки каждой сборной, обеспечив их флагами соответствующей расцветки и всей прочей болельщицкой атрибутикой. (Не обеспечили разве что речевками -- даже занятно, понимали ли наши гандболисты, что поддерживают именно их, когда с трибуны неслось "Alles les la Russie!") Однако сборной Туниса, первому сопернику россиян, эта милость организаторов была совершенно ни к чему. Не сказать чтобы в Дюнкерк приехало очень уж много болельщиков этой сборной -- около двухсот человек. Однако своими напевами и аритмичным боем барабанов им удалось поставить на уши всю арену. Еще перед игрой я удостоверился в том, что тунисские фанаты способны на многое -- когда они под эти же барабаны "разогревались" будоражащими плясками в холле арены. Заодно впоследствии я был избавлен от всяких усилий, для того чтобы как можно точнее образно охарактеризовать игру тунисской сборной. Под аккомпанемент непрекращающегося барабанного боя она была похожа как раз на туземный танец, агрессивный и злой. Не имея таких голиафов, как двухметровые Торгованов, Ходьков, Погорелов, Горпишин и Тучкин, тренер тунисской сборной вдохновлял своих низкорослых по гандбольным меркам подопечных гроздьями виснуть у россиян на плечах. А по возможности максимально подвижной, агрессивной защитой и вовсе не допускать соперников на ударные позиции.

Победы над Тунисом и Украиной получились неубедительными по счету и почти каторжно тяжелыми по своему характеру. Язык не поворачивается назвать успехом всего-то три мяча отрыва во встречах с командами, на пару имеющими всего два выступления на чемпионатах мира и не поднимавшихся на них выше 12-й строки. По тайму каждого из матчей места для прессы находились аккурат над скамейкой сборной России, и я хорошо видел и слышал рождавшиеся на ней эмоции. Мелкие споры, чертыхания, обиды на судей -- в общем, все, что только может говорить о неожиданно проблемном для команды характере матчей. Наверное, сидя на самой скамейке, я услышал бы скрежет зубов. "Если бы в современном гандболе сохранился существовавший ранее 45-секундный лимит на атаку -- мы вполне могли бы сегодня и проиграть", -- такое сенсационное признание Владимир Максимов, впечатленный активностью тунисцев в обороне, сделал после первой игры.

Кстати, больше за эти два дня тренер сборной России не сказал журналистам всерьез ни слова. Когда Максимова спросили о том, почему столь скромны были победы над соперниками много ниже уровнем, он налил в стакан воды (вслух пожалел об отсутствии под рукой водки) и сказал, что лишь в подобной емкости возможно точное определение уровня. Когда зашел разговор о громогласной максимовской ругани на скамейке (не мат ли?) -- тренер сборной России лишь улыбнулся и сказал, что употребляет "те слова, которые в этой ситуации могут дойти до души игроков, но не через уши". Наконец, когда особо дотошный француз из "La Tribune" снова спросил о том, не слабовато ли олимпийские чемпионы выглядят на старте, Максимов его изысканно запугал: "Вы, наверное, тренером хотите стать? Приглашаю, у нас в России полно вакансий. И зарплата отличная -- 80 долларов. Одна проблема -- не за день, а за месяц".

После каждой из пресс-конференций мне приходилось давать сеанс объяснений для иностранных журналистов, помогать им разгадывать семантику речей Максимова, зачастую парадоксальных и плохо доходящих до западного человека. "Это он серьезно или шутит? И что из этого следует?" Впрочем, что касается расположения духа, то вполне возможно, что улыбчивость российского тренера была искренней. Ибо пробуксовка на старте супертурниров -- фирменное свойство сборной России последних лет, никак не мешающее ей, впрочем, ежегодно добираться до финала. И, возможно, дюнкеркская неубедительность -- это лишь одна из типичных максимовских шарад.

Дюнкерк

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости